Структура дохода предприятия, прибыль

В процессе своей деятельности предприятие производит и реализует товары (услуги), затрачивая при этом определенные ресурсы.

Полученные средства от продажи товаров (доход, выручка) распределяются следующим образом. Выручка (доход)=затраты+прибыль. Также доход может иметь следующую структуру(рис9).

инвестиции
дивиденды
прибыль
выручка
Структура дохода предприятия, прибыль - student2.ru
 

Добавленная стоимость
Издержки
Заработная плата
Рис. 9. Структура дохода предприятия.

Выручка предприятия состоит из издержек (за вычетом заработной платы) и добавленной стоимости. Добавленная стоимость – это стоимость, созданная на данной стадии производства. Она делится на прибыль и зарплату. Соотношение зарплаты и прибыли в добавленной стоимости может характеризовать уровень эксплуатации.

Инвестиции – это часть прибыли, которая идет (возвращается) на расширение производства.

Дивиденды часть прибыли предприятия, выводимая за его пределы в качестве дохода собственников. Теперь рассмотрим категорию прибыли.

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознагражде­нием такого специфического фактора как предпринима­тельство. Специфического, вопервых, потому, что пред­принимательство, в отличие от капитала или земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.

Прибыль обычно определяют как разность между пол­ной выручкой и полными издержками. Однако уже этот упрощенный подход к проблеме рождает новые вопросы. Определение полной выручки не составляет трудности (это произведение количества произведенной продукции на це­ну единицы товара).

Рассмотрим категорию затрат. С точки зрения бухгалтера, в издержки должны вклю­чаться денежные расходы, которые фирма несет на приоб­ретение машин, оборудования, сырья, материалов, на вы­плату заработной платы работникам и т. д. Фирма выплачивает эти деньги внешним по отношению к ней хозяйствующим субъектам, она покупает необходимые ре­сурсы на рынке. Поэтому эти затраты называются внешни­ми издержками. Внешние, или бухгалтерские издержки, включают в себя только явные денежные затраты. В этой связи бухгалтерская прибыль представляет собой разность между полной выручкой и внешними (бухгалтерскими издержками).

Однако, согласно экономической теории, капитал является одним из факторов производства, а вознаграждение каждого фактора производства соответствует его предель­ному вкладу в создание продукта и следовательно, должно входить в издержки. Другими словами, в экономические издержки должна входить стоимость услуг всех факторов производства, независимо от того, покупаются ли они на рынке или являются собственностью фирмы. Как уже отме­чалось издержки производства, должны рассматриваться с точки зрения ценности альтернативных возможностей, которыми прихо­дится жертвовать. Так, любой предприниматель, выбирая сферу приложения своего капитала, сравнивает альтернативные варианты с дочки зрения ожидаемых выгод и вы­бирает наиболее эффективный для себя вариант. Выбрав, например, вложение капитала в производство мебели, он, по существу, отказывается (жертвует) от получения дохода в сельском хозяйстве или страховом деле. Этот упущенный, или альтернативный доход должен входить в издержки владельца капитала. Используя собственные ресурсы: собственный капитал, собственную землю, собственные предпрениматальские способности, владелец этих факторов не несет явных денежных затрат, это неоплачиваемые, или внутренние вз­держки. Но это именно издержки, поскольку они могут быть представлены в денежной форме в виде платежей, которые могли бы быть получены фирмой при альтерна­тивном использовании данных внутренних ресурсов. По­теря этих платежей и означает, что фирма несет издерж­ки.

Вместе с тем очевидно, что в условиях свободной конкуренции переливы капитала из отрасли в отрасль в по­исках более высокого дохода должны привести к выравниванию альтернативной ценности различных вариантов капиталовложений. В этом случае полные издержки предпринимателя совпадут с полной выручкой. Значит ли это, что предприниматель — владелец капитала не получит никакого дохода? Такой вывод будет ошибочным.

Доход предпринимателя будет складываться по крайней мере из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т е. то, что в современной экономической науке принято называть безусловной заработной платой. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он собственник капитала и вложил в дело этот капитал. Как уже было показано, эта часть дохода может быть выражена в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чис­той производительности капитала.

Эти две части дохода предпринимателя будут представ­лять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста — это все элементы издержек. Эконо­мическая прибыль возникает в том случае, если общая выручка превышает все издержки — и внешние, и внутрен­ние, включая в последние и нормальную прибыль на капитал в размере процента. Наличие экономической прибыли объясняется следующим. Мы исходим из наличия условий свободной конкуренции, ничем не ограничиваемых переливов капитала в поисках более высокого дохода, опти­мального поведения хозяйствующих индивидуумов, основанного на рациональном использовании полной и досто­верной информации. Кроме того, мы фактически предпо­лагаем, что экономика является статичной, т. е. ее важнейшие параметры — численность населения, предло­жение ресурсов, технический уровень производства, вкусы и предпочтения остаются неизменными. Статичная эконо­мика вполне предсказуема, экономическая неопределен­ность сведена к минимуму. В таких условиях экономиче­ская прибыль (сверх вознаграждения за управленческий труд и дохода в форме чистой производительности капита­ла) должна исчезнуть. Нулевая экономическая прибыль может являться следстви­ем статичной экономики и свободной конкуренции в чистом виде. Но в реальной действительности свободная конку­ренция, полное равновесие рынка, статичная экономика существовать не могут. Всегда имеются определенная сте­пень несовершенства конкуренции (монополизация рын­ка), рыночное неравновесие, неоптимальное поведение индивидуумов. Экономика всегда находится в состоянии динамики, поскольку изменяется население, открываются новые источники сырья, развиваются наука и техника, возникают новые потребности и т. д. Сама экономическая информация является редким благом, недоступной в оди­наковой степени для всех участников экономических от­ношений. Иными словами, любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, с одной стороны, и монополизация рынка, с другой, и порождают экономи­ческую прибыль, получаемую отдельными предпринимате­лями как дополнительный, избыточный доход, превыше­ние полной выручки над полными издержками.

Причины появления этого дополнительного дохода мо­гут быть разнообразными: концентрация производства и дифференциация продукта, тайный сговор производителей и технические нововведения, новаторская деятельность предпринимателей, связанная с предвидением, оригиналь­ностью мышления, смелостью и т. п.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием открытия новых технологий, новых рынков и т. п., то и прибыль не может выступать как равновесная цена.

Получение прибыли как избыточного дохода, с одной стороны, не может, как правило, иметь длительного характера, так как конкуренция в конце концов ведет к выравниванию условий хозяйствования, повсеместному распространению технических нововведений и т. п. Но, с другой стороны, причины, порождающие прибыль, постоянно появляются вновь и воспроизводятся, и с этой точки зрения мы вправе рассматривать прибыль как постоянное явление в рыночной экономике, играющее огромную стимулирующую роль. Стремление получить экономическую прибыль, и обойти конкурентов, укрепить свои позиции на рынке — постоянно действующий мотив предпринимательской деятельности, толкающий экономику вперед, к постоянному развитию. Ожидание прибыли стимулирует наиболее эффективное распределение и использование ресурсов, снижение затрат, технические нововведения, освоение новых производства и в конечном итоге экономический рост и более полное удовлетворение потребностей.

Вместе с тем важно подчеркнуть, что неопределенность, приносящая прибыль одним предприятиям, одновременно порождает убытки для других. Однако постоянная угроза убытков является таким же мощным стимулом, как и желание получить прибыль.

Наши рекомендации