Категория «международный менеджмент». Место и роль курса международного менеджмента в управленческой подготовке
Эффективное управление международным бизнесом – важный фактор глобальной конкуренции. Международная фирма – это фирма, которая участвует в международной торговле или инвестициях. Это может быть МНК, ТНК и предприятия малого и среднего бизнеса.
Предмет курса «Международный менеджмент» - управленческие отношения в организациях (ТНК, МНК, МСА, сети и кооперативы малых и средних предприятий и т.д.), осуществляющих международные деловые операции.
Изучение международного менеджмента опирается на освоение таких базовых управленческих дисциплин как «Менеджмент», «Маркетинг», «Стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Организационное поведение», а также общеэкономических курсов «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика». Методологической основой является сравнительный менеджмент.
Таким образом, международный менеджмент – это теория и практика рационального руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей: экспорте, импорте, обмене технологиями, в совместных предприятиях, производстве и предоставлении услуг за рубежом, осуществлении иностранных инвестиций, транснациональных корпорациях.
Международный менеджмент предусматривает управление функционированием компаний в более чем одной стране, а специалист с квалификацией глобального менеджера должен осуществлять деятельность от экспортно-импортных сделок до производственных операций за границей. Также он должен владеть теорией, философией и психологией глобального менеджмента, включая этику международного бизнеса – область знаний о нормах морали в разных странах и о применении этих норм в деловой практике.
Задачи управления международным бизнесом сильно отличаются от управления страновым бизнесом. Страны могут отличаться по национальным культурам, политическому устройству, экономическим и правовым системам, уровням экономического развития.
Межстрановые различия требуют различных подходов к осуществлению международных деловых операций. Например, продвижение продукта в Бразилии заметно отличается от подобной деятельности в Германии; от американских менеджеров требуются иные навыки для управления китайским персоналом и т.д.
Международный бизнес отличается от странового и сложность решаемых задач. Международный менеджер сталкивается с проблемами:
1. В какие национальные рынки входить, а каких избегать в силу высоких рисков?
2. Стоит ли экспортировать продукцию фирмы в зарубежную страну или лучше позволить местной компании производить продукт по лицензии в этой стране?
3. Какие управленческие технологии использовать в разных странах? и т.д.
Управленческие решения, которые принимает международный менеджер:
1. оценка и выбор национальных рынков, территории внутри стран для ведения деловых операций;
2. выбор адекватных международных операций, позволяющих достичь поставленной цели, масштаба и сроков проведения этих операций;
3. оценка целесообразности привлечения стратегического инвестора;
4. поиск внешних, зарубежных источников финансирования для развития бизнеса;
5. выбор зарубежного партнера, подготовка стратегии и тактики переговоров с партнерами;
6. оценка эффективности предпринимаемых международных операций и проектов, выявление проблем и рисков;
7. построение эффективных структур управления;
8. отбор и переподготовка национальных менеджеров, специалистов и рабочих кадров.
Таким образом, международный менеджмент отличается от национального тем, что:
1. существуют межстрановые различия;
2. диапазон проблем по ширине;
3. международный менеджмент осуществляется с учетом требований норам национального законодательства в области международной торговли и иностранных инвестиций;
4. в ходе международных деловых операций осуществляются валютные сделки.
Международный менеджер должен обладать следующими качествами:
- инициативой;
- готовностью к оправданному риску;
- уверенности к оправданному риску;
- умению мыслить в глобальных масштабах;
- уверенности в своих силах;
- дипломатичности.
В последнее время проявляется новая функция международного менеджмента - управление знаниями в процессе международного научно-технологического обмена.
3.