Этапы развития экономической мысли

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ЭКЗАМЕН).

Методы экономических исследований.

Методы экономических исследований

- наблюдение и сбор фактов;

- эксперимент;

- моделирование;

- метод научных абстракций;

- анализ и синтез;

- системный подход;

- индукция и дедукция;

- исторический и логический;

- графический.

Как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический (от греч. empeiria — опыт) характер, т. е. основываются на практическом опыте. Это предполагает наблюдение, т. е. восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов, происходящих в действительности.

В отличие от наблюдения и сбора фактов эксперимент предполагает проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект ставится в специально создан-ные и контролируемые условия.

Метод моделирования (от лат. modulus — мера, образец) предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели).

Метод научных абстракций (от лат. abstractio — отвлечение), или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлеченных понятий — так называемых абстракций, или категорий (от греч. Kategoria — признак, обобщение, теоретическое, отвлеченное от конкретности понятие).

Метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) предполагает изучение социально-экономических явлений как по частям (анализ), так и в целом (синтез).

Индукция (от лат. inductio — наведение, обобщение) и дедукция (от лат. deductio — выведение) представляют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу — это индукция, или обобщение. А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией. Например, факты увеличения цен на хлеб, молоко, мясо и другие продукты наводят на печальную мысль о росте дороговизны в стране (индукция).

Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Они предполагают подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности, но одновременно с логическими обобщениями, которые позволяют оцепить эти процессы в целом и сделать общие выводы.

Наконец, широкое применение в экономических науках имеет графический (от греч. grapho — пишу, черчу, рисую) метод отображения хозяйственных процессов и явлений. Он основан на использовании различных чертежей и рисунков — схем, таблиц, графиков, диаграмм и т. д.

Этапы развития экономической мысли.

Основные этапы развития экономической мысли.

1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья.

2.Экономическая мысль нерегулируемых рыночных отношений.

3.Экономическая мысль регулируемых рыночных отношений.

4.Экономическая мысль в современных условиях.

1.В своем развитии экономическая наука прошла долгий путь. Остановимся на основных этапах ее формирования. Появление первых экономических концепций связано с именами античных ученых Ксенофонта (430 – 354 гг. до н.э.), автора трактата «Экономикос» и «Доходы», Платона (428 – 347 гг. до н.э.), написавшего «Государство» и «Законы», Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.), экономические идеи которого изложены в «Никомаховой этике» и «Политике». Именно трактат Ксенофонта «Экономикос» дал первое название экономической науке: по-гречески «ойкос» – дом, хозяйство, и «номос» – правило, закон. Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим хозяйством, Платон уделил особое внимание проблемам налогообложения, Аристотель был пионером изучения таких фундаментальных категорий, как товар, деньги, капитал. Он обосновал классификацию всех видов экономической деятельности на естественные (экономика), направленные на удовлетворение насущных потребностей людей (земледелие, ремесло, мелкая торговля) и неестестсвенные (хрематистика), направленные на обогащение, получение прибыли за счет бесчестных крупных торговых, ростовщических и посреднических операций. Аристотель заявлял, что ростовщичество вызывает у него ненависть.

2.Французские учёные Франсуа Кенэ (1694 – 1774) и Анн Тюрго (1727 – 1781) явились основателями школы физиократов, представители которой считали, что только земля продуктивна и только труд сельскохозяйственных работников способен создать доход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышленность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перерабатывают продукты, не увеличивая их количество. Учёные – физиократы вместе с представителями английской классической школы (18 век) относятся к классикам политической экономии.

Основоположниками английской классической политической экономии являются Уильям Петти (1623 – 1687), Адам Смит (1723 – 1790), Давид Рикардо (1772 – 1823). Классическая школа рассматривает человека, прежде всего, как «человека экономического», главная цель которого – увеличение своего богатства, собственная выгода. Но в условиях рыночной экономики существует механизм, который побуждает производителя, стремящегося к собственной выгоде, одновременно приумножать богатство общества. Ведь для того, чтобы товаропроизводитель мог получить прибыль он должен произвести товар хорошего качества и доступный по цене, иначе покупатель приобретёт товар у конкурента.

3.Серьезной критике подвергли основные положения неоклассиков институционалисты, школа которых возникла в конце XIX – начале XX века в США и развивается вплоть до настоящего времени. Институционализм называют «бунтом против формализма» классических и неоклассических традиций, в которых экономические процессы объясняются с помощью небольшого числа формализованных параметров (цена, процент, спрос и др.), а сложная, часто внеэкономическая природа поведения человека и закономерности организации человеческого общества не учитываются. Представителями институционального направления являются Торстейн Веблен (1857 -1929), Джон Коммонс (1862 -1945), Уэсли Митчелл (1874 -1948), Джон Гэлбрейт (род. в 1908). Институционалисты определяют объект экономического исследования как «институты» - структурные элементы экономики, определяющие «правила игры», по которым в ней протекают процессы. Все институты своими корнями связаны с коллективной психологией общества.

4. Постсоветская Россия сделала ставку на доминирующую на планете рыночную модель развития. Этот исторический поворот вновь вынес на повестку дня вопрос об адекватной отечественным реальностям общей экономической теории. Российское общественное сознание оказалось «зацикленным» на «мэйнстримной» неоклассической парадигме; она стала и идейной основой государственной экономической политики, предопределив главное содержательное наполнение вузовских учебных курсов. При этом были проигнорированы реальности ведущих национальных экономик, являющихся экономиками смешанными, не говоря уже о приоритетных установках соответствующих правительств на защиту национальных интересов, которые можно защитить средствами государственной экономической политики.

Наши рекомендации