Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания курсовой работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
По дисциплине
«Информатика»
Оглавление
1. Цели и задачи выполнения курсовой работы.. 1
2. Формулировка задания и его объем. 2
3. Содержание курсовой работы.. 2
1.1 Титульный лист. 3
1.2 Содержание. 3
1.3 Лист задания. 3
1.4 Аннотация. 3
1.5 Основная часть. 3
1.6 Список использованной литературы.. 5
4. Этапы выполнения курсовой работы.. 6
5. Требования к оформлению курсовой работы.. 8
6. Рекомендации по организации мероприятий для выполнения курсовой работы, их примерный календарный план. 11
1.7. 11
1.8 6.1 Примерный календарный план выполнения курсовой работы.. 11
1.9 6.2 Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания курсовой работы.. 11
1. Цели и задачи выполнения курсовой работы
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом студенты 1 курса направления 080100 «Экономика» всех профилей выполняют курсовую работу по дисциплине «Информатика».
Выполнение курсовой работы является заключительным этапом процесса изучения дисциплины и имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний студентов, развитие и проявление ими навыков самостоятельного решения прикладных задач с использование информационных технологий, практической реализации автоматизированной обработки экономической информации.
В соответствии со стандартом третьего поколения бакалавр по направлению 080100 «Экономика» должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
· владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК 13);
· способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
· способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
· способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
· способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5).
Цели курсовой работы -систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний студентов, развитие и проявление ими навыков самостоятельного решения прикладных задач с использование информационных технологий, практической реализации автоматизированной обработки экономической информации.
Задачами курсовой работыявляются:
· приобретение практических навыков по обследованию конкретной предметной области и разработке реляционных моделей баз данных экономического направления;
· практическое применение прикладных программ общего назначения для решения экономико-управленческих задач.
Процесс выполнения курсовой работы позволяет оценить знания студента, умение приложить теоретические знания к решению практических задач, его способность к самостоятельной работе.
2. Формулировка задания и его объем
Задание на курсовую работу по дисциплине «Информатика» имеет одинаковую структуру для каждого из обучаемых. Общее задание на курсовой проект можно сформулировать следующим образом:
1. из предлагаемого преподавателем списка свой вариант выполнения курсовой работы.
2. построить логическую модель выбранной предметной области, а именно предложить список сущностей и список атрибутов, описывающих их.
3. преобразовать получившуюся логическую модель в физическую, выполнить построение реляционной модели для разрабатываемой предметной области с применением соответствующего программного средства.
4. организовать работу с базой данных, а именно обмен данными между базой данных и пользователем с помощью форм, запросов и отчетов. Предусмотреть автоматизацию работу с БД с помощью макросов.
7. разработать механизмы защиты данных от несанкционированного доступа.
8. импортировать данные из СУБД в табличный процессор. Выполнить необходимые расчеты, проанализировать результаты.
9. оформить пояснительную записку.
3. Содержание курсовой работы
Курсовая работа по дисциплине «Информатика» состоит из двух частей: текстовой и программной.
Текстовая часть является пояснительной запиской к курсовой работе. Пояснительная записка должна содержать следующие разделы, расположенные в указанном порядке:
1. Титульный лист
2. Содержание
3. Лист задания
4. Введение
5. Основная часть
6. Заключение и выводы
7. Список литературы
1.1 Титульный лист
Первой страницей пояснительной записки является титульный лист (объем - 1 стр.), который заполняют по установленной форме (Приложение А).
1.2 Содержание
На второй странице под заголовком «Содержание» размещают оглавление пояснительной записки с указанием страниц (объем - 1 стр., отдельный лист, оглавление создается автоматически). При этом содержание должно соответствовать указанным по тексту заголовкам составных частей работы и номерам страниц, на которых они начинаются.
1.3 Лист задания
В соответствии с заданием на курсовую работу (Приложение Б) пояснительная записка должна содержать следующие разделы:
1 Введение.
2 Постановка задачи
2.1 Описание предметной области
2.2 Конечные цели реализации задачи
2.3 Формы выдачи результатов
2.4 Описание используемых данных
3 Логическое проектирование:
3.1 Перечень сущностей (обосновать выбор).
3.2 Перечень атрибутов
3.3 Структуры данных
4 Реализация конкретной БД
4.1 Заполненные данными таблицы
4.2 Описание создаваемых форм, запросов (критериев отбора), отчетов, диаграмм
4.3 Экранные формы всех разрабатываемых объектов
5 Анализ результатов решения задач
1.4 Аннотация
Аннотация содержит очень краткое изложение назначения курсовой работы и результатов ее выполнения - объем не более 500 знаков.
1.5 Основная часть
1. Разработать ЕR-модель в среде ER-Win.
1.1 Построить диаграмму «сущность-связь» для предметной области, рассматриваемой в курсовой работе. Определить ключевую (родительскую) таблицу и ключевое поле. Обосновать этот выбор.
1.2 Преобразовать получившуюся логическую модель в физическую и выполнить генерацию файла проектируемой БД в СУБД Access. Структуры таблиц, необходимых для выполнения курсовой работы в СУБД Access, должны быть созданы автоматически на основе моделирования в ERWin.
2. Реализовать логическую модель данных в СУБД Access.
2.1 Разработать формы данных для таблиц БД в СУБД Access. Ввести данные в таблицы с помощью этих форм не менее 10 записей. Заполнить ссылочную (дочернюю) таблицу, используя мастер подстановок для копирования сопряженных полей из ключевой таблицы.
2.2 Сформировать и выполнить запросы по критериям, заданным в варианте задания. В одном из запросов создать вычисляемое поле по своему усмотрению. Результаты всех запросов сохранить. Поля для запросов выбираются исходя из особенностей и требований конкретной БД.
2.3 Произвести сортировку записей в соответствии с вариантом.
2.4 Составить отчет в соответствии с вариантом. Создаваемый отчет, исходя из особенностей конкретной БД, обязательно должен удовлетворять следующим требованиям:
- составляться по результатам запроса по двум связанным таблицам;
- должен иметь заголовок и примечание отчета, верхний и нижний колонтитулы страниц, заголовок и примечание группы;
- по возможности исключить повторяющиеся значения в группах;
- содержать как минимум одно вычисляемое поле;
- иметь итоговые значения по группам и по отчету в целом.
- при выборе полей, используемых для группировки и подведения итогов руководствоваться логикой их содержания
2.5 Построить диаграмму на основе данных одного из запросов. Используемый для построения диаграммы запрос должен содержать в ответе не менее трех записей.
2.6 Создать кнопочную форму, разместив на ней кнопки для открытия базы данных, открытия запроса, просмотра отчета. Создать макрос для автоматического открытия кнопочной формы при обращении к БД.
2.7 В пояснительной записке отобразить экранные формы проектируемых таблиц, форм, запросов и отчетов в режиме конструктора и режиме просмотра.
3. Импортировать данные из таблиц СУБД Access в табличный процессор Ехсеl. Таблицы сформировать на отдельных листах книги, затем Листы переименовать, неиспользуемые листы удалить.
3.1 Связать импортированные таблицы по смыслу. Выполнить необходимые расчеты: вычислить итоговую функцию по столбцам.
3.2 Оформить таблицы.
3.3 Произвести сортировку данных.
3.4 По данным двух несмежных столбцов (текстовому и числовому) Таблицы 1 (родительской) построить стандартную диаграмму, разместив ее на отдельном листе диаграмм.
3.5 Выполнить фильтрацию данных Таблицы 1 в соответствии с вариантом критерия запроса-выборки.
3.6 По данным трех столбцов (текстовому и двум числовым) Таблицы 2 построить нестандартную диаграмму, разместив ее на исходном листе.
4. В текстовом процессоре MS Word оформить отчет о проделанной работе в виде пояснительной записки.
4.1 Заголовки и текст пояснительной записки привести к единому стилю. Создать автоматическое оглавление.
4.2 Вставить в верхний колонтитул фамилию, имя, название специальности и номер группы, в нижний колонтитул - по правому краю номера страниц.
4.3 Представить полученные результаты (файлы ЕR-Win, МS Access, МS Ехсе1, МS Word) преподавателю на дискете/диске.
Заключение
В заключение к курсовой работе необходимо обобщить результаты выполнений задачи и сделать соответствующие выводы.
1.6 Список использованной литературы
Завершается работа библиографическим списком, в котором должна быть приведена использованная экономическая и техническая литература (не менее 5 научных и учебных публикаций). В него должны включаться только те источники, которые предназначены для выполнения курсовой работы и были в нем использованы. Библиографический список свидетельствует не только о степени изученности рассматриваемой проблемы, но и наличии творческой компоненты и самостоятельности студента. Библиографический список следует оформить в соответствии с ГОСТ.
4. Этапы выполнения курсовой работы
№ | Задачи курсовой работы | Форма представления результатов решения задач | Затраты времени, (час) |
Проанализировать предметную область для проектирования БД. | Рассмотрение понятий и определений, используемых в данной предметной области, представление их в пояснительной записке. | ||
Спроектировать многотабличную БД на логическом уровне | Разработанная ER-модель в среде ERWin – диаграмма «сущность-связь» для предметной области, рассматриваемой в курсовой работе. Определение ключевой таблицы и ключевого поля. Обоснование сделанного выбора в пояснительной записке. | ||
Разработать БД средствами MS Access: преобразовать получившуюся логическую модель в физическую и выполнить генерацию файла проектируемой БД в СУБД Access. Структуры таблиц, необходимых для выполнения курсовой работы в СУБД Access, должны быть созданы автоматически на основе моделирования в ERWin. Заполнить созданные таблицы БД 10 записями с использованием мастера подстановок. | В пояснительной записке отобразить экранные формы процесса генерации файла, структуры созданных таблиц в режиме конструктора MS Access, а также заполненные 10 записями таблицы. | ||
2. | Сформировать формы данных таблиц БД. | Отобразить в ПЗ формы данных в режиме конструктора формы и режиме просмотра формы. | |
Сформировать и выполнить запросы к БД по критериям, заданным в варианте задания. выполнить сортировку | Отобразить в ПЗ экранные формы запросов в режиме конструктора запроса и результаты выполнения запроса и сортировки. | ||
Сгенерировать отчет в соответствии с вариантом задания, построить диаграмму | Отобразить в ПЗ экранные формы отчета в режимах конструктора отчета и просмотра отчета. Отобразить в ПЗ экранную форму диаграммы. | ||
Разработать кнопочную форму данных таблиц БД. | Создать кнопочную форму, разместив на ней кнопки для открытия базы данных, открытия запроса, просмотра отчета. Создать макрос для автоматического открытия кнопочной формы при обращении к БД. Отобразить в ПЗ кнопочную форму в режиме конструктора формы и режиме просмотра формы. | ||
Импортировать данные из таблиц СУБД Access в табличный процессор Ехсе1. | Импортировать данные из таблиц СУБД Access в табличный процессор Ехсе1. Связать импортированные таблицы по смыслу с помощью Специальной вставки или ссылок в формулах. В ПЗ привести полученные таблицы, описать подробно последовательность импорта и выбранный способ связи таблиц. | ||
Оформить таблицы, выполнить расчеты и сортировку. | Вычислить итоговую функцию по столбцам для каждой таблицы, выполнить сортировку данных Таблицы 1 в соответствии с вариантом задания. В пояснительной записке отобразить Таблицу 1 до сортировки и после сортировки и Таблицу 2 с выполненными числовыми расчетами и оформлением, привести все формулы расчетов и описание выполнения сортировки. | ||
Построить стандартную диаграмму | Диаграмму для Таблицы 1 разместить на отдельном листе диаграмм, она должна содержать соответствующий отображаемым данным заголовок, легенду и подписи данных (значение). Нестандартную диаграмму для Таблицы 2 построить аналогичным образом, разместить ее на том же листе, где Таблица 2. Тип диаграммы выбрать любой, кроме использованного при построении диаграммы для Таблицы 1. В пояснительной записке отобразить диаграммы и описания построения каждой в отдельности. | ||
Выполнить фильтрацию данных | Скопировать Таблицу 1 на новый лист. Переименовать лист, назвав «Фильтрация данных». Создать автофильтр и выполнить фильтрацию данных в соответствии с вариантом критерия запроса-выборки. В пояснительной записке привести результаты фильтрации с описанием всех используемых команд и диалоговых окон. | ||
Итог |
5. Требования к оформлению курсовой работы
Одним из важных элементов при выполнении курсовой работы является ее оформление.
Курсовая работа по дисциплине «Информатика» оформляется в текстовом процессоре MS Word. Работа должна быть оформлена для печати на бумагу формата А4 (210*297 мм) на лицевой стороне каждого листа. Ориентация – книжная (некоторые таблицы и схемы могут быть расположены на страницах альбомной ориентации или формата А3). Текст на странице располагается в один столбец с отступами для полей: верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое – 2 см.
Для набора основного текста рекомендуется использовать одноименный стиль (Основной текст), установив шрифт - Times New Roman, размер – 14 пт.; параметры абзаца: первая строка – 1,27 (1, 25) см, выравнивание – По ширине, интервал «перед» и «после» – 0, межстрочный интервал – полуторный (остальные параметры устанавливаются по умолчанию). Разрешается использовать для выделения отдельных фрагментов текста полужирный шрифт и курсив.
Заголовки разделов, подразделов, рисунков и таблиц должны быть оформлены с использованием стилей. В конце названий точки ставить не надо, за исключением условных сокращений и обозначений.
Каждый раздел должен начинаться с новой страницы, подразделы начинать с новой страницы не следует.
Стиль заголовков разделов (Заголовок 1) должен иметь следующие параметры:
· ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал после - 12 пт., выравнивание: по центру, положение на странице - с новой страницы, запретить автоматический перенос слов;
· ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, полужирный, размер - 16 пт., все прописные, интервал - разреженный;
· ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3). Для заголовков «Введение», «Заключение и выводы», «Список использованной литературы» и «Приложения» после применения к ним стиля Заголовок 1 необходимо выключить формат нумерации.
Стиль заголовков подразделов (Заголовок 2) должен иметь параметры:
· ФОРМАТ АБЗАЦА: интервал перед и после - 6 пт., выравнивание - по центру, не отрывать от следующего, запретить автоматический перенос слов;
· ФОРМАТ ШРИФТА: Times New Roman, полужирный, размер 16 пт., интервал - разреженный.
· ФОРМАТ НУМЕРАЦИИ: многоуровневый список заголовков (1. Заголовок 1; 1.1. Заголовок 2; 1.1.1. Заголовок 3).
Таблицы должны быть наглядными и обрамленными со всех сторон и внутри. Размер шрифта в таблицах может быть не меньше 10 и не больше 14.
Для автоматизации и единообразия оформления таблиц желательно создать стили форматирования: шапка таблицы, подлежащее (нумерация столбцов) и содержимое таблицы. В ячейках шапки выравнивание обычно делают по вертикали и по горизонтали - по центру; в подлежащем – сверху и по левому краю; внутри таблицы – снизу и по правому краю, в некоторых случаях наглядней выглядит выравнивание - по центру.
Над таблицами необходимо располагать названия, которые должны иметь сквозную нумерацию. Для единообразия оформления необходимо создать стиль «название таблицы» на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ перед - 6 пт., запретить автоматический перенос слов, не отрывать от следующего; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 14 пт. и использовать его для всех заголовков таблиц.
Таблицы, не помещающиеся на одну страницу, должны переноситься на следующую, с добавлением в начале каждой следующей страницы строки с порядковой нумерацией столбцов. На каждой следующей странице, перед продолжением таблицы, необходимо писать заголовок следующим образом: «Таблица 1 (продолжение)».
Для оформления заголовков приложений необходимо создать название «Приложение» и использовать стиль «название таблицы». При описании по тексту следует вставлять перекрестные ссылки на постоянную часть и номер названия соответствующих приложений.
Под рисунками и схемами должны располагаться их названия со сквозной нумерацией. Для вставки постоянной части заголовка с помощью средств текстового процессора, необходимо создать название «Рис.1». Для единообразия оформления необходимо создать стиль “название рисунка” на основании стиля «название объекта» с параметрами: формат абзаца – по центру, отступ после - 6 пт., запретить автоматический перенос слов; формат шрифта: Times New Roman, полужирный, размер – 14 пт. и использовать его для всех заголовков рисунков.
Таблицы и рисунки должны быть размещены в нужном месте и не оторваны от текста. Допускается в необходимых случаях их перенос на следующую страницу после упоминания по тексту с обязательной ссылкой. Ссылки оформляются с помощь вставки перекрестных ссылок на постоянную часть и номер названия.
Оглавление должно быть сформировано автоматически с использованием возможностей текстового процессора (чтобы заголовок «Содержание» не попал в список оглавления, к нему нельзя применять стиль заголовка).
Все страницы должны иметь сквозную нумерацию внизу и справа страницы. Первой страницей является титульный лист, номер которого не должен отображаться. Размер шрифта номера страницы – 12 пт.
В тексте допускаются только общепринятые сокращения слов.
При использовании материала из литературных источников в квадратных скобках необходимо указать порядковый номер источника, соответствующий списку использованной литературы (следует использовать средства текстового процессора – перекрестную ссылку на абзац). При цитировании следует упомянуть фамилию и инициалы автора, вместе с номером источника указать номер страницы, с которой взята цитата. Нельзя отрывать основную мысль автора от его целостной концепции. Примечания и комментарии можно привести в виде сносок в конце страницы.
Список литературы должен быть оформлен с применением формата нумерованного списка. В процессе работы источники можно располагать в порядке использования, но после завершения, их необходимо упорядочить в алфавитном порядке (отсортировать средствами текстового процессора и обновить поля с перекрестными ссылками).
Электронный вариант завершенной курсовой работы нужно показать руководителю и, после устранения всех сделанных им замечаний, распечатать на белой бумаге на черно-белом (можно цветном) принтере с минимальным качеством 300 точек на дюйм. Файлы выполненной курсовой работы необходимо упаковать в один архив и записать на дискету или диск, вложенную в пояснительную записку в конверте - файле.
6. Рекомендации по организации мероприятий для выполнения курсовой работы, их примерный календарный план
Задание на курсовую работу оформляется на типовом бланке (Приложение А).
Руководитель рекомендует список литературы, с которой студенту необходимо познакомиться перед выполнением основной части курсовой работы. Студент имеет право дополнить предложенный список по своему усмотрению.
Примерный календарный план выполнения курсовой работы
Наименование работы | Номер недели |
Получение задания на курсовую работу | |
Анализ и исследование задач | |
Разработка ER-модели | |
Разработка БД в СУБД Access | |
Реализация задачи в MS Excel | |
Оформление пояснительной записки в MS Word | |
Сдача курсовой работы на проверку | |
Защита работы |
Порядок защиты и ответственность студента за выполнение задания курсовой работы
Пояснительная записка сдается на проверку руководителю работы в срок не менее чем за 10 дней до защиты. После проверки руководитель либо допускает студента к защите, либо возвращает работу на доработку.
Программная реализация обязательно прилагается на диске и демонстрируется руководителю.
Для получения удовлетворительной оценки распечатанную работу, сшитую в скоросшивателе и подписанную автором, с электронным вариантом на диске или дискете, необходимо представить руководителю для проверки на 14 неделе от начала семестра. Работы, в которых содержание и оформление, как в целом, так и разделов, не соответствуют выданному варианту, требованиям, описанным в данных методических указаниях и предъявляемым руководителем, к защите не допускаются и должны быть переработаны.
После проверки в работу, ни в коем случае, нельзя вносить какие либо изменения (изымать листы с замечаниями руководителя или замазывать их штрихом). Доработанные фрагменты со ссылками на страницы, на которых были сделаны замечания руководителем, следует оформить и распечатать на отдельных листах и подшить к первоначальному варианту после титульного листа.
К защите курсовой работы студент готовит доклад, рассчитанный на выступление до 5 минут. Он строится в той же последовательности, в какой написана работа. Во вводной части доклада обосновывается тема, указываются поставленные цели и задачи, характеризуется объект, методы и инструментарий изучения. Основную часть доклада должны составлять конструктивные разработки, конкретные выводы и предложения автора. Текст доклада при защите желательно излагать свободно, не читая.
Защита курсовой работы принимается экзаменационной комиссией. На защите члены комиссии слушают доклад и задают студенту вопросы, касающиеся не только непосредственно теоретической и практической частей работы, но и положений курса «Информатика». Студент, должен дать краткие, четко аргументированные ответы и доказать, что работа выполнена им самостоятельно. После этого членами комиссии на основании содержания и качества выполненной курсовой работы, уровня теоретической и практической подготовки студента выводится общая оценка.
Защита студентов, не ориентирующихся в выполненной курсовой работе (независимо от их качества), признается неудовлетворительной. В зависимости от уровня участия оцениваемого студента в защищаемой работе, экзаменационная комиссия устанавливает, может ли студент представить к повторной защите ту же работу с переработкой или же обязан разработать новую тему.
Приложение А
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Уфимский государственный авиационный технический университет
Институт экономики и управления
Кафедра экономической информатики
Процент выполнения работы | ||||||||||
Номер учебной недели |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовой работе
«Разработка реляционных моделей БД экономического направления»
по дисциплине
«Информатика»
Выполнил(а): ______________
группа ЭК-101
проверил(а): Кульчихина Р.М.
ст. преподаватель каф.ЭИ
Оценка __________________
дата:
«_____» ____________ 2012 г.
Уфа 2012
Приложение В
Пример оформления библиографического списка
1. Информатика. Базовый курс : / под ред. С. В. Симоновича .— 3-е изд. — Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011 .— 637 с.
2. Острейковский, В. А. Информатика : / В. А. Острейковский .— Изд. 5-е, стер. — Москва : Высшая школа, 2009 .— 510, [1] с.
3. Лавренов, С. М. Excel. Сборник примеров и задач / С. М. Лавренов .— Москва : Финансы и статистика, 2008 .— 336 с.
4. Макарова, Н. В. Информатика : / Н. В. Макаров, В. Б. Волкова .— Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011 .— 576 с.
5. Золотова, С. И. Практикум по Access : подготовительный курс, предваряющий более глубокое изучение технологии баз данных / С. И. Золотова .— М. : Финансы и Статистика, 2007 .— 144 с.