Киселев считает, что читать надо уметь и что учить этому надо с детства. Дом его всегда открыт для всех, кто любит читать, думать, разговаривать о литературе

Злейший враг

Однажды Суворов вызвал офицера, который отличался болтливостью. Суворов закрыл дверь на замок и сказал офицеру под видом величайшего секрета, что у него есть злейший и опаснейший враг. Этот враг все время ему все портит.

Офицер очень встревожился и стал называть тех, кого считал своими врагами. Он хотел угадать, о ком именно говорит фельдмаршал, и называл знакомых одного за другим. Но Суворов махал руками и говорил: «Нет, не тот, вовсе не тот!».

Затем Суворов, сделав вид, что это строжайший секрет, подошел на цыпочках к окнам и дверям, проверил, не подслушивают ли их, и шепнул офицеру: «Высунь язык». Офицер выполнил приказ фельдмаршала. Тогда Суворов указал пальцем на его язык и сказал: «Вот кто твой злейший и опаснейший враг».

Задание 4.Укажите ключевые слова в тексте.

Задание 5.Вставьте вместо точек глагол говорить с разными приставками (-у, -раз, -на, -от, -до, -на).

1. Мой друг торопился, но мы все-таки … его выпить чашку чаю.

2. Подруги … и проехали свою остановку.

3. Родители его … от поездки в Крым.

4. Они … писать друг другу каждую неделю.

5. Не шумите, дайте … выступающему до конца.

6. Раздраженный человек может … грубостей.

7. Настоящему другу можно доверить все, он никогда никому не … .

8. Вы очень увлечены разговором. Когда …, приходите слушать музыку.

Задание 6.Выпишите фразеологизмы со словом язык.

Язык – часто встречающееся во фразеологизмах слово. Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, чаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.

Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен,и он за словом в карман не полезет. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.

Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу, как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?

Иногда ненужное слово срывается с языка, и человек потом долго сожалеет: «И кто меня за язык тянул?

Задание 7.Объясните значение пословицы. Найдите эквивалент на казахском языке.

Век живи – век учись

Задание 8. Выполните тест.

1. Укажите правильный ответ: В русском языке … гласных букв.

a) 9

b) 10

c) 6

d) 7

2.Укажите синоним слова интеллект.

a) ум

b) сила

c) культура

d) красота

Укажите иноязычное слово.

a) страна

b) берег

c) здоровье

d) библиотека

Укажите слово с ударением на втором слоге.

a) красивее

b) средства

c) аргумент

d) каучук

Глоссарий

по-русски қазақша in english
обще́ние (язык как средство общения) қатынас, қатынаста болу language as a means of communication / intercourse
мышле́ние ой, ойлау thinking, thought
же́ст (язык жестов) ым / ымға түсінбеген-дымға түсінбейді sign language
равнозна́чно шамалас, мәні мен маңызы бірдей equivalent
предпочита́ть (предпочесть одно другому) тәуірлеу деп есептелген prefer one to another
непреме́нно қалайда, міндетті түрде, сөзсіз without fail, certainly; by all means
поро́й кейде, кей кезде at times; now and then
СРОП № 1   Написать эссе на тему «Важнейшее средство взаимопонимания людей» (40 слов).
СРО№1   Прочитайте и перескажите текст «Русские писатели и учёные о языке» Работа по тексту.

Русские писатели и учёные о языке

Именно в языке отпечатываются все этапы истории этого народа, все ступени, по которым на­правлялось движение его культуры. (С. Обнорский)

Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка. (Я. Грот)

По отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыс­лима без любви к своему языку. (К. Паустовский)

Дивной вязью народ плёл невидимую сеть русского языка: яркого, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колы­белью, певучего и богатого. И дрему­чий мир покорил­ся ему, как обузданный конь, и стал его достоянием и для потом­ков его стал Родиной. (А.Н. Толстой)


АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ - №2
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Тема: Русский язык в современном мире Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Преподаватель: ассоц. профессор Нурмахова Жамиля Кдырбаевна

Задание 1.Прочитайте текст №2 «Каждый язык – это целый мир» и заполните тест.

Язык - не только предмет для изучения, а живая душа народа, его радость, боль, память, сокровище. Язык каждого народа - это целый мир, полный прелести и волшебства.

На земле живут не только большие, но и малые по численности народы. Каждый из них имеет свой язык, который дорог его детям, как голос матери, как хлеб родной земли.

Я люблю русский язык, но так же люблю и свой родной балкарский, на котором впервые сказал «мама», «хлеб». Я хочу, чтобы мой язык – первое сокровище моего народа – жил и развивался. Уважение и любовь к русскому языку, на котором я говорю много лет и которым восхищаюсь, продолжая изучать его, совсем не мешает мне любить родную речь – язык моей матери. (К.Кулиев)

  верно неверно  
1. На земле живут не только большие, но и малые по численности народы.      
2. Русский язык является родным языком Кайсына Кулиева.      
3. Уважение и любовь к русскому языку, совсем не мешает ему любить родную речь.      
4. Кулиев впервые сказал «мама», «хлеб», «дерево» на балкарском языке      
   
  Задание 2.Перескажите прослушанный текст, используйте выражение:
         
  Знать русский язык - значит открыть глаза на мир (Абай Кунанбаев).
  Задание 3.Прочитайте текст и переведите абзац.Ответьте на вопросы.   Читатель

В домашней библиотеке Константина Григорьевича Киселева, шофера из небольшого города на Украине, десять тысяч книг. Киселев не просто любит книги и много читает, а сам пишет авторам о том, с чем он согласен или не согласен в их книгах.

Переписываться с любимыми авторами Киселев начал давно. Первое письмо написал М.Горькому, второе – А.Фадееву, третье – А.Твардовскому. «Каждое письмо показывает нам, писателям, что наши книги нужны, что они не стоят на полках. Эти письма – большая радость для нас – так написал ему один поэт».

Киселев считает, что читать надо уметь и что учить этому надо с детства. Дом его всегда открыт для всех, кто любит читать, думать, разговаривать о литературе.

 

1. Какой общей мыслью объединены приведенные тексты?

2. Каким образом духовное богатство одного народа нашей страны становится достоянием всех народов?

3. Что говорят авторы о красоте русского языка?

  Задание 4.Составьте диалоги, используя данные вопросы.
  1. На каком языке вы думаете?
  2. Испытываете ли вы трудности в подборе слов, фраз, когда говорите на родном языке?
  3. Как вы говорите на русском языке? (Переводите ли вы с родного языка на русский или обдумываете и оформляете мысли на русском языке?)
  Задание 5.Используйте глаголы: МОЧЬ, УМЕТЬ, ХОТЕТЬ, НАЧАТЬ.

1. Я ешё плохо ... говорить по-русски.

2. Но я бы ... научиться хорошо говорить и читать по-русски.

3. А я ... бы читать русскую литературу на русском языке.

4. Молодец! Ты чувствуешь язык, ты ... догадываться.

5. Я ... запомнить сразу слов 10-12.

6. Дети ... научиться говорить на иностранном языке быстрее, чем взрослые.

7. Мой друг ... изучать русский язык несколько лет назад.

8. Я ... читать по-русски, но сам говорить боюсь.

9. Повтори эту пословицу еще раз. я ... её запомнить.

10.Сейчас много студентов ... изучать русский язык.

11. Когда закончу университет, я ... работать в фирме отца.

  Задание 6. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение.   Чередование гласных в корнях

Киселев считает, что читать надо уметь и что учить этому надо с детства. Дом его всегда открыт для всех, кто любит читать, думать, разговаривать о литературе - student2.ru

    Задание 7. Перепишите, вставляя пропущенные буквы,подчеркивая корни с чередующимися гласными и ставя в словах с этими корнями ударение.

1. Наконец, столбы, поддерживающие соломенную крышу, подг…рели.

2. В слабом оз...рении рассвета лицо ее казалось бледным и за­гадочным.

3. После обеда никто и ничто не могло откл…нить Обломова от лежанья.

4. Радуга после дождя оз…рила все вокруг удивительными красками.

Ученье – свет, а неученье – тьма.  
Задание 8. Выполните тест. 1. Укажите слово с ударением на втором слоге. a) Километр b) Алфавит c) Каталог d) Звонит 2. Укажите пару слов, в которой стоят неоднокоренные слова. a) Гора - горец b) Гора - горный c) Загар - сгореть d) Вода - водить 3. Укажите однокоренные слова. a) Поднос, износить, переносица. b) Целый, исцеление, целебный. c) Вырос, расти, растение. d) Подножка, ножной, ножичек. 4. Укажите, какая из перечисленных частей речи является самостоятельной? a) Местоимение b) Предлог c) Союз d) Частица

Глоссарий

по-русски қазақша in english
свети́льник – ла́мпа шам, шырақ lamp
погрузи́тся во тьму көр шыраққа ́(қараңғыға) бату enshrouded in darkness
заплута́ть – заблуди́ться адасу, жол таба алмау lose one's way
официа́льный ресми official
представи́тель өкіл representative
церемо́ния рәсім ceremony
спосо́бность қабілет ability (+ to ) , capability (+ to )
СРО № 2 Выучить наизусть стихотворение

***

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нём воркованье голубя весной,

Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.

Берёзовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше… Константин Бальмонт

СРО № 3 Прочитайте и перескажите текст «Русский язык – мировой язык

Русский язык – мировой язык

Русский язык является одним из самых богатых и наиболее распространенных языков в мире и вполне заслуживает место среди мировых языков. Так же, как английский и другие языки, используемые за пределами стран, для которых они являются государственными или официальными.

Международные и межгосударственные сферы его применения весьма разнообразны. Так, он давно уже выступает в качестве «языка науки» — средства общения ученых разных стран, а также кодирования и хранения общечеловеческих знаний (большая часть объема всей мировой информации публикуется на английском и русском языках).

Английский, русский и другие мировые языки имеют огромное значение в реализации общественных функций, например в качестве языка-посредника в распространении знаний и выравнивании их уровня в разных странах; языка дипломатии, международной торговли, туризма.


АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ – АРМ №3
Дисциплина: Русский язык Уровень – 2 Тема: Образование Кол-во кредитов – 2 Практическое занятие
Преподаватель: ассоц. профессор Гакрама Каламкас Муратовна

Задание 1.Прочитайте текст №3 и ответьте на вопросы.

Раннее детство я провел в ауле, там же начал обучаться грамоте. Едва я стал различать буквы, мне пришлось учить наизусть одно стихотворение за другим. Дед Ауэз, подражая муллам-учителям, держал нас за книгой с утра до захода солнца.

Учился я в Семипалатинском городском училище, затем в СГУ в Ташкенте, а после поступил в ЛГУ на филологический факультет.

Прежде чем начать задуманный роман «Абай», я занялся изучением биографии и творчества поэта. Собирая материал, я беседовал и с друзьями и почитателями Абая, и с самими его современниками. В результате этих поисков у меня накопилось такое множество сведений о моем будущем герое, что я часто повторял один из великих заветов М.Горького: «Пиши о том, о чем не имеешь права молчать» (М. Ауэзов).

1. Что вы знаете о Мухтаре Омархановиче Ауэзове?

2. Какое образование получил М.Ауэзов?

3. О каком великом поэте написал писатель, и что ему пришлось для этого сделать?

4. О каком завете М.Горького говорится в тексте?

Задание 2.Согласны ли вы с мнением Л.Толстого? Мотивируйте свой ответ.

  Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит иищет воздуха для дыхания (Л.Н. Толстой).

Задание 3.Прочитайте текст. Укажите ключевые слова в тексте.

Высшее образование в Казахстане. Высшее образование в Казахстане получают на основе среднего образования. Для поступления в вуз выпускники школ сдают выпускные и вступительные экзамены в форме единого национального тестирования. Граждане Казахстана имеют право на присуждение на конкурсной основе международной стипендии «Болашак» для обучения за рубежом. По окончании вуза выпускник получает степень бакалавра, специалиста или магистра. Второе высшее образование в Казахстане получают только на платной основе с ускоренным сроком обучения. В Казахстане гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе по государственным грантам. Кроме того, на конкурсной основе предоставляется государственный образовательный кредит. Преимущественное право на получение гранта имеют обладатели знака "Алтын белгi", а также призеры и победители международных и республиканских конкурсов. Киселев считает, что читать надо уметь и что учить этому надо с детства. Дом его всегда открыт для всех, кто любит читать, думать, разговаривать о литературе - student2.ru

Задание 4.Соедините существительные с глаголами и составьте монолог на тему «Образование» (5-7 предл.) с готовыми словосочетаниями.

Высшая школа, академия, система, образование, прогресс, мир, человечество, единство, информация, перемены.

Поступить, окончить, учиться, любить, укреплять, иметь, возникнуть, получить, улучшать, создавать и др.

Задание 5. Прочитайтекомментарий и выполните данное ниже упражнение.

Сказуемое– это главный член предложения, который обычно согласуется с подлежащим (в числе, в лице или в роде) и имеет значение, выраженное в вопросах: что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой?

Типы сказуемых:

  1. Простое глагольное сказуемое – ПГС состоит из одного глагола.
  2. Составное глагольное сказуемое – СГС состоит из глагола связки (вспомогательного глагола) и основного глагола (инфинитива)
  3. Составное именное сказуемое – СИС состоит из глагола связки (вспомогательного глагола) и именной части (имени существительного, прилагательного, числительного и т.д.)

Задание 6.Соедините идиомы и значения. У нескольких идиом может быть одно значение (синонимы). Составьте с ними 4 предложения и подчеркните сказуемые.

Ума палата запомнить крепко, навсегда.
Семи пядей во лбу усиленно думать
Зарубить на носу глупый человек
Ломать голову очень умный человек

Задание 7.Решите кроссворд и запишите ответы:

По горизонтали:

5. Руководит вузом …

6. Тот, кто «грызет гранит науки»

По вертикали:

1. Одна из структур вуза

2. Высшее учебное заведение

3. Итог обучения в семестре

4. Один из руководителей в университете

                   
                     
                     
                   
                     
                     
                   
                   
                   
                     
                     
                   
                     
                     

Тяжело в учении – легко в бою.

Как свои пять пальцев

    Задание 8. Выполните тест.

1. Укажите, какая из перечисленных частей речи является служебной?

а) Наречие

b) Глагол

c) Союз

d) Прилагательное

2. Выберите правильный вариант окончаний: со старш… братом, в зимн… ночь.

а) -им, -юю.

b) -ым, -ую

c) - им, -яя

d)-ым, -юю

Наши рекомендации