Страхование риска неплатежа

После второй мировой войны в практике международной торгов­ли значительное место занимают поставки промышленного обору­дования, компенсационные и другие экспортно-импортные сделки на базе долгосрочных кредитов. С целью гарантии погашения кре­дитов в обусловленные сроки кредиторы во многих случаях произ­водят страхование экспортных кредитов, или риска неплатежа. Осо­бое значение страхование риска неплатежа приобретает в условиях рыночной экономики, когда отдельные предприятия и организации самостоятельно выходят на внешний рынок, устанавливают прямые коммерческие связи без достаточного знания своих партнеров, усло­вий торговли в соответствующих странах.

Страхование этого риска частные страховые компании, как пра­вило, не проводят. Страхование экспортных кредитов осуществляет­ся специализированными учреждениями и обществами, которые обычно принадлежат государству или в которых государство имеет контрольный пакет акций. Так, в Великобритании страхование таких рисков осуществляется правительственным Департаментом гарантии экспортных кредитов, обществом «Индемнити» и корпо­рацией «Ллойд», в Германии — обществом «Гермес», во Франции — обществом «Кафас», в США — Эксимбанком.

Страхованию подлежат убытки от неоплаты счетов за поставлен­ные товары и/или оказанные услуги, возникшие в течение действия договора страхования вследствие наступления страхового случая. Страхование также распространяется на счета, выписанные на товары и/или услуги, которые действительно поставлены и/или действитель­но оказаны от имени и за счет страхователя, приняты иностранным покупателем и подлежат оплате в течение срока, установленного в договоре страхования.

Страхование не распространяется на неустойки, договорные штра­фы, проценты за просрочку, возмещение убытков по рекламации, курсовые разницы; счета, выписанные на государственные предпри­ятия, организации и фирмы; счета по экспортным контрактам, для исполнения которых отсутствуют необходимые лицензии и(или) раз­решения. Не возмещаются также убытки, явившиеся следствием вой­ны, военных действий, гражданского неповиновения, забастовок, конфискации, национализации, введения лицензирования, отмены экспортной или импортной лицензии, запрета или ограничения переводов.

Страховым случаем считается неплатежеспособность иностран­ного покупателя, под которой понимаются следующие события: от­крытие судебного производства по делу о несостоятельности иност­ранного покупателя или отказ о возбуждении дела о несостоятель­ности иностранного покупателя в связи с отсутствием у него имущест­ва; открытие судебного процесса по предотвращению несостоятель­ности; достижение внесудебного компромисса между иностранным покупателем и его кредиторами; бесперспективность платежа в силу доказанных неблагоприятных обстоятельств.

Страховым случаем считается также неоплата застрахованного счета в течение шести месяцев с даты истечения срока, установлен­ного в договоре страхования.

Для определения размеров убытков из суммы неоплаченных сче­тов вычитаются: встречные требования иностранного покупателя к страхователю; доходы от реализации различных видов обеспечения; все поступления после наступления страхового случая, включая поступления от реализации активов в ходе судебного производства по доле страхователя.

Валютой страхования может быть любая иностранная валюта, в которой выписываются счета иностранным покупателям. Страховая премия и страховое возмещение оплачиваются в той валюте, в кото­рой выписаны счета.

Литература

1. Герчикова И.Н. Маркетинг и международное коммерческое дело. — М., 1990.

2. Дейян А. Реклама. — М., 1993.

3. Дэниелс Дж.Д., Радеба Ли X. Международный бизнес. — М., 1994.

4. Журавлев Ю.М. Страхование во внешнеэкономических свя­зях. — М.:Анкил, 1993.

5. Крылов В. И. Мировой рынок информации//Международный биз­нес России.1996. № 3.

6. Наймушин А.Д. Основы организации рекламы. — М., 1992.

7. Основы внешнеэкономических знаний. — М.: Междунар. отноше­ния, 1990.

8. Рожков И.Я. Международное рекламное дело. — М., 1994.

9. Сэндидж Ч. и др. Реклама: теория и практика. — М., 1989.

Глава 10

Наши рекомендации