SWOT – анализ бизнес – идеи
Сильные стороны | Слабые стороны |
Возможности | Угрозы |
4 Стратегия маркетинга
Схема распространения товаров Вашей фирмой.
Состав себестоимости и цены Вашей продукции.
Ценовая политика.
Планируемая реклама.
Методы стимулирования продаж.
Организация послепродажного обслуживания.
Формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах.
Каковы каналы реализации товара?
Какими способами Вы будете расширять объем продаж (расширение района сбыта или поиск новых форм привлечения покупателей)?
5 План производства фирмы
Где будут изготавливаться товары (на действующем или вновь строящемся предприятии)? Если предприятие строится, следует рассчитать укрупненно сметную стоимость строительства. Если имеющиеся помещения подвергаются реконструкции или ремонту, необходимо рассчитать соответствующие затраты. Если помещение арендуется, необходимо рассчитать стоимость аренды.
Какие для этого требуются производственные мощности и каков их возможный рост в будущем?
Где и на каких условиях будут закупаться сырье, материалы, комплектующие? По каждому виду материальных ресурсов приводятся: наименование, норма расхода, цена, рассчитывается общая стоимость и указываются предполагаемые поставщики.
Какова репутация планируемых поставщиков, есть ли опыт работы с ними?
Предполагается ли производственная кооперация и с кем?
Возможно ли в будущем какое-либо лимитирование объемов производства или поставок ресурсов?
Какое оборудование требуется, где его можно приобрести, возможны ли при этом проблемы и какого рода? По каждому виду оборудования приводятся: наименование, цена единицы, требуемое количество, общая стоимость, поставщики.
Схема производственных потоков на вашем предприятии или технологический процесс изготовления продукции (выполнения услуг).
Как будет производиться контроль качества продукции (услуги)?
Оценка возможных издержек производства и их динамики на перспективу. Расчет планируемых издержек должен быть выполнен подробно по каждой статье затрат в расчете на единицу продукции (услуги) и весь товарный выпуск.
Как планируется решать вопросы утилизации отходов и охраны окружающей среды?
Местоположение планируемого предприятия с точки зрения экологии, сервиса, транспортных магистралей, линий связи и т.д.
6 Организационно-управленческий план создания фирмы
Какие специалисты потребуются?
Какова будет их заработная плата? Ее связь с результатами работы фирмы.
Формы работы специалистов.
Организационная структура и структура управления Вашим предприятием (привести и описать схему).
Оплата труда руководящего персонала и его стимулирование.
Режим работы предприятия.
7 Оценка риска и страхование
Какие возможны типы риска (нежелательные эффекты)?
Возможные источники возникновения риска. Необходимо привести количественную (экспертную) оценку степени возможных рисков и вероятности их возникновения.
Меры по уменьшению степени риска.
Планируемые виды страхования рисков.
8 Финансовый план фирмы
Каков прогноз объемов реализации?
Каков баланс денежных расходов и поступлений?
Таблица доходов и затрат (прил. А).
Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Расчет точки безубыточности и построение графика безубыточности (прил. Б).
Расчет рентабельности продукции (услуги) и производства (предприятия).
Все финансовые показатели должны быть рассчитаны на три года, при этом первый год должен быть дан с помесячной, а второй год – с поквартальной разбивкой.
9 Стратегия финансирования фирмы
Ваш план получения средств для создания или расширения предприятия.
Сколько средств нужно для реализации данного проекта (общая сумма и конкретные направления использования)?
Откуда намечается получить эти средства и в какой форме? Если предполагается получение заемных средств в форме кредита, то следует привести график погашения кредита.
Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получение инвесторами дохода на них (срок окупаемости инвестиций)?
10 Юридический план
Форма собственности вашего предприятия.
Организационно-правовая форма предприятия (государственное, АО, ООО, производственный кооператив и т.д.) и ее обоснование.
2 РЕАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА
Для того чтобы разработанный бизнес-план был реализован, он должен быть дополнен рядом организационных документов. В курсовой работе должны быть разработаны и приведены следующие документы.
1.Решение о создании предприятия (если один учредитель) или протокол собрания учредителей (если их несколько).
2.Заявление в регистрационную палату (по установленной форме).
3.Декларация на изготовление печати (по установленной форме).
4.Учредительный договор (или договор о создании АО).
5.Устав предприятия.
6.Положения о подразделениях фирмы.
7.Должностные инструкции руководителей и специалистов.
8.Контракты (трудовые договоры) с работниками фирмы.
9.Примеры (2 – 3) договоров с деловыми партнерами.
Кроме того, в этом разделе должны быть:
1) схема государственной регистрации предприятия и открытия расчетного счета в банке;
2) описание товарного знака, его создания и регистрации.
Заключение
Заключение содержит основные выводы по проделанной работе и описание решений поставленных во введении задач. Объем заключения –2-3 страницы.
Второй вариант курсовой работы
В пояснительную записку курсовой работы входят: титульный лист, оглавление, разделы курсовой работы, приложения и перечень использованной литературы.
Курсовая работа включает следующие основные разделы: введение, основную часть и заключение.
Введение
Во введении необходимо показать роль и значение предпринимательской деятельности в развитии рыночных отношений, дать характеристику современного предпринимательства и задач, стоящих перед ним. После этого во введении студент должен дать четкую формулировку общей цели курсовой работы и перечислить те задачи, которые должны быть им решены.
Основная часть
Основная часть курсовой работы по второму варианту включает краткую характеристику предприятия (фирмы) и следующие разделы:
1 Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности (5-10 страниц).
2 Экономические основы предпринимательской деятельности (5-10 страниц).
3 Разработка перспективной комплексной программы развития предприятия (фирмы) (5-10 страниц).
4 Разработка бизнес-плана конкретного мероприятия, направленного на повышение эффективности деятельности фирмы (10-15 страниц).
Первый раздел «Организационно-правовые основы предпринимательской деятельности» должен иметь следующее содержание:
1.1 Разработка (уточнение) Устава предприятия (Положения о подразделении).
1.2 Разработка (совершенствование) организационной структуры управления предприятием (подразделением).
1.3 Разработка (уточнение) функциональных обязанностей, прав, ответственности, стимулирования исполнителей и представление их в виде должностных инструкций.
1.4 Разработка (уточнение) Положений об отделах, службах, бюро и других подразделениях предприятия (фирмы).
1.5 Разработка договоров с деловыми партнерами и трудового договора (контракта) с работниками предприятия (фирмы).
При написании первого раздела необходимо проанализировать перечисленные организационно-правовые документы предприятия с точки зрения их наличия и качества разработки. В том случае, если названные документы на предприятии отсутствуют, студент должен их разработать самостоятельно и привести в курсовой работе. Если названные документы на предприятии есть, и их содержание полностью отвечает предъявляемым требованиям, студент должен отметить это при анализе и привести в курсовой работе все документы в полном объеме. Если перечисленные документы на предприятии есть, но их содержание частично или полностью не отвечает требованиям, студент должен переработать эти документы и привести в курсовой работе их новые (переработанные) варианты. Если документы требуют незначительной доработки или уточнения, то следует привести подлинники текстов документов, указав, какие именно доработки и уточнения в них должны быть сделаны, чтобы привести их в соответствие с требованиями.
Второй раздел «Экономические основы предпринимательской деятельности» должен иметь следующее содержание:
1.1 Определение основных показателей, оценивающих работу предприятия (фирмы).
1.2 Разработка положения о стимулировании труда работников предприятия (фирмы) и увязка этого положения с основными показателями, оценивающими работу предприятия в целом, а также отдельных подразделений предприятия и категорий персонала.
При написании этого раздела следует проанализировать основные показатели, с помощью которых оценивается деятельность предприятия, его подразделений и отдельных работников и при необходимости предложить другие или дополнительные показатели, которые студент считает нужным использовать для этой оценки.
На основании этих показателей должна быть построена система стимулирования труда работников предприятия. Для этого необходимо проанализировать имеющееся на предприятии Положение о стимулировании труда работников. Если такое Положение отсутствует, студент должен разработать его самостоятельно и привести в курсовой работе. Если Положение на предприятии есть, но оно, по мнению студента, не отвечает требованиям (например, не охватывает все подразделения и категории персонала, или не увязано с показателями оценки деятельности подразделений или категорий персонала, или имеет какие-то другие недостатки), то студент должен переработать соответствующее Положение и привести в курсовой работе новый его вариант. Если требуется несущественная переработка или доработка Положения о стимулировании или уточнение некоторых его моментов, то можно привести в курсовой работе имеющийся на предприятии вариант Положения, но при этом указать, какие именно исправления и уточнения должны быть в нем сделаны.
Третий раздел «Разработка перспективной комплексной программы развития предприятия (фирмы)» должен иметь следующее содержание:
3.1 Разработка возможных направлений повышения эффективности деятельности (увеличения прибыли) предприятия (социальных, экономических, организационных, технических) на основе использования диаграммы «Дерево противоречий» (прил. В).
3.2 Составление бизнес-плана развития предприятия (фирмы), включающего в себя разработку основ маркетинговой, продуктовой, производственной, управленческой, финансовой, кадровой стратегии развития предприятия (фирмы), стратегии риска и методов его снижения.
При разработке этого раздела следует построить диаграмму «Дерево противоречий» (см. прил. В), с помощью которой выявляются основные проблемы в деятельности организации. При этом следует рассмотреть основные направления деятельности фирмы под углом зрения четырех групп отношений: организационных, социальных, экономических и технико-технологических.
Выявленные в ходе построения диаграммы проблемы (нежелательные эффекты) и пути их решения (устранения) должны составить основу концепции дальнейшего развития предприятия. При этом все многообразие направлений повышения эффективности деятельности предприятия следует свести к следующим основным стратегиям: маркетинговой, продуктовой, производственной, управленческой, финансовой, стратегии риска и методов его снижения.
Четвертый раздел «Разработка бизнес-плана конкретного мероприятия, направленного на повышение эффективности деятельности фирмы» предполагает выбор из всего перечня мероприятий, представленных в третьем разделе курсовой работы, одного из наиболее значимых для дальнейшего развития предприятия и относящегося к одной из перечисленных стратегий, и разработку бизнес-плана этого мероприятия (например, освоения нового продукта или услуги, расширения производства, создания новых подразделений, внедрения новой технологии, нового оборудования и т. д.). При разработке бизнес-плана следует руководствоваться рекомендациями о структуре бизнес-плана, приведенными на с. 4 – 8 методических указаний.
Заключение
Заключение содержит основные выводы по проделанной работе и описание решений поставленных во введении задач. Объем заключения –2-3 страницы.
В приложениях к курсовой работе могут быть приведены словарь основных понятий, терминов по предпринимательской деятельности, которые используются студентом в курсовой работе; все вспомогательные материалы (подробные примеры, пояснения, модели, графики, схемы, диаграммы и т.д.); образцы организационно-правовых документов и др. Объем приложений не ограничивается.
Пояснительная записка к курсовой работе оформляется в соответствии с методическими указаниями по оформлению дипломных, курсовых и других видов учебных работ (Приложение Д). Образец оформления титульного листа приведен в прил. Г.
Защита курсовых работ
Защита курсовых работ проходит в форме представления презентаций по теме курсовой работы.
3 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная
1. Васильева Н.А. и др. Экономика предприятия: пособие для сдачи экзамена.- М.: Юрайт-Издат,2005..
2. Экономика предприятия.- СПб.: Питер,2002.
3. Экономика предприятия (фирмы): учебник для ВУЗов.- М.: ИНФРА-М,2003.
4. Экономика фирмы: Пособие для сдачи экзамена.- М.: Юрайт-Издат,2005.
5. Экономика фирмы: Учебное пособие.- М.: Мастерство,2002.
6. Экономика и управление в машиностроении: учебное пособие СПО.- М.: Академия,2004.
7. Любанова Т.П. и др. Бизнес- план: учебно- практическое пособие.- М.: Приор,2001.
8. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник НПО.- М.: Академия,2002.
Дополнительная
Электронные библиотеки по бизнесу, финансам, экономике и смежным темам:
1. http://www.aup.ru/library/
2. http://eup.ru/Catalog/All-All.asp
3. http://www.mirkin.ru
4. http://enbv.narod.ru/
5. http://www.finbook.biz/
6. http://marketing.spb.ru/read.htm
7. http://www.cfin.ru
8. http://www.classs.ru/library/
9. http://www.elobook.com/
10. http://lib.ksrf.ru/
11. http://www.juristlib.ru/
12. http://www.allpravo.ru/library/
13. http://www.lawclinic.ru/library.phtml?m=1
14. http://kalinovsky-k.narod.ru/b/b-spisok.htm
15. http://pravo.eup.ru/
16. http://civil.consultant.ru
17. http://www.lawbook.by.ru
18. http://hgiik.ru/index.php?dn=link&to=open&id=1046
19. http://www.med-pravo.ru/
20. http://www.lawlibrary.ru/poisk.php
Приложение А
Финансовые показатели создаваемой фирмы
Таблица 1
Прогноз доходов и затрат фирмы на первые три года ее развития
Наименование показателя | 20_ г. | 20_г. | 20_г. |
1.Объем продаж, тыс.шт. | |||
2.Цена на единицу прод. (услуги), тыс.р. | |||
3.Доход от продажи, тыс.р. | 4 500 | 13 500 | 18 000 |
4.Допустимая величина безнадежных долгов, тыс.р. | |||
5.Уточненный доход от продаж, тыс.р. | 4 460 | 13 380 | 17 850 |
6.Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. | 2 832 | 8 675 | 9 802 |
7.Валовая прибыль, тыс.р. | 1 668 | 4 705 | 8 048 |
8.Остаток прибыли до уплаты процента за кредит и налогов, тыс.р. | 1 668 | 4 705 | 8 048 |
9.Проценты за кредит | - | - | - |
10.Налоги | 2 352,5 | 4 024 | |
11.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс.р. | 2 352,5 | 4 024 |
Таблица 2
Прогнозные показатели развития фирмы на первые три года
Наименование показателя | 20_ г. | 20_г. | 20_г. |
1.Объем продаж, тыс.шт. | |||
2.Цена за единицу продукции (услуги), тыс.р. | |||
3.Доход от продаж, тыс.р. | 4 500 | 13 500 | 18 000 |
4.Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, тыс.р. | 2 352,5 | 4 024 | |
5.Рентабельность продаж, проц. | 18,5 | 17,4 | 22,3 |
Планируемый объём реализации продукции в натуральных единицах
К =__________
Таблица 3
Показатели | 1 год | 2 год | 3 год |
Баланс на начало периода | |||
Поступления: | |||
ВСЕГО поступлений | |||
Платежи: | |||
ВСЕГО платежей | |||
Баланс на конец периода |
Приложение Б
Пример построения графика безубыточности
Расчёт точки нулевой прибыли(период – один год)
За единицу продукции принимается
_________________________________________