Процесс принятия правительственных решений
В социальном смысле государственное регулирование – это воздействие политических структур на субъекты национального хозяйства. Но здесь в дело вступает социально-психологический фактор, включающий национальный менталитет и традиции, доверия к действиям правительства и т.д.
Между политическими решениями и их реализацией, между политикой и экономикой находится связующее звено в виде социально-психологического фактора, то есть зависимость между политикой и экономикой не является прямой и непосредственной. На схеме показан поток регулирующего импульса (рисунок 3.1.)
Всматриваясь в схему, мы приходим к заключению о неизбежности лагов – т.е. промежутков времени, необходимых для адаптации; периодов более или менее длительных, выражающих непростые связи между экономикой и политикой.
Проблема политических лагов многомерна. Она включает так называемый «лаг обнаружения», время между возникновением симптомов опасности (кризиса, перегрева конъюнктуры и др.) и их установлением политическими органами; промежутков между обнаружением и принятием решения; между решением и действием. Затем начинается второй акт – адаптация к ним социальной среды, степень общественного согласия.
Рисунок 3.1.
Порой лаг настолько длителен, что конечный результат оказывается противоположным искомому. Например, лаги снизили эффективность антиинфляционной политики правительства Кеннеди в США. Лаги относятся к тем «бродячим сюжетам», которые встречаются повсеместно, по большей части имеют общую социально-психологическую природу. Словарь Макмиллана классифицирует следующие виды лагов: адаптационный, административный, внешний и внутренний, рациональный, промежуточный, распределительный, сельскохозяйственный, лаг обнаружения, геометрического размещения, кубического уравнения. Составим схему принятия государственных решений (рисунок 3.2.).
Избирателизнакомятся с программами кандидатов и выражают свои предпочтения путем голосования.
Законодательнаявластьопределяет диапазон действий для исполнительной власти, и чиновники осуществляют те или иные акции в рамках своего мандата. Они управляют сбором налогов и расходами государства. Избиратель отстранен от конкретных управленческих
процессов, но может оказывать влияние через лоббирующие группы, СМИ и т.п.
Общая схема: избиратели – законодатели – исполнители, являвшаяся исходной в наших рассуждениях о власти в демократическом обществе, многолика; в развивающихся странах или государствах дистанцирующихся от тоталитаризма, возникают политические феномены, соединяющие в себе черты прошлого с началами гражданского общества и рыночной свободы. Внутри общепринятого треугольника складываются структуры (рисунок 3.3.).
Между политическими структурами идет упорная, скрытая или откровенная борьба за влияние, за союзников из финансовой элиты, покупаются СМИ, рекламные агентства; распространена практика «парашютирования» - распространенная практика «спуска» чиновников на теплые и ответственные места в финансово-экономических структурах с возможным впоследствии их возвращением в политику.