Банк. Система и ее структура. Роль ком. Банков в расширение денежного предложения
Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации. В России функционирует двухуровневая банковская система.
1 уровень - Центральный (эмиссионный) банк. “Банк банков”.
Функции Центрального Банка:
1. Денежная эмиссия.
2. Регулирование денежного обращения.
3. Реализация официальной денежно-кредитной и валютной политики.
Денежная или банковская эмиссия - функция обеспечения потребности национальной экономики в наличных деньгах.
Основные задачи ЦБ: Проведение политики государства в области денежного обращения, кредита и расчетов, обеспечение устойчивой покупательной способности денежной единицы, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков.
Важными регуляторами макроэкономических пропорций и поведения финансовых посредников являются методы воздействия на банковскую ликвидность (активные средства банка): учетная политика ЦБ, политика открытого рынка и политика минимальных резервов.
2 уровень составляют частные и государственные банковские институты или коммерческие банки. К ним относят:
- собственно коммерческие (депозитные) банк, основная деятельность которых связана с приемом депозитов и выдачей краткосрочных кредитов;
- инвестиционные банки, которые занимаются помещением собственных и заемных средств в ЦБ, выступают посредниками между предпринимателями, нуждающимися в средствах для долгосрочных вложений и вкладчиками средств на длительный срок;
- ипотечные банки, предоставляющие долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества;
- сберегательные кассы и кредитные общества;
- страховые и пенсионные фонды.
В России 6 специализированных государственных банков:
1.Государственный Центральный Банк (Госбанк).
2.Промышленно-строительный банк (Промстройбанк).
3.Банк агропромышленного комплекса (Агропромбанк).
4.Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк).
5.Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сбербанк).
6.Банк внешенеэкономических связей (Внешэкономбанк).
Ком-ие банки относятся к числу финансовых посредников (это институты, выпускающие собственные обязательства, т.е. одалживающие деньги у субъектов с избытком средств и от собственного имени выдающие деньги субъектам с недостатком средств). Наряду с банками к фин.посредникам относятся небанковские финансовые институты (страх-ые пенсионные фонды), к-ые в отличие от банков:
1- имеют не универсальный, а специализированный хар-ер;
2- деят-ть к-ых регламентируется ЦБ ограниченно.
Коммерческие банки – универсальный тип банков, занимающихся широким кругом операций. 3 группы операций:
1)активные, связанная с размещением ср-в à включают ссуды промыш-ым, торговым орг-циям, домохоз-вам, покупка ценных бумаг, межбанковские кредиты. Выдавая кредиты своим клиентам ком.банки увеличивают денежное предложение и наоборот – возвраты этих кредитов уменьшают денежную массу в обращении. Объясняется это тем, что выданные в качестве кредита ср-ва, помещ. в др. банках составляя часть их денежных р-сов и соответственно источников последующего кредитования. Т.о., имеет место эффект мультипликативного роста денежного предложения, к-ый будет тем более сильным, чем меньше будет норма резервирования. Резервы – сумма ср-в, внесенных на банковские счета и не выданных в качестве кредитов. Большая часть резервов соответствует норме обязательного резервирования и храниться в ЦБ. Если банк помещает 100% своих пассивов, то банковская сис-ма на предложение денег влияние не оказывает. В случае частичного резер-ия банки по сути создают деньги. M = 1 / r*r, где m-,банковский мультипликатор; r-обяз-ая резервная норма.
2)пассивные, связ-ые с привлечением ср-в. à связаны с формир-ем р-а банка, к-ые складываются из собственных ср-в и привлеченных ср-в. Cобственные ср-ва (акционерный, резервный капитал, нераспределенная прибыль) составляют меньшую часть р-са 10%; основная часть р-сов – это ср-ва привлеченные в виде депозитов (как срочные, так и бессрочные вклады клиентов банка). Вклады до востребования предназначены в основном для текущих расчетов, а срочные – для сбережений.
3)комисионно-посреднические à операции с валютой, доверительные или трастовые операции, размещение и хранение ценных бумаг, лизинг (финансирование аренды оборудования), факторинг (приобретение прав требований, покупка клиентских долгов).
28. Экономическая система:структура и виды экономических систем
I. Традиц.экономика (натур.хоз-во) – такая форма орг-ции хоз-ва, при к-рой все возникающие в хоз-ве потребности удовлетворяются на основе собств.произ-ва. Характерные черты: замкнутость хоз-ва; примитивные орудия труда; низкий уровень удовлетворения потребностей; сила традиций. II. Рыноч.экономика (товарное произ-во) – такая форма орг-ции обществ.хоз-ва, при к-рой произ-во ведется отдельными обособленными производителями, причем каждый специализир-ся на выработке одного какого-л.продукта, так что для удовлетворения обществ.потребностей необходима купля-продажа товаров на рынке. Условия возникновения тов.произ-ва: обществ.разделение труда; частная собст-ть на ср-ва произ-ва. Что произв-ть, опр-ся голосами потребителей в ден.выражении. Как произв-ть, опр-ся конкур-цией между произв-лями, каждый из к-рых, стремясь получить большую прибыль, эфф-но использ-ет ресурсы, внедряет нов.технику, технологии, снижает издержки произ-ва. Для кого произв-ть, зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ф-ров произ-ва, т.к. на этих рынках формир-ся доходы об-ва. Плюсы: а) ориентирует произ-во на удовлетворение потребностей об-ва; б) стимулирует повышение произв-ти труда, внедрение нов.технологий; в) обеспечивает свободу выбора потребителей и произв-лей; г) возмож-ть функционировать в условиях ограниченной инф-ции. Минусы: а) не содержит эк.механизма защиты окруж.среды; б) не гарантирует право на труд и доход; в) не обеспечивает произ-во товаров и услуг, удовлетворяющих обществ.потребности; г) нестабильность: циклич-ть, монополизм, инфляция. III. Смешанная экономика – такая форма орг-ции обществ.хрз-ва, при к-рой рыноч.механизм дополняется гос.регулир-нием. Осн.напр-ния эк.деят-ти гос-ва: 1) разработка и принятие хоз.законодат-ва; 2) соц.ориентированное распред-ние ресурсов: бесплат.образование, здравоохр-ние, обществ.транспорт, безоп-ть; 3) соц.защита населения; 4) поддержание стабильности экономики: антициклическое, антимонопольное и антиинфляционное регулир-ние. Формы и методы гос.вмешат-ва в экономику: 1) перераспр-ние нац.дохода через гос.бюджет; 2) гос.предприним-во; 3) использ-ние эк.стимулов: з/п, кредит, процент, налог. IV. Командно-админ.система – такая форма орг-ции обществ.хоз-ва, при к-рой гос-во решает 3осн.эк.проблемы. Осн. черты: 1) монополия гос.формы собст-ти; 2) гос.директивное (обязат.для исполнения) план-ние; 3) гос.централизованное мат.-технич.снабжение; 4) гос.ценообразование; 5) уравнит.распред-ние на уровне отдельного пред-тия и в масштабах об-ва в целом; 6) бюрократизм, волокита. Переходная экономика – такая форма орг-ции обществ.хоз-ва, при к-рой осущ-ся переход от одной эк.системы к др. Осн.проблемы: 1) разгосударствление собст-ти; развитие многообразия собст-ти и конкур-ции; 2) создание рыноч.инфраструктуры: бирж, КБ, страх.банков, инвестиц., трастовых компаний и т.д.; 3) соц.защита населения в условиях эк.спада, безработицы, инфляции..