Этапы становления и развития управления как науки
Название школ и подходов | Годы XX столетия | Настоящее время | |||||||||
1-е десятилетие | 10-е | 20-е | 30-е | 40-е | 50-е | 60-е | 70-е | 80-е | 30-е | ||
Школа научного управления | + | + | + | ||||||||
Классическая школа | + | + | + | + | |||||||
Школа человеческих отношений | + | + | + | ||||||||
Школа о поведении человека | + | + | + | + | + | + | |||||
Школа количественных методов | + | + | . '+ | + | + | + | |||||
Процессный подход | " | " | ' | ' | + | + | + | + | + | ||
Системный подход | + | + | + | + | + | + | |||||
Ситуационный подход | + | + | + | + |
Условные обозначения: (-) — отмечены годы зарождения, а (+) — годы формирования и развития школы или подхода
Основатели и последователи каждого из этих подходов и школ полагали в свое время, что им удалось найти ключ к наиболее эффективному достижению целей организации. Более поздние исследования и неудачные попытки применить теоретические учения школ на практике доказали, что многие из них были лишь частично правильными. Приемы, которые оказывались успешными в одних ситуациях и в конкретное время, не всегда были успешны в других. И тем не менее, каждые из этих школ и подходов внесли значительный вклад в теорию управления. Даже самые прогрессивные современные организации до сих пор используют определенные концепции и приемы, возникшие в рамках данных школ и подходов.
Практика управления показала, что не существует никаких универсально применимых приемов и принципов, которые делали бы управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые при их правильном применении помогают руководителям повысить вероятность достижения целей организации.
КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
1. Управленческая мысль своими корнями уходит в глубь веков. Большинство авторов началом развития управленческой мысли считают 5000 гг. до н.э., когда была изобретена клинопись, и тем самым стало возможным регистрировать факты.
2. Управленческий континуум К.С. Джорджа показывает, что вплоть до конца XIX в. управление организацией не рассматривалось системно как наука менеджмента и особый вид деятельности. Предлагались лишь отдельные аспекты по совершенствованию управления организацией.
3. В России в этот период управленческая мысль развивалась под флагом государственного управления. Концепцию правового государства разрабатывали М.М. Сперанский, И.И. Платонов, Н.Н. Рождественский и др. При этом ими раскрыто содержание таких категорий, как цель, принципы управления, функции и структуры органов управления и т.п. В трудах ученых тех лет рассматривались практически все проблемы управления.
4. Наиболее полными и более узнаваемыми были учения: представителей дворянства, идеологов крестьянства и рабочего класса, представителей буржуазии. Каждая группа ученых и практиков, представителей этих классов, отстаивали свои концепции развития управления государством и хозяйством страны.
5. Историческими предпосылками возникновения менеджмента как науки следует считать: развитие индустриального производства, становление рыночного механизма хозяйствования, создание крупных корпораций. Родиной менеджмента является Америка.
6. Причины и предпосылки, обусловившие возникновение управления как науки в Америке: огромный рынок трудолюбивых иммигрантов из Европы; законодательство, способствовавшее образованию работников и их карьерному росту на основе компетентности; крупный единый рынок в масштабе всей страны с сетью транспортных коммуникаций; низкий уровень вмешательства государства в экономику и т.п.
7. Менеджмент как наука развивается эволюционным путем. Успехи в теории управления зависели во многом от развития других наук, таких как экономика, социология, психология, математика, кибернетика. Эти науки помогали ученым находить новые подходы к управлению.
8. Наиболее признанными являются четыре подхода, которые обеспечили существенное развитие теории и практики управления в XX в. (подход, основанный на выделении научных школ управления; процессный подход; системный подход к организации; ситуационный подход). Каждый из этих подходов внес значительный вклад в теорию управления. Эти подходы в современных условиях помогают руководителям достигать целей организации.