Основные тенденции развития мирового рынка
В течение XX века мировой рынок прошел ряд этапов развития.
А. Эпоха массового производства (1900 - 1930).
Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому потребитель был готов приобретать такие товары по приемлемым ценам, не требуя большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга - предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя - усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью. Характерно высказывание президента фирмы «Дженерал моторс» Д.М.Уилсона: «Что хорошо для «Дженерал моторс» - хорошо и для Соединенных Штатов».
Б. Эпоха массового сбыта - индустриальная эпоха (1930-1950).
После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президентом стал Д.Ф. Рузвельт, провозгласивший «новый курс» в экономике. Его лозунг - «В каждом гараже - по автомобилю, в каждой кастрюле - по курице». Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности - рынку покупателей.
Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать «извне» со стороны рынка (т.е. должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача сбалансирования противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.
В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970).
Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности.
Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров с принципиально новыми качествами, только так становится возможным победить в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно, маркетинговая политика строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара.
Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 1990). Переход к глобализации
Возникают нефтяные кризисы, сильно влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.
Основные тенденции развития рынка в 80-90 гг. 20 века:
- насыщение внутренних рынков;
- усиление конкуренции с вытеснением слабых соперников;
- изменение экономического сознания общества;
- дальнейший рост экспорта;
- сокращение инновационных циклов, высокие расходы на подготовку производства требуют больших производственных масштабов, для которых внутренние рынки обычно малы;
- усиление интернационализации и глобализации бизнеса;
- мощный потенциал НИОКР – основной критерий успеха на рынке;
- международное сотрудничество все более состоит из обмена ноу-хау;
- успех в торговле все в большей мере определяется гарантией послепродажного сервиса.
Мировое хозяйство — это исторически сложившаяся и постепенно развивающаяся система из национальных хозяйств стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями, развивающимися на основе международного географического разделения труда (МГРТ).
Национальная экономика — совокупность деятельности хозяйствующих субъектов на экономическом пространстве данной страны.
Термин «национальная экономика» употребляется чаще, чем внутренняя, несмотря на то, что глобальные количественные экономические характеристики и макроэкономические структуры рассчитываются именно по внутренней экономике, т.е. без резидентов за рубежом.
Внутренняя (национальная) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.
До принятия в 1993 г. новой методологии системы национальных счетов (СНС) в международной статистической практике при характеристике экономической деятельности и ее результатов использовались понятия «внутренняя экономика» и «национальная экономика», которые увязывались с соответствующими показателями результатов их функционирования — «валовой внутренний продукт» (ВВП) и «валовой национальный продукт» (ВНП). В новой методологии (1993 г.) используются лишь понятия внутренней экономики и ВВП, а показатель ВНП заменен показателем «валовой национальный доход». Однако экономисты должны иметь представление о различиях этих экономических категорий и показателей, долгое время применявшихся в экономической и статистической практике.
Национальная экономика охватывает деятельность только деятельность резидентов данной страны независимо от их местонахождения (на экономической территории страны или за ее пределами).
Национальная экономика (national economy) — включает деятельность только национальных резидентов как в стране, так и за рубежом; не учитывает результаты деятельности нерезидентов в стране.
Основные макроэкономические показатели:
ВНП
ВВП
ЧНП
Валовый национальный доход
Валовый национальный располагаемый доход
Конечное потребление
Валовое накопление
Чистое кредитование и чистое заимствование
Сальдо внешней торговли