Система управления в организации

В системе управления обязательно присутствует субъект (орган) управления, соединенный с элементами объекта управ­ления информационными (прямыми и обратными) связями (см.: Приложение 2). Управление в организации – это сложная многофакторная и многоуровневая система.

Практически любые системы управления являются слож­ными, их характеризуют следующие свойства:

• большое число элементов;

• между элементами циркулируют не только вещество и энергия, но и сигналы (информация);

• наличие нескольких, в том числе противоречивых, целей;

• несколько уровней и способов достижения целей;

• несовпадение интересов групп субъектов;

• наличие элементов, функционирующих в условиях неоп­ределенности;

• невозможность одному наблюдателю одновременно охва­тить и описать количественно взаимосвязи между элементами.

Сложность объектов управления и среды, воздействующей на них, обусловливает вероятностный характер систем управле­ния. Причем бесконечно малые начальные изменения некото­рых элементов объекта управления могут привести к сущест­венным изменениям системы в целом. Взаимосвязь с внешней средой и зависимость от нее — важные свойства организации. Они определяют открытость организации как системы.

Для исследования сложных систем применяют декомпози­цию — разделение системы на части (подсистемы), которые рассматривают как самостоятельные объекты. Декомпозиция — это анализ систем по различным целям, функциям, способам достижения целей и др.

В производственной организации мож­но выделить подсистемы

a маркетинга,

a собственно производства,

a научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ,

a финансов,

a управления персоналом и др.

Каждую из этих подсистем можно рассматривать как систе­му управления.

Например, маркетинг, являясь частью системы управления на основе учета внешних факторов, может рассмат­риваться как объект управления. Для выделения задач управле­ния маркетингом нужно раскрыть содержание функций управ­ления (анализ, планирование, организация, мотивация, кон­троль и др.) применительно к комплексу маркетинга:

• товар,

• цена;

• система сбыта,

• рынок,

• продвижение товара.

Для категории «товар»,в свою очередь, можно определить следующие задачи управления маркетингом:

• анализ товарных рынков, представляющих интерес для фирмы (маркетинговые исследования);

• планирование товара, т.е. выбор нового или совершен­ствование выпускаемого, исходя из выявленных потребностей рынка;

• участие маркетинговой службы в организации выпуска товара (организация необходимых научных исследований, со­ставление программ выпуска и др.);

• активизация производственных служб в выпуске товаров, удовлетворяющих потребности,

• устранение противоречий между целями маркетинга и производства;

• контроль за соответствием фактических характеристик товара установленным маркетингом.

В производствеможно выделить подсистемы:

технологиче­ской подготовки производства,

основного и вспомогательного производства,

материально-технического снабжения,

контроля качества и др.

Эти подсистемы охватывают производственные функции, каждая из которых требует управления.

В системе управления можно выделить целевые подсистемы:

²управление ресурсами,

²управление качеством,

²управление охраной окру­жающей среды,

²управление развитием производства (иннова­циями),

²управление развитием комплекса и др.

В каждой из этих подсистем реализуется ряд целей, например, в управлении развитием коллектива или человеческими ресурсами целями являются отбор кадров, оценка их профессиональных качеств, обучение и повышение квалификации, материальное и мораль­ное стимулирование и т. д.

Функциональные подсистемы включают сущность и содер­жание управленческой деятельности, состав решаемых задач управления и, как правило, соответствуют организационной структуре управления.

Типичные функциональные подсистемы — маркетинг, фи­нансы, бухгалтерский учет, которые обособлены в специальных подразделениях организации. Целевые подсистемы обычно не имеют соответствующих подразделений в аппарате управления, однако их функции закрепляются за линейными и функцио­нальными подразделениями.

При программно-целевом управлении создаются специаль­ные органы, обеспечивающие достижение главных целей координацией всех функций во всех подразделениях, имеющих от­ношение к достижению целей.

Наши рекомендации