Система управления в организации
В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управления информационными (прямыми и обратными) связями (см.: Приложение 2). Управление в организации – это сложная многофакторная и многоуровневая система.
Практически любые системы управления являются сложными, их характеризуют следующие свойства:
• большое число элементов;
• между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация);
• наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;
• несколько уровней и способов достижения целей;
• несовпадение интересов групп субъектов;
• наличие элементов, функционирующих в условиях неопределенности;
• невозможность одному наблюдателю одновременно охватить и описать количественно взаимосвязи между элементами.
Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управления. Причем бесконечно малые начальные изменения некоторых элементов объекта управления могут привести к существенным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее — важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.
Для исследования сложных систем применяют декомпозицию — разделение системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные объекты. Декомпозиция — это анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др.
В производственной организации можно выделить подсистемы
a маркетинга,
a собственно производства,
a научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,
a финансов,
a управления персоналом и др.
Каждую из этих подсистем можно рассматривать как систему управления.
Например, маркетинг, являясь частью системы управления на основе учета внешних факторов, может рассматриваться как объект управления. Для выделения задач управления маркетингом нужно раскрыть содержание функций управления (анализ, планирование, организация, мотивация, контроль и др.) применительно к комплексу маркетинга:
• товар,
• цена;
• система сбыта,
• рынок,
• продвижение товара.
Для категории «товар»,в свою очередь, можно определить следующие задачи управления маркетингом:
• анализ товарных рынков, представляющих интерес для фирмы (маркетинговые исследования);
• планирование товара, т.е. выбор нового или совершенствование выпускаемого, исходя из выявленных потребностей рынка;
• участие маркетинговой службы в организации выпуска товара (организация необходимых научных исследований, составление программ выпуска и др.);
• активизация производственных служб в выпуске товаров, удовлетворяющих потребности,
• устранение противоречий между целями маркетинга и производства;
• контроль за соответствием фактических характеристик товара установленным маркетингом.
В производствеможно выделить подсистемы:
технологической подготовки производства,
основного и вспомогательного производства,
материально-технического снабжения,
контроля качества и др.
Эти подсистемы охватывают производственные функции, каждая из которых требует управления.
В системе управления можно выделить целевые подсистемы:
²управление ресурсами,
²управление качеством,
²управление охраной окружающей среды,
²управление развитием производства (инновациями),
²управление развитием комплекса и др.
В каждой из этих подсистем реализуется ряд целей, например, в управлении развитием коллектива или человеческими ресурсами целями являются отбор кадров, оценка их профессиональных качеств, обучение и повышение квалификации, материальное и моральное стимулирование и т. д.
Функциональные подсистемы включают сущность и содержание управленческой деятельности, состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.
Типичные функциональные подсистемы — маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функциональными подразделениями.
При программно-целевом управлении создаются специальные органы, обеспечивающие достижение главных целей координацией всех функций во всех подразделениях, имеющих отношение к достижению целей.