Программа 1-й производственной практики
Данная 1-я производственная практика направлена на получение практических знаний и навыков профессиональной деятельности, служит проверкой умения будущих коммерсантов применять полученные в университете теоретические знания в условиях реальной хозяйственной деятельности, т.е. способствует профессиональному становлению специалиста развивает у студента способности к анализу деятельности предприятия.
Таблица 6 - 1-я производственная практика
Форма обучения | Срок обучения | Курс | Семестр | Кол-во недель |
Очная | 5 лет | |||
3 года | ||||
Заочная | 5 лет 3 месяца | |||
3 года 3 месяца |
Студенту в ходе практики предстоит изучить следующие вопросы:
1. В области менеджмента
Целью данного раздела является оценка совокупности методов, принципов, средств и форм управления организацией – объектом исследования.
В данном разделе отчёта необходимо проанализировать соответствие предприятия статусу юридического лица, наличие лицензии. Дать организационную характеристику объекта исследования – в данной части необходимо дать краткую организационную характеристику предприятия (месторасположение, история развития предприятия, организационно-правовая форма, целесообразность ее выбора, специализация предприятия, характеристика организационной структуры, структуры управления, ее особенности и способность функционирования в рыночной экономике, характеристика персонала предприятия, соответствие квалификации коммерческих работников).
Целью данного раздела является оценка организационной и управленческой структуры предприятия, анализ эффективности управляющей подсистемы.
1. Изобразить схематично организационную и управленческую структуры предприятия, определить тип организационной структуры, степень централизации в управлении предприятием, оценить эффективность делегирования полномочий. Дать оценку структур предприятия и рекомендации по их обновлению.
2. Описать систему коммуникаций на предприятии, виды организационных коммуникаций, выявить взаимосвязь подразделений. Определить место и роль коммерческой службы предприятия, ее взаимосвязь со службой маркетинга.
3. Раскрыть методы управления персоналом, методы мотивации, оценить эффективность стиля управления, применяемого на данном предприятия; степень развития коллектива предприятия, морально-психологический климат, проанализировать взаимодействие неформальных групп на предприятии.
4. Описать методы контроля, используемые на предприятии в различных сферах его деятельности, оценить его эффективность, жесткость (мягкость) контроля, учет психологического фактора в процессе контроля.
2. В области экономики
Целью данного раздела является изучение экономического положения предприятия, его ресурсного потенциала, финансового состояния.
В данной части отчёта необходимо дать краткую экономическую характеристику предприятия. Провести анализ основных экономических показателей эффективности коммерческой деятельности на торговом предприятии необходимо проанализировать на примере 3 последних лет работы предприятия.
Основные экономические показатели деятельности предприятия рекомендуется оформить в виде таблиц 7, 8, 9, 10, 11.
Источниками информации об экономической деятельности организации (предприятия) служат: баланс, данные статистической отчетности, экономического анализа, материалы финансово-хозяйственной деятельности, прогнозируемые показатели и др.
Таблица 7 - Состав и структура товарооборота
200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к | ||||
Показатели | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 100,0 | 100.0 | 100,0 | ||||
2. В т.ч. – продовольственные товары: - молочные товары - … - непродовольственные товары | |||||||
3. По каналам реализации: | |||||||
- магазины | |||||||
- палатки | |||||||
- ларьки | |||||||
- развозная торговля | |||||||
- разносная торговля |
Таблица 8 - Состав и структура товарных запасов на конец года
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | Тыс. руб. | % | ||
1. Продовольственные товары: | |||||||
- | |||||||
- … | |||||||
2. Непродовольственные товары: | |||||||
- | |||||||
- … | |||||||
ИТОГО: | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 9 - Состав и структура издержек обращения предприятия
Статьи издержек | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % | |||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | ||
1. | |||||||
2. | |||||||
3…. | |||||||
… | |||||||
… | |||||||
Всего издержек | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Таблица 10 - Эффективность использования трудовых ресурсов на торговом предприятии
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. - в текущих ценах - в сопоставимых ценах | ||||
2. Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
3. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||
4. Уровень фонда оплаты в % к выручке | ||||
5. Среднегодовая оплата труда 1 работника – всего, тыс. руб. | ||||
6. Товарооборот на 1 рубль расходов на оплату труда, руб. | ||||
7. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | ||||
8. Валовой доход, тыс. руб. | ||||
9. Валовой доход в расчете на 1 рубль расходов на оплату труда | ||||
10. Приходится в расчете на 1 работника, тыс. руб.: | ||||
- выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг | ||||
- прибыли | ||||
- валового дохода | ||||
11. Трудоемкость, чел.-ч / руб. |
Таблица 11 - Основные экономические показатели деятельности коммерческой организации
Показатели | 200_г. | 200_г. | 200_г. | 200_г. к 200_г., % |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. - в текущих ценах - в сопоставимых ценах | ||||
2. Себестоимость товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | ||||
3. Затраты на 1 рубль выручки, руб. | ||||
4. Валовая прибыль или убыток, тыс. руб. | ||||
5. Коммерческие и управленческие расходы, тыс. руб. | ||||
6. Прибыль (+), убыток(-) от продаж, тыс. руб. | ||||
7. Чистая прибыль, тыс. руб. | ||||
8. Среднесписочная численность работников, чел. | ||||
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | ||||
10. Фондоотдача, руб. | ||||
Окончание табл. 11 | ||||
11. Среднегодовая стоимость оборотных средств, тыс. руб. | ||||
12. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | ||||
13. Фонд оплаты труда, тыс. руб. | ||||
14. Среднегодовая заработная плата работника, тыс. руб. | ||||
15. Получено чистой прибыли, тыс. руб. - на 1 работника - на 1 оборот оборотных средств |
3. В области маркетинга
Целью данного раздела является изучение организации маркетинга на предприятии.
В данном разделе отчета необходимо представить анализ маркетинговой среды предприятия (макро- и микро), организации работы службы маркетинга. Следует исследовать элементы комплекса маркетинга, используемые предприятием:
· товарная политика. Изучить товарный ассортимент, его характеристику, принципы формирования. Рассмотреть процесс изучения спроса потребителей в организации. Проанализировать применяемые методы изучения спроса и его прогнозирования;
· ценовая политика. Изучить методы и стратегии ценообразования, применяемые в организации;
· распределительная политика. Рассмотреть и дать характеристику основным каналам распределения продукции, перечислить их преимущества и недостатки;
· политика продвижения. Проанализировать используемый организацией комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, PR и т.п.). Изучить процесс формирования бюджета продвижения продукции.
4. В области коммерческого права
Целью данного раздела является изучение правовой базы предприятия. Необходимо рассмотреть правовые аспекты коммерческой деятельности как вида предпринимательской деятельности; правовое регулирование торгового оборота, его участников, защиты их прав, правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления, важнейшие виды договоров, применяемых в коммерческой деятельности;
Студенту необходимо проанализировать:
4.1. Правовое положение субъектов коммерческой деятельности. Правовые отношения субъектов коммерческой деятельности с органами государственной власти и управления. Субъекты коммерческой деятельности: юридические лица и индивидуальные предприниматели. Законодательство, регулирующее правовое положение субъектов коммерческой деятельности. Классификация субъектов коммерческой деятельности. Организационно-правовые формы субъектов коммерческой деятельности. Порядок их образования, реорганизации и ликвидации.
4.2. Ответственность за нарушение обязательств в коммерческой деятельности. Основные виды ответственности, предусмотренные законодательством за нарушение обязательств в коммерческой деятельности. Ответственность продавца (поставщика) за нарушение сроков передачи товара, ненадлежащее качество товара, ответственность сторон за нарушение обязательств по расчетам. Установление сторонами мер ответственности в договорах. Соглашение о заранее исчисленном (твердом) размере убытков. Возмещение морального вреда, а также ущерба, нанесенного деловой репутации. Определение размеров возмещения, особенности доказывания исков.
Выводы и предложения
На основе проведенного анализа деятельности организации студент должен выявить тенденции ее развития, сильные и слабые стороны, потенциальные возможности и угрозы, разработать конкретные предложения по совершенствованию деятельности предприятия.