Драйверы инновационного развития для предприятия, осуществляющего передачу нематериальных активов.
В инновационной экономике ведущая роль принадлежит нематериальному капиталу - нематериальным активам фирмы, предприятия.
Нематериальные активы - это совокупность накопленных и капитализированных знаний, информационных и иных ресурсов, которые включены в процесс воспроизводства товаров и услуг с целью получения дохода от создания новых материальных и нематериальных благ.
Так же, как и вещественный капитал (материальные активы), нематериальные активы обладают свойствами ограниченности, накапливаемое, ликвидности, воспроизводства в процессе непрерывного кругооборота, способностью производить добавленную стоимость.
С точки зрения выполняемых функций в составе нематериального капитала выделяются человеческий, клиентский, процессный и инновационный капитал.
Нематериальные активы неоднородны по своему составу, по характеру использования в процессе производства, по степени влияния на финансовое состояние и результаты хозяйственной деятельности предприятия. Поэтому необходима классификация, которая может быть произведена по ряду признаков:
– в зависимости от использования в производстве, нематериальные активы можно разделить на функционирующие (работающие) объекты, применение которых приносит предприятию доход в настоящий период; нефункционирующие (неработающие) объекты, которые не используются по каким-либо причинам, но могут применяться в будущем;
– по степени влияния на финансовые результаты предприятия выделяются объекты нематериальных активов, способные приносить доход прямо, за счет внедрения их в эксплуатацию и объекты, опосредованно влияющие на финансовые результаты;
– по признаку получения результата интеллектуальной деятельности различают гуманитарные, технические, научные;
– в зависимости от степени правовой защищенности, одна часть нематериальных активов относится к защищаемым охранными документами (авторскими правами), другая – к разряду не защищенных охранными документами (авторскими правами).
К объектам промышленной собственности относятся:
– изобретения;
– промышленные образцы;
– полезные модели;
– товарные знаки;
– знаки обслуживания;
– наименование мест происхождения товара.
Под патентом на изобретение понимается охранный документ, выдаваемый на изобретение и удостоверяющий приоритет, авторство и исключительное право на использование в течение срока действия патента. С точки зрения оплаты, патенты могут продаваться (уступаться) или покупаться целиком или по частям. Сделка может заключаться как по одному, так и по нескольким патентам на изобретения.
Беспатентными являются изобретения, на которые поданы патентные заявки, но не получены патенты на изобретения; изобретения, не патентуемые изобретателями в целях сохранения секретности, а также некоторые изобретения, не подлежащие патентованию, например, в таких областях, как биоинженерия или фармацевтика.
54. Показатели бюджетной эффективности инновационного проекта.
В России установлены следующие основные показатели эффективности инновационного проекта:
коммерческая (финансовая) эффективность, учитывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников;
бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального или местного бюджета;
народнохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Для крупномасштабных (существенно затрагивающих интересы города, региона или всей России) проектов рекомендуется обязательно оценивать народнохозяйственную экономическую эффективность.
Коммерческая эффективность (финансовое обоснование) проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Коммерческая эффективность может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта на t-м шаге (Эt) выступает поток реальных денег.
Притоком реальных денег Ф(t) называется разность между притоком и оттоком денежных средств от инвестиционной и операционной деятельности в каждом периоде осуществления проекта (на каждом шаге расчета):
Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов Федерации), отраслей, организаций.
55. Понятие инновационной стратегии. Отличия инновационной стратегии от инновационной политики.
Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации(корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия
Инновационная стратегия - согласованная совокупность управленческих решений в сфере инновационной деятельности организации, оказывающих определяющее воздействие на ее конкурентоспособность и уровень прибыльности в долгосрочной перспективе. Инновационная стратегия отражает общее направление поиска, обоснования и развития инноваций, способы использование имеющихся инновационных возможностей организации.
Специфической чертой инновационной стратегии является опора не только на данные ситуационного анализа, но и на прогноз внешних и внутренних условий. Под прогнозом инновационной деятельности организации понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях организации и ее среды в будущем, ставших результатом разработки и внедрение того или иного новшества. Прогнозирование инноваций осуществляется на макро- и микроуровнях. При прогнозировании макроэкономических показателей развития отраслей экономики и социальной сферы осуществляется сравнение с мировым уровнем, определяются опережающие секторы, секторы уровня, равного с мировым, и секторы отставания.
Инновационная политика – совокупность направлений и методов воздействия управленческого механизма предприятия на разработку и производство новых видов продуктов, услуг, технологий, организационных структур. Инновационная политика отражает образ действий организации в сфере инновационного предпринимательства.
Формирование инновационной политики предполагает выбор из совокупности альтернативных направлений (путей) осуществления инновационной деятельности, которые могут быть реализованы организацией. На этапе выбора направлений происходит формирование инновационных целей. Для их реализации разрабатывается инновационная стратегия. Инновационная политика может быть направлена на цели развития организации или (при неблагоприятных возможностях роста) на сохранение ее активов в изменившейся ситуации.
56. Экспертиза как важнейшая процедура обеспечения качества инновационного проекта и инновационной деятельности.
Экспертиза инновационных проектов —процедура комплексной проверки и контроля: а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента; профессионализма руководителя проекта и его команды; научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности инновационной организации; достоверности выполненных расчетов, степени риска и эффективности проекта; качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.
57. Понятие о национальной инновационной системе как факторе, обеспечивающем инновационную деятельность предприятия.
Под национальной инновационной системой (НИС) принято понимать совокупность институтов и организаций, охватывающих все стадии и сферы инновационного процесса в стране. Несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор не принято Закона об инновационной деятельности, и многие понятия, такие, как «государственная инновационная политика», «инновационная инфраструктура», «инновационный товар», «инновационный кластер», продолжают уточняться.
Структура и функции национальной инновационной системы. Формирование инновационной системы в российской экономике и ее особенности. Основные институты инновационной системы. Инновационная политика государства. Механизм государственной поддержки инноваций. Сервисная инфраструктура инновационного предпринимательства.
Национальная инновационная система (НИС) представляет собой совокупность взаимосвязанных хозяйственных субъектов (предприятий, научных учреждений, инвестиционных фондов и др.) и институтов (правовых, законодательных, финансовых, социальных), взаимодействующих в процессе производства, распределения и использования знаний, и конкурентоспособных технологий, направленных на реализацию стратегических целей устойчивого развития экономической системы в пределах национальных границ и способствующих повышению конкурентоспособности на международном уровне ее субъектов (предприятий, регионов, отраслей, страны в целом) [8].
58. Система показателей финансовой эффективности инновационного проекта.
ффективность деятельности организации выражается через экономические и финансовые показатели. В условиях рыночных отношений не может быть унифицированной системы показателей. Каждый инвестор самостоятельно определяет эту систему исходя из особенностей инновационного проекта, профессионализма специалистов и менеджеров и других факторов. Подробнее этот вопрос излагается в учебных курсах «Экономика предприятия», «Финансовый Менеджмент» и др. Ниже излагаются предложения автора, не претендующие на их полноту.
К системе показателей предъявляются следующие требования:
- показатели должны охватывать процессы на всех стадиях жизненного цикла товара;
- показатели должны формироваться на перспективу, минимум на 3-5 лет, на основе ретроспективного анализа деятельности организации;
- показатели должны опираться на данные по конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках за конкретный период;
- важнейшие показатели должны быть выражены абсолютными, относительными и удельными величинами (например, прибыль, рентабельность товара и производства, удельная цена товара);
- показатели должны быть состыкованы со всеми разделами плана;
- показатели должны отражать все аспекты финансовой деятельности организации (доходы, расходы, страхование, ликвидность ценных бумар и средств, налоги, эффективность использования ресурсов и др.);
- проектирование окончательных показателей должно осуществляться на основе многовариантных расчетов с определением степени риска и устойчивости финансовой деятельности, с использованием достаточного и качественного объема информации, характеризующей технические, организационные, экологические, экономические и социальные аспекты работы организации.
Одним из основных показателей эффективности и стабильности функционирования организации является показатель ее устойчивости.
59. Понятие об инфраструктуре инновационной деятельности. Источники информации, обеспечивающие инновационную деятельность предприятия и генерацию инновационных бизнес-идей.
Инновационная инфраструктура: (лат. infra — под, structura — строение, устройство) организации (учреждения), способствующие осуществлению инновационной деятельности, то есть комплекс организаций (учреждений), имеющих подчиненный и вспомогательный характер, обслуживающих инновацию и обеспечивающих условия нормального протекания инновационного процесса. В состав инфраструктуры входят инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации.
В задачи инновационной инфраструктуры входят:
- отбор проектов на основе системы объективной экспертизы;
- создание благоприятных стартовых условий для развития малых инновационных технологически ориентированных фирм;
- поддержка венчурных проектов;
- система участия в разработке перспективных научно-технических направлений;
- поддержка механизмов взаимодействия с крупными центрами (в том числе типа франчайзной системы); .
- формирование материально-технической базы для создания и развития малых инновационных фирм, включая лизинг высокотехнологичного оборудования;
- аккумуляция финансовых ресурсов, создание инновационных, инвестиционных, венчурных фондов, инновационных банков и др.;
60. Система показателей производственной эффективности инновационного проекта.
конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими организациями-участниками). Также выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности;
социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную экологическую обстановку в регионах;
прямые финансовые результаты;
кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.
Необходимо учитывать также косвенные финансовые результаты: обусловленные осуществлением проекта изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества, а также затраты на консервацию или ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и имущества от возможных аварий и других чрезвычайных ситуаций.
Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся стоимостной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о реализации и (или) о государственной поддержке проектов.
61. Процедуры и документарное обеспечение управления процессами инновационного развития в среднем предприятии.
Документационное обеспечение управления (делопроизводство) – вид обеспечения управления организацией, который включает фиксацию, передачу и хранение информации о состоянии организации и управляющих воздействий по изменению ее состояния
На предприятиях, в организациях и учреждениях действует специальная служба документационного обеспечения управления, которая является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется только его руководителю. Обычно структура этой службы определяется финансовой мощностью предприятия и численностью его личного состава.
В средних предприятиях и в организациях, учреждениях эта структура включает следующие исполнительные отделы или участки:
· приемная (секретарь)
· делопроизводитель
· машинописный и множительный
· архив
· отдел писем
· канцелярия.
62. Технология как управленческая и инженерно-экономическая категория.
Технология — это совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компонентов входа системы в товар и другие компоненты ее выхода.
Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать, каким способом. Применительно к системе разработки управленческого решения на входе этой системы будут:
• совокупность научных подходов;
• методы анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования решения;
• требования к качеству решений;
• информация, характеризующая необходимые для принятия решения особенности проекта, внешней среды и другие данные.
На выходе системы разработки управленческого решения будет зафиксированное на каком-либо информационном носителе утвержденное решение, отвечающее требованиям входа.