Задачи российского менеджмента.

Сущность управления в административно-командной системе хозяйствования была идеализирована и доведена до жесткого регламентирования воздействия субъекта управления на объект, что породило пассивную философию труда. Она строилась на основе, как правило, минимальных изменений в организации, методах управления и т. д. Жесткое регламентирование управления наряду с пассивностью вынуждало управляемые объекты уклоняться от воздействия или оказывать невидимое противодействие, что снижало творческий подход в процессе производства и в конечном счете привело к застою экономики.

Единственно верным подходом к организации современного менеджмента является творческий подход к труду, который заставлял бы руководителей и подчиненных активно выполнять задания, идти на разумный риск и предприимчивость. Он связан со стратегическим мышлением и созданием предпосылок для активизации экономического мышления людей.

Многообразие форм собственности, акцент на развитие деловых контактов, необходимость повышать управленческую культуру и экономическую компетентность предъявляют новые требования к работе с кадрами[4].

В условиях перехода к рыночной экономике одной из ключевых проблем являются подготовка и переподготовка специалистов и руководящих кадров, соответствующие современным международным образовательным стандартам и требованиям гибкой и динамичной рыночной экономики.

Для проведения коренной перестройки системы управления нужны не просто исполнители, а добровольные и сознательные единомышленники. Поэтому «социальная база» реорганизации в лице наиболее компетентных и современно мыслящих менеджеров и специалистов расширяется медленно.

Важнейшим направлением развития в России, позволяющим резко повысить производительность труда, улучшить качество производимой продукции, являются инновационные процессы, основывающиеся на современной научно-технической политике обновления производства. Главная сфера действия менеджмента в инновационных процессах- инновационное предпринимательство, а также государственные предприятия наукоемкого сектора промышленности России.

Становление инновационного предпринимательства и развитие его на основе менеджмента позволяют ускорить внедрение научных разработок в серийное или массовое производство, вовлечь в производственную сферу большое количество научных и инженерно-технических работников, неэффективно работающих в государственных научно-исследовательских учреждениях и производственных предприятиях.

Для поддержки инновационного предпринимательства целесообразно стимулировать создание частных и смешанных (государственно-частных) фондов, необходимо разработать и запустить программу помощи по оснащению научно-исследовательских центров современными средствами телекоммуникаций и формированию банков данных.

Следует выделить следующие задачи:

1. Социальная ориентированность менеджмента – коммерческое предприятия должно приносить пользу гражданам и наносить как можно меньше вреда, а не пытаться максимизировать прибыли и рыночную стоимость предприятия.

2. Этическая направленность менеджмента – мы должны создавать базу для построения цивилизованного бизнеса, для этого следует внимательно изучить культурные проблемы населения и искоренить их.

3. Менеджмент качества. Повышения качества необходимо на любом уровне развития экономики и предприятия. Это может быть как качество товаров и услуг, производимых организацией, так и качество жизни сотрудников этой организации. Качество управления и подготовки управленческих кадров должно быть на максимально допустимом уровне для получения высоких результатов.

4. Менеджмент образования. Подготовка специалистов любых профессий и направленностей непременно должна быть на достойном уровне вне зависимости от занимаемого в рейтинге учебных заведений места.

5. Тайм менеджмент. Вопрос организации времени всегда являлся ключевым. Но в современных условиях финансовой нестабильности он является одним из приоритетных.

Наши рекомендации