Критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника
Требованиям ГОС ВПО при защите курсового проекта
Выпускник по направлению080500 «Менеджмент»должен быть подготовлен к профессиональной деятельности, обеспечивающей эффективное управление организацией, организацию систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития на должностях, требующих высшего профессионального образования согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний менеджера. Он должен быть способен к проектной деятельности в профессиональной сфере, знать принципы системного анализа, уметь строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;
При подготовке курсового проекта выпускник должен показать свои способности и возможности по решению реальных проблем менеджмента в АПК, используя полученные за годы обучения знания. Являясь законченной самостоятельной комплексной научно-практической разработкой, курсовой проект должен иметь реальную целевую направленность результатов проектных разработок на повышение эффективности деятельности производственно - хозяйственных систем, отвечать требованию соответствия уровня разработки темы проекта современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций по управлению в АПК, отраженных в соответствующей литературе.
Выполнение курсового проекта предполагает консультационную помощь со стороны преподавателя и творческое развитие студентом тематики и разделов дипломного проекта.
При защите курсового проекта предусматриваются следующие требования к профессиональной подготовленности выпускника.
Специалист должен:
Иметь представление
о структурах и тенденциях развития менеджмента в России и за рубежом;
о многообразии экономических процессов в современном мире, их связи с другими процессами, происходящими в обществе.
знать:
- основные положения управленческих и социальных наук;
- о процессах и явлениях, происходящих в обществе и бизнесе, а также о тенденциях развития российской и мировой экономик;
- теоретические и практические основы менеджмента;
- принципы принятия и организации управленческих решений.
уметь:
- выявлять проблемы управленческого и экономического характера при анализе конкретных производственных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
- систематизировать и обобщать информацию и использовать основные и специальные методы анализа и организационного проектирования в сфере профессиональной деятельности;
- разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;
- использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения профессиональных задач.
владеть:
-методами инструментального анализа и организационного проектирования;
- компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации, применяемыми в сфере менеджмента;
- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные информационные технологии;
- навыками профессиональной аргументации;
- навыками решения задач по основным видам профессиональной деятельности: управленческой, организационной, экономической, планово-финансовой, маркетинговой, информационно-аналитической, проектно-исследовательской, диагностической, инновационной, методической, консультационной, образовательной;
- специальной терминологией и лексикой специальности на одном из иностранных языков (реализуется путём использования зарубежных источников).
Защита курсового проекта заканчивается выставлением оценок. При оценивании основными критериями являются степень реализации требований к профессиональной подготовленности специалиста, предъявляемых при защите курсового проекта.
«Отлично» выставляется за курсовой проект, который носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, глубокий производственно-финансовый и организационно-управленческий анализ, критический разбор деятельности организации, логичное, последовательное изложение материала с соответствующими выводами и обоснованный организационный проект. В проекте студент демонстрирует уровень своих представлений, умений и навыков по специальности с использованием возможностей ЭВМ. Курсовой проект имеет положительный отзыв научного руководителя. При его защите студент показывает глубокие знания, вносит обоснованные предложения по улучшению работы организации, эффективному использованию ресурсов, легко отвечает на поставленные вопросы.
«Хорошо» выставляется за курсовой проект, который носит исследовательский характер, имеет грамотно изложенную теоретическую главу, в нём представлены достаточно подробный анализ проблем управления и критический разбор деятельности организации, последовательное изложение материала с соответствующими выводами. Однако организационный проект системы управления не вполне обоснован. Курсовой проект имеет положительный отзыв научного руководителя. При его защите студент показывает знание вопросов темы, оперирует данными исследования, вносит предложения по совершенствованию управления в организации, эффективному использованию ресурсов, без особых затруднений отвечает на поставленные вопросы.
«Удовлетворительно» выставляется за курсовой проект, который носит исследовательский характер, имеет теоретическую главу, базируется на практическом материале, но имеет поверхностный анализ проблем управления, недостаточно последовательное изложение материала, необоснованный проект совершенствования управления. В отзывах руководителя имеются замечания по содержанию работы и методике анализа. При его защите студент проявляет неуверенность, показывает слабое знание вопросов темы, не дает полного аргументированного ответа на заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» выставляется за курсовой проект, который не носит исследовательского характера, не имеет анализа проблем управления и деятельности организации, не отвечает требованиям, изложенным в настоящих рекомендациях. В работе отсутствует проект либо он получен не расчётным путём и носит декларативный характер. В отзыве руководителя имеются критические замечания. При защите проекта студент затрудняется отвечать на поставленные вопросы по теме, не знает теории вопроса, при ответе допускает существенные ошибки.
Примерное задание для курсового проекта
1. Курсовой проект должен быть актуальным, иметь теоретическую и практическую направленность, отражать современное состояние и перспективы развития предприятий АПК в рыночной экономике.
2. Вопросы теории должны быть связаны с практикой и проиллюстрированы статистической информацией.
3. Курсовой проект должен решать ключевую проблему управления исследуемого предприятия, а также содержать аргументированную позицию автора.
4. Курсовой проект должен демонстрировать знания законодательных и нормативных актов по выбранной теме, материалов курса «Управление в АПК», монографий, статей периодической печати.
5. Во всех случаях заимствования материалов статистики и других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования с указанием наименования труда, издательства, места и года издания, страницы.
6. Практическая часть курсового проекта должна выполняться на основе всестороннего изучения и анализа фактического материала по исследуемой теме с использованием отечественного и зарубежного опыта, статистического материала, данных периодической печати.
7. При подготовке курсового проекта наряду с экономическими методами исследования следует использовать специальные методы исследования науки управления: анкетирование, фотография рабочего дня, хронометраж и другие.
8. Курсовой проект выполняется самостоятельно.
9. Курсовой проект выполняется по материалам сельскохозяйственного предприятия, в котором студент проходил производственную практику. Также в качестве объекта исследования могут выступать органы государственного управления АПК. научно – исследовательские организации, кредитные и финансовые учреждения, связанные с деятельностью в АПК
10.Анализ системы управления предприятия проводится за период не менее 3-х лет.
11.Обязательным для курсового проекта является использование таблиц, схем, графиков, диаграмм, характеризующих положительный или отрицательный опыт исследуемого вида управленческой деятельности.
12.Курсовой проект, не содержащий анализа цифрового фактического материала, не обобщающий теоретический материал выбранной темы, не содержащий проекта совершенствования системы, процессов или структуры управления предприятия к оценке не принимается.
13.Все предложения и выводы в курсовом проекте должны быть аргументированы, отражать основные результаты работы.
14.Курсовой проект должен быть правильно оформлен.
15.Курсовой проект предоставляется студентом на кафедру для регистрации и проверки в указанные выше сроки.
Представленные требования к курсовому проекту не исключают, а предполагают инициативу и творческий подход к написанию каждой выбранной темы. Оригинальность постановки и решения конкретных вопросов управления АПК являются одним критериев оценки качества курсового проекта.