На рынке предприятия-ценополучателя
Под рынком ценополучателей понимают такой рынок, на котором производитель товаров, как бы он ни желал повысить или понизить цены на свои товары, не может сделать этого и вынужден продавать их по той рыночной цене, которая сложилась на рынке.
Рынок ценополучателей – это рынок совершенной конкуренции, который характеризуется следующими чертами:
- очень большое количество независимо действующих фирм, причем каждая из них производит малую часть от общего объема продаваемого продукта;
- конкурирующие фирмы производят однообразную продукцию. При данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. Вследствие однородности продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции;
- ни одна фирма не осуществляет контроль над ценой. Рыночная цена устанавливается на основе отраслевого спроса и предложения и является для отдельной фирмы заданной величиной, к которой она должна приспособиться;
- свободное вступление и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а уже существующие фирмы свободно покидать отрасль, так как нет никаких барьеров – законодательных, технологических, финансовых.
Изучение рынка ценопотребителей имеет практическое значение. В странах с развитой рыночной экономикой к этой модели близок рынок сельскохозяйственной продукции (пшеница, хлопок, картофель). Такой рынок – это образец или стандарт, в сравнении с которым познаются другие рыночные структуры и по которому может быть оценена эффективность рыночной экономики. Рассмотрим спрос и доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Спрос на продукцию фирмы является совершенно эластичным, так как каждая единица продукции продается по одной и той же рыночной цене. Кривая спроса принимает вид горизонтальной прямой.
Доход, получаемый на единицу проданной продукции, есть средний доход (AR). Очевидно, что в условиях совершенной конкуренции средний доход равен цене продаваемого товара.
Общая сумма от продажи всех единиц образует валовой доход фирмы (TR). Если продано Q единиц товара по цене P за единицу, то TR=P+Q.
Рис. 6.1. Предельный и валовой доход
Рис. 6.1. Предельный и валовый доход
Термин "предельные издержки" используется для обозначения величины, на которую изменяются общие издержки при изменении объема выпуска продукции на одну единицу. Введем аналогичный термин "предельный доход" (MR), обозначающий прирост валового дохода, вызванный увеличением количества произведенной и реализованной продукции на единицу, иными словами MR=D TR/ D Q.
В условиях совершенной конкуренции предельный доход равен рыночной цене, поскольку каждая дополнительная единица продукции добавляет точно свою цену к валовому доходу. Рассмотрим высказанные положения на условном примере (табл. 6.1).
Поскольку фирма может продать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой совершенно эластичного спроса (D). Кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии.
Рассматривая фирму-ценополучателя и ее поведение на рынке, попытаемся ответить на три вопроса.
1) Как максимизировать прибыль?
2) Как минимизировать убытки?
Таблица 6.1