Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
Глава 1 Введение в бизнес-планирование  
1.1 Сущность и процесс бизнес-планирования  
1.2. Структура бизнес-плана  
Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи  
2.1 Характеристика предпринимательской деятельности  
2.2 Краткая характеристика основных направлений бизнеса  
2.3 Источники и анализ бизнес-идей  
Глава 3 Анализ рынка  
3.1 Этап Анализ маркосреды проекта  
3.2. Анализ внутренней среды проекта  
3.3 SWOT-анализ проекта  
3.4. Анализ конкурентов  
3.5 Стратегии бизнеса  
Глава 4 Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг  
4.1 Характеристика продукта проекта  
4.2. Характеристика предприятия  
Глава 5 План маркетинга  
5.1. Общая стратегия маркетинга  
5.2. Ценообразование  
5.3 Продвижение продукции  
5.4. План каналов сбыта товара  
Глава 6 План производства  
6.1 Структура плана производства  
6.2 Расходная часть проекта  
6.3. Календарный график работ  
Глава 7 Организационный план  
7. 1. Юридические вопросы создания и функционирования предприятия  
7.2. Общегражданско-правовые отношения  
7.3. Разработка организационной структуры предприятия  
7.4 Лицензирование деятельности и сертификация продуктов  
7.5 Лицензирование деятельности предприятия  
Глава 8 Финансовый план  
8.1 Доходная часть проекта  
8.2 Составление плановых финансовых документов  
8.3 Стратегия финансирования проекта  
8.4 Анализ безубыточности и график прибыльности проекта  
8.5 Показатели эффективности проекта  
8.6. Налоговая нагрузка проекта  
Глава 9 Оценка и минимизация рисков, анализ чувсвительности проекта  
9.1 Сущность риска и его минимизация  
9.2 Анализ чувствительности проекта к изменению его основных параметров  
Библиография  
Приложение 1 Тест Д.Кейрси на определение предпринимательских способностей  

Введение

Бизнес-планирование является обязательной дисциплиной для изучения студентами подготовки направления Менеджмента, входящей в блок профессиональных дисциплин. Целью освоения учебной дисциплины бизнес-планирование является формирование компетенций, направленных на умение находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею, способность разрабатывать бизнес-планы создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов и т.п.)

Можно выделить три основные причины, почему необходимо планировать бизнес:

1. Процесс бизнес-планирования, включает обдумывание идеи, заставляет предпринимателя объективно, критически и беспристрастно взглянуть на предприятие во всей его полноте. План как хорошо проложенный маршрут, отражающий строгую очередность действий и приоритеты на пространстве ограниченных ресурсов.

2. Бизнес-планирование является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании поможет эффективно принимать решения, контролировать и управлять предприятием, что в свою очередь является основой успеха.

3. Законченный план бизнеса является средством для ознакомления с идеями других заинтересованных сторон. Хорошо разработанный бизнес-план производит благоприятное впечатление на людей, с которыми предполагается сотрудничать, таких как: инвесторы, банки, совладельцы и служащие. План в полной мере характеризует уровень профессионализма предпринимателя.

Представленное учебное пособие позволяет студенту последовательно знакомиться с основными разделами бизнес-плана и составить собственный по заявленному виду деятельности

Глава 1 Введение в бизнес-планирование

Сущность и процесс бизнес-планирования

.

Бизнес-планирование самостоятельный вид плановой деятельности, представляющий упорядоченную совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес – планирования, реализацией непосредственного процесса планирования продвижением результатов этого процесса на рынке капитала.

Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим эффективно управлять реализацией бизнес-проекта.

Подготовленный бизнес-план должны отличать: чёткая структура разделов; простота изложения, наглядность и обоснованность представленных материалов; объективность и достоверность используемой информации; обоснованный анализ рисков и трудностей, которые могут помешать его успешной реализации; точность финансовых расчётов; достоверность финансовых показателей и документов.

Задачи бизнес планирования тесно связаны с его участниками:

Сотрудники предприятия:

· Информирование служащих предприятия о целях, задачах и методах их решения.

· Координация действий всех подразделений предприятия при достижении стратегических целей

· Мотивация сотрудников на выполнение задач предприятия

· Обоснование общих специфических деталей функционирования предприятия в условиях рынка

Внешний менеджмент

· Организационно-управленческая и финансово - экономическая оценка состояния предприятия

· Выявление потенциальных возможностей предприятия, анализ сильных и слабых сторон деятельности

· Формирование инвестиционных целей на планируемый период

· Выработка стратегии и тактики конкурентной борьбы

· Оценка финансовых, трудовых, материальных ресурсов необходимых для достижения стратегических целей предприятия

Инвесторы и контрагенты

· Определение источника финансирования реализации проектов

· Выявление и оценка риска выполнения бизнес-плана

· Расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности.

В современной экономической практике бизнес-план выполняет пять основных функций:

1. Используется для обоснования реализации стратегии бизнеса

2. Позволяет оценить возможности развития новых направлений деятельности, контролировать процессы внутри фирмы

3. Используется для привлечения денежных средств.

4. Привлекает к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые могут вложить в производство собственный капитал или технологию

5. Улучшает информируемость всех сотрудников о предстоящих изменениях, координирует их усилия, создает дополнительную мотивацию персонала путем вовлечения работников в процесс составления бизнес-плана.

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий, которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес - планирования.

Во-первых, необходима методическая база разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять данную методику на практике

Во-вторых, необходима информационная база, которая включает:

- экономическую информацию – прогнозные значения процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т.д.

- учетную информацию – данные бухгалтерского и управленческого учета

- информацию финансовых органов – учреждений банковской системы, валютной биржи и т.д.

- политическую информацию

- нормативно-правовую информацию – законы, указы Президента и т.д.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления предприятием.

В-четвертых, необходимы средства автоматизации процесса бизнес-планирования, поскольку в процессе планирования происходит обработка большого количества информации.

Выделяют следующие стадии процесса бизнес-планирования:

· подготовительная, на данном этапе происходит формирование перспективной бизнес-идеи (идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения);

· разработка бизнес-плана, на данной стадии принимают решение о подготовке бизнес-плана, формируется группа разработчиков, определяется система финансового обеспечения;

· продвижение идеи, результатов проекта является сложным процессом передачи содержательных сведений. На данном этапе возможна процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами, которая обычно проходит в 6 этапов: оценка характеристик компании заявителя, анализ отрасли его деятельности, анализ условий инвестиционного соглашения: форма заимствования и возврата кредита, залог, гарантия возврата кредитных средств, анализ последнего баланса организации определение степени его финансовой устойчивости и ликвидности, оценка активов и обязательств, проверка достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия, оценка руководящей команды компании заявителя, выявление особенностей проекта и общий анализ бизнес-плана;

· реализация бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, Реализовать бизнес-план, значит, выполнить все рабочие задачи компании и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект в производственную стадию. План реализации бизнес-плана содержит график, объединяющий последовательную схему действий на различных стадиях реализации бизнес-плана.

Практика бизнес-планирования предполагает разработку множества версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Типовая классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке - 1.

Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи - student2.ru

Рисунок – 1 Типология бизнес-планов по объектам бизнеса

На практике наиболее часто используются следующие виды бизнес-планов: бизнес-план организации; бизнес-план заявки на кредит; бизнес-план инвести­ционного проекта; бизнес-план структурного подразделения; бизнес-план заяв­ки на грант; бизнес-план развития региона; бизнес-план учреждения.

Бизнес-план организации - это программа развития на предстоящий плано­вый период с указанием необходимых и достаточных социально-экономических показателей для обоснованного привлечения необходимых объемов инвестиций и ресурсов. В нем на первый план выступают задачи эффективного использова­ния имеющихся ресурсов и детализации бюджетов. Поэтому в таком бизнес-плане основное внимание уделяется текущему состоянию дел, финансовому плану, бюджету движения денежных средств, бюджету доходов и расходов.

Бизнес-план заявки на кредит разрабатывается с целью получения заемных средств от организации-кредитора или банковского кредита. Он обычно разрабатывается в виде технико-экономического обоснования (ТЭО), его ос­новная задача - показать, что его разработчик является грамотным менедже­ром и может представить заявку в форме, требуемой банком, и, самое главное, сможет гарантировать минимальный риск вложений.

Бизнес-план инвестиционного проекта излагает результаты маркетингово­го исследования, обосновывает стратегии освоения рынка, предлагает конеч­ные экономические и финансовые результаты.

Бизнес-план структурного подразделения (например, центра финансового учета) - это изложение плана его деятельности. Это отдельная часть бизнес-плана всей компании, поэтому часть разделов, относящихся к управленческому анализу и анализу внешней среды, может в нем отсутствовать. Здесь основной упор делается на плане и последовательности проводимых мероприятий, а так­же финансовом планировании.

Бизнес-план заявки на грант составляется для получения инвестиций из государственных бюджетов различных уровней и/или различных отечествен­ных, зарубежных фондов с целью решения социально-экономических проблем и сопровождается обоснованием прямых и косвенных экономических, социаль­ных, научно-технических преимуществ для общества при условии выделения средств или ресурсов под предлагаемый проект.

Бизнес-план развития региона определяет перспективы социально-эконо­мического развития региона с обоснованием объемов финансирования соответ­ствующих программ для органов, наделенных бюджетными полномочиями.

Бизнес-план учреждения (государственного, негосударственного) - это обос­нование перспектив и значимости его (например, вуза, поликлиники, школы, на­учно-технического центра и т; д.) социально-экономического развития для обще­ства. При этом, определяется потребность в ресурсах по плановым периодам.

Следует подчеркнуть, что не существует стандарта на разработку бизнес-плана, и ни один юридический документ пока еще не закрепляет обязательнос­ти подготовки бизнес-плана из-за различия целей бизнеса и бесконечного мно­жества вариаций среды, в которой он действует. В то же время решение вопро­са о выделении бюджетных инвестиций, предоставлении банковских кредитов осуществляется только при наличии бизнес-плана, отражающего курс разви­тия предприятия на определенный период.

В процессе создания бизнес-плана важное значение имеют выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариативность закладываемых в него решений, объем и наличие прилагаемых документов. Всё это, во многом, зависит от ряда факторов, среди которых можно назвать величину предполага­емых инвестиций по конкретному предпринимательскому проекту и специфи­ку потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность). В данном случае не так важен выбор самой методики, сколько то, чтобы разработанный документ содержал бы обязательные разделы, в кото­рых подробно рассматривались конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах.

Бизнес-план дает представление о том, как предприятие в своей деятельно­сти будет учитывать специфику своего региона, производственные возможнос­ти региональных промышленных предприятий и имеющиеся у них товарные запасы; объем и структуру предлагаемого поступления товаров из других реги­онов страны, дальнего и ближнего зарубежья; трудовой и интеллектуальный потенциал самого предприятия.

Объем бизнес-плана зависит от цели его составления. Внутренний бизнес-план (для внутрифирменного использования) не регламентируется ни по объему, ни по структуре разделов. Бизнес-план, представляемый с целью получения боль­ших или средних объемов инвестиций (кредитных ресурсов) должен включать приблизительно от 50 до 80 страниц. Имеется в виду его общий объем, который включает основные приложения (уставные документы, бухгалтерский баланс, и другое.) Как правило, в указанный объем не включаются приложения, дополняющие бизнес-план и подтверждающие его реальность.

Чтобы написать качественный биз­нес-план, необходимо проанализировать огромный объем информации по всем бизнес-областям. При этом следует учитывать, что с развитием современных ин­формационных и коммуникационных технологий объем такой информации будет постоянно увеличиваться. Этому же будет способствовать процесс развития само­го конкретного бизнеса. Поэтому при разработке крупных проектов рекомендует­ся подготовить два варианта бизнес-плана. Первый вариант (официаль­ный) - предназначается для потенциальных инвесторов или соинвесторов (пред­полагаемых партнеров или учредителей) представляет описание общей цели пред­лагаемого бизнес-проекта. Он может содержать три возможных варианта развития событий: оптимистический, пессимистический и реальный (оптимальный).

Вто­рой - является внутренним рабочим документом предпринимателя (предназначается для внутреннего использования) и служит аналитическим материалом для принятия окончательного решения по осуществлению конкретных мероприятие направленных на разработку и реализацию нового проекта.

Структура бизнес-плана

Рассмотрим основные правила оформления и структуру бизнес-плана. Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой деятельности, размером предприятия и целью составления бизнес-плана. Поэтому чем крупнее предприятие, тем сложнее, полнее и обоснованнее будет разработка бизнес-плана. Бизнес-план небольшого предприятия значительно проще по составу, структуре и объему, чем бизнес-план крупного производства.

Обложка (титульный лист)

Будет лучше, если обложка сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы. В то же время необходимо сделать обложку как можно проще. Укажите следующую информацию:

1. Данные о предприятии:

- название предприятия;

- юридический адрес предприятия;

- номера телефонов и телефаксов (если таковые имеются);

- e-mail;

- Ф.И.О. лица, с которым можно контактировать по данному вопросу.

2. Деловая часть: описание целей, потенциальных возможностей и перспектив.

3. Размер необходимых инвестиций - текущие и ожидаемые потребности.
4. Если возможно, укажите поручителей.

При оформлении бизнес-плана не следует заполнять страницы большими объемами текста, таблиц и графиков, иначе это может оттолкнуть пользователя (например, потенциального инвестора). Поэтому необходимо распечатать бизнес-план только с одной стороны листа либо через 1,5 интервал, либо небольшими абзацами через 1 интервал, пропуская между ними 1,5-2 интервала. Основной текст лучше сделать 12-14 размера шрифта Times New Roman или Arial. Заголовки выделите или подчеркните. Лучше оформить бизнес-план либо в твердый переплет, либо в специальную папку с пружинками и прозрачной обложкой. В содержании бизнес-плана необходимо перечислить все пункты бизнес-плана с указанием страниц по тексту.

Структура бизнес-плана

Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Обычно в нем предусматриваются разделы, в которых раскрываются основная идея и цели бизнеса, характеризуется специфика продукта предприятия, дается оценка рынка и устанавливается стратегия поведения на определенных рыночных сегментах, определяется организационная и производственная структура, формируются финансовые аспекты проекта, включая стратегию финансирования и предложения по инвестициям, описываются перспективы роста предприятия.

Кратко перечислим и раскроем основные пункты бизнес-плана:

1. Резюме

После титульного листа и содержания бизнес-плана следует резюме. При написании ему следует уделить особое внимание. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но при этом обычно помещается в начале бизнес-плана.
Резюме - это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» проекта. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Поэтому следует убедиться, что резюме можно прочесть за несколько минут.
В резюме необходимо в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме, при этом обязательно отметив:

- основные задачи бизнес-плана;

- привлекательность бизнеса;

- перспективные оценки будущих прибылей и объемов продаж;

- процедуры возврата займов и кредитов инвесторам;

- размер требуемого капитала.

Такое резюме производит определенный обзор всего бизнес-плана в быстро читаемом виде. Не следует пренебрегать этим разделом - именно он показывает потенциальным инвесторам целевую направленность бизнес-плана.

2. Анализ рынка

Данный раздел подготавливает пользователя к лучшему пониманию предмета бизнес-планирования и на сколько проект вписывается в общую картину отрасли деятельности, к которой относится бизнес. Раздел обязательно должен включать следующие пункты:

- тенденции развития отрасли;

- основные потребители продукции,

- основные рынки сбыта (в т.ч. сегменты рынка, их размер и месторасположение, перспективы на будущее),

-возможности роста бизнеса;

- описание новых продуктов, разработок и услуг на рынке;

- факторы, влияющие на деятельность (например, сезонность, уровень жизни населения и пр.),

- основные тенденции и прогнозируемые изменения на основных рынках сбыта;
- результаты анализа рынка;

- рыночную стратегию развития предприятия.

3. Описание предприятия, проектируемой продукции или предоставляемых услуг

В этом разделе необходимо подробно описать:

- продукцию или комплекс услуг;

- способность удовлетворять рыночные потребности;

- уникальные преимущества по сравнению с продукцией или услугами конкурентов;

- жизненный цикл продукта (услуг);

- торговые секреты, патенты, авторские права;

- исследовательские и конструкторские работы (если они ведутся или планируются в будущем);
- описание предприятия, его организационно-правовой формы;

- структуру основных и оборотных средств предприятия;

- общую потребность в капитале.

4. План маркетинга, где необходимо описать

- стратегию продвижения товаров на рынок (маркетинговая стратегия);

- выявление условий снабжения и производства продукции;

- каналы сбыта продукции;

- организацию сбыта продукции;

- рекламную политику;

- ценообразование на продукты (услуги).

5. Производственный план

В данном разделе дается описание следующих ключевых моментов вашего бизнеса:
Определение потребности в ресурсах:

- производственное и/или торговое помещение (размер и местоположение);

- производственные мощности;

- оборудование и оснастка;

- персонал;

- капитал;

Планирование потребности в оборотных средствах:

- сырье и материальные ресурсы;

- топливо и энергия;

- инструменты;

Описание:
- технологии;

- сущности технологического процесса (можно вынести в приложение к бизнес-плану);

- схемы производственных потоков (откуда и как будут поступать на предприятие все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться с предприятия);
Календарный план (увязывает все необходимые работы, исполнителей и сроки выполнения).
6. Организационный план, который включает разделы

Структура предприятия:

:- организационно-правовая форма;

- организационная структура (отражает кто и чем будет заниматься, взаимодействие служб друг с другом, координация и контроль их деятельности);

Управление:
- группа управления (их образование, опыт и стаж работы, автобиографии, функции, права и обязанности, полезность и необходимость на предприятии);

- присутствие консультантов;

- методы управления.

Персонал:
- структура и штатная численность персонала;

- права, обязанности и основные функции работников;

- средняя заработная плата;

- требования при найме работников;

- социальные гарантии, льготы.

Вопросы создания и регистрации предприятия, получения разрешительной документации

Вопросы правовой защиты бизнеса

7. Финансовый план

Данный раздел призван обобщить материалы, полученные в результате всей предыдущей работы и представить их в стоимостном выражении.

Раздел включает:

- баланс активов и пассивов;

- план доходов и расходов о прибылях и убытках;

- план движения денежных средств;

- график достижения безубыточности;

- показатели эффективности проекта;

- сумма привлекаемого капитала;

8. Оценка и страхование риска, анализ чувствительности проекта

Данный раздел, как правило, включает:

а) определение всех типов рисков, которые могут возникнуть в процессе деятельности предприятия (пожары, землетрясения, забастовки, политическая нестабильность, инфляция, изменения в налоговом законодательстве, колебания валютных курсов), а также их источников и момента возникновения;

б) решение задачи по снижению рисков и потерь (указываются организационные меры профилактики рисков, разрабатываются меры по сокращению этих рисков и потерь, приводится программа страхования от рисков).

В случае создания современной системы коммерческого страхования в бизнес-планах указываются типы страховых полисов, и на какие суммы планируется их приобрести (в производственной или торговой деятельности предприятия существует возможность застраховать любой шаг от неудачи, начиная от покупки помещения и заканчивая поставкой некачественного сырья или простоем оборудования).

в) проводится анализ чувствительности проекта к снижению доходов и росту расходов, которые обуславливает осуществление рисковых мероприятий.

9. Приложения

В качестве заключения к бизнес-плану необходимо добавить приложения. Желательно, чтобы приложений было не больше, чем листов в основной части бизнес-плана, иначе это может произвести не очень благоприятное впечатление на будущего инвестора.
Данный раздел бизнес-плана может включать следующие документы:

- библиографию;

- примечания по тексту;

- статьи, вырезки из информационных источников, тематические отчеты;

- биографии;

- графики;

- чертежи;

- копии контрактов и соглашений;

- рекомендации.

Глава 2 Создание и анализ бизнес-идеи

Наши рекомендации