Этапы развития экономической мысли
1.Древний мир. Эконом. взгляды философов др. мира: Ксенофон-рассматривал земледелие как основу жизни общества. В нём занимались представители ум. труда(рабовладельцы) и физ труда(рабы). Рабы-говорящие орудие труда. Платон-рассматривал модель идеального гос-ва, первый ввёл классовую структуру общества(1-философы/управляющие,2-вольны,3-землевладельцы/ремесленники)Ввёл требования по управляющему. Аристотель-ввёл более развёрнутую классовую структуру общества,раскрыл смысл матер ден богатства, попытался дать понятие денег.
В целом в др мире целостной эконом теории не было
2.Средние века:Ф.Аквинский(теолог)-учёбный богослов,рассмотрел необход и прибавочный продукт.Необход должен оставаться у крестьян,прибавочный должен быть у феодала.Первый ввёл налоговую систему.Под налогом понимал-узаконенную форму грабежа.
Цел эк теории не сущ
3.Первые эк. школы:Меркантилизм-в ср века осн капиталом был купеческий, он требовал изучения.Меркантилисты выполнили эту задачу.Ранний меркантилизм считал,что деньги,серебро,золото-основная форма богатсва, т е чем больше золота в стране,тем она богаче.Поздний меркантилизм считал, что мат производство и есть основная форма богатсва, т е чем больше страна производит и продаёт,тем она богаче.Физиократия-в ср века основной формой деят было земледелие(требовало изучения).Физиократы изучали физ процессы происход в с/х.Оно и явл осн формой деят.Кенэ первый в мире кто рассмотрел модель общ воспроизводства,где пытался понять,где нах движение товаров,капиталов,ресурсов.
Первые эк школы служили возникновению эк теории,они были одностор,изучали только основные виды деят человека,возникали разностор эк теории
4.Английская-буржуазная класс полит экономика:(Смит,Риккардо):данное направление заложило основу эк теории. Смит разработал теории трудовой стоимости,теорию рынка(невидимая рука рынка),теорию капитала(капитал-основной и прибавочный),теорию производства и его факторов.Риккардо разработал теорию распределения. Положениями этой школы пользовались и др школы и по наше время.
эффективности экномики
5.Марксизм(Маркс,Энгельс,Ленин):основываясь на класс анализе они создали свою школу.Главным трудом Маркса был капитал.Он разработал теорию прибавочной стоимости,теорию капистала(постоянный,переменный,приб стоимости), теорию производства,разработал концепции экономических кризизов,двуфакторную модель общ воспроизводства.Ленин разработал теорию монополистического капитализма,теорию гос-го управ экномикой,теорию смешанной экономики
6)Маржинализм(Визер,Госсен,Бен-Баверк):Данная школа в отл от других рассматривает предпочтения,потребности и вкусы человека.Рассматривает полезность товаров и услуг.Они создали предельные велечины:предельная полезность,предельный доход,предельные издержки.
7.Неоклассическая школа(Маршал,Вальрас):они соединили класс анализ и маржинал анализ и получили понятие микроэкономики-это эконом дисциплина,которая изучает эконом процессы на микро ур экономики(ур фирмы,организации).Неоклассики ценц определяют взаимодействием спроса и предложения на рынке,т е соед маржинал анализ и класс.
8.Гейсианство(Кейнс):Кейнс первый основал необходимость вмешательства гос-ва в экономику,т к без него она эффективно функционировать не может.Ввёл понятие макроэкономики-это эконом дисциплина,изучающая эконом процессы на макро уровне экономики(ур общества).Он разработал теорию издержек,потребления и сбережения,теорию макроэконом равновесия,теорию мультипликатора и акселиратора,теорию гос издержек.
9.Институционализм( Вебер,Коуз):данное направление рассматривает эконом институты под которыми понимают:гос-во,отношение к собственности,фирмы,рынки,контрактные отношения.
10.Монетаризм(Фридман):данное напрвление рассматривает финансовые и денежные отношения как основу функционирования экономики.Они внесли большой вклад в развитие финанс инструментов:анализ валютн курса,платёжного бюджета,гос бюджета,механизмы регул финансовых отношений
11.Советская эконом школа:балансовый метод,программно-целевое функционирование экономики,проблемы эффективности экномики