Требования к структурным элементам курсовой работы
- Титульный лист
Титульный лист является первой страницей курсовой работы и служит источником информации о теме, авторе, руководителе, месте и времени ее написания (приложение 4).
- Содержание
Пример оформления содержания см. приложение 5.
- Введение
Введение – это «лицо» работы. В нёмдается краткое обоснование выбора темы курсовой работы, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предметисследования, определяются цель и задачи исследования. Кроме того, должна быть четко определена теоретическая база исследования, т.е. произведен обзор литературных источников, используемых в данной работе.
Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность. Студент должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и других общественных явлений, которые актуализируют выбор темы. Умение сформулировать тему исследования и впоследствии доказать ее актуальность является первым шагом к успешной защите курсовой работы.
В рамках курсового исследования автор должен выбрать конкретный объект исследования и сформулировать предмет исследования. Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта. В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Приведём пример:
Тема 1: Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. Объект исследования – предпринимательская деятельность в России. Предмет исследования – правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Тема 2: Эволюция конкурентных отношений на естественно-монопольных рынках. Объект исследования – естественно-монопольные рынки. Предмет исследования – процессы эволюции конкурентной среды в экономическом пространстве естественных монополий.
Тема 3: Качество и уровень жизни. Социальная политика государства. Объект исследования – социальная политика государства. Предмет исследования – показатели и механизмы, определяющие уровень жизни и социальную политику государства.
Именно на предмет исследования направлено основное внимание студента, именно предмет определяет тему курсовой работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи работы.
Цель работы – это мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач.
Задачи исследования определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы по достижению основной цели.
Приведём пример:
Тема: Качество и уровень жизни. Социальная политика государства.
Объект исследования – социальная политика государства.
Предмет исследования – показатели и механизмы, определяющие уровень жизни и социальную политику государства.
Цель курсовой работы – исследование показателей и механизмов, определяющих уровень жизни и социальную политику государства на примере России.
Задачи курсовой работы:
- раскрытие сущности, целей и основных направлений социальной политики;
- описание показателей характеризующих уровень и качество жизни населения;
- описание механизма государственной политики доходов;
- исследование механизма и системы социальной защиты населения в России на современном этапе.
Рекомендуемый объем введения 1,5 – 2 страницы машинописного текста.
- Основная часть
Основная часть должна содержать текстовые материалы и числовые данные, отражающие существо проблематики.
Основная часть курсовой работы должна включать в себя две главы – теоретическую и практическую.
В теоретической части работы должны освещаться следующие вопросы:
1) Понятия, содержание и значение исследуемого предмета (процесса, явления) и отражающих его показателей;
2) Описание проблемы и состояние в теории исследования на эту тему, анализ исторического опыта (исторические проблемы);
3) Методические аспекты решения поставленных вопросов;
В практической части работы должны освещаться следующие вопросы:
1) Анализ исследуемого предмета (процесса, явления, показателей);
2) Прогноз (желательно многовариантный с описанием сценарных предположений) развития исследуемого предмета (процесса, явления, показателей);
3) Рекомендации по улучшению деятельности исследуемого объекта (процесса, явления, показателей.).
Практическая часть работы должна быть написана на основе материалов периодической печати или официальных источников за последние три года.
Основная часть курсового проекта излагается в виде сочетания текста, иллюстраций, таблиц и графиков. Содержание следует делить на главы, в свою очередь главы – на подразделы, пункты и подпункты. При этом каждый пункт должен содержать законченную информацию, ЛОГИЧЕСКИ(!) вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.
- Заключение
В заключении даются выводы и предложения. Заключение должно отражать результаты практической значимости исследования, пути и дальнейшие перспективы работы над проблемой. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций) по результатам проведенной работы.
Рекомендуемый объем заключения 1,5 – 3 страницы машинописного текста
- Список использованной литературы и источников информации
Список должен содержать сведения об источниках информации и литературе, использованных в процессе выполнения курсового проекта.
Список составляется в строго приоритетном порядке:
1. Нормативные правовые акты.
Например:
Федеральный закон от 26 февраля 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // Собрание законодательства РФ, 1996. - №1, ст.1.
Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002 №127-ФЗ // Консультант Плюс.
Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) «Об утверждении методические рекомендаций по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса» от 12.08.1994 г. №31-р // Консультант Плюс.
2. Государственные стандарты и сборники документов.
Например:
- ГОСТ 7.1.84 – Введ. 01.01.86. – М., 1984. – 75 с. – (Система стандартов по информ., библ. И изд. делу).
3. Книги одного, двух, трех и более авторов.
Например: Рузавин Г.И. Научная теория: Логико – методол. анализ. М.: Мысль, 1976. – 237с.
Госс В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие. – М.: Мысль, 1984. – 268с.
4. Сборники.
Например:
Методологические проблемы современной науки / Сост. А.Т. Москаленко. – М.: Политиздат, 1979. – 295с.
5. Статьи из газет и журналов.
Например:
Райцын Н. В окопах торговых войн // Деловой мир. – 1993 – 7 окт.
Егорова – Гантман Е., Минтусов И. Портрет делового человека // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - № 6. – С. 14 – 15.
6. Интернет - источники
Например:
Административно-управленческий портал [Электронный ресурс] / Режим доступа: http//www. aup.ru, свободный.
Теория и практика финансового и управленческого учета [Электронный ресурс] / Режим доступа: http//www. gaap.ru, свободный.
В разрезе каждого подраздела список оформляется в алфавитном порядке.
В работе обязательно должна прослеживаться связь основного текста с описанием источника. Для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в тексте на страницу источника, последняя также заключается в квадратную скобку. Например: [11, С.35], что означает: 11 источник, 35 страница.
В работе должно быть использовано не менее десяти источников.
- Приложения
В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с процессом выполнения курсовой работы, которые способствуют пониманию излагаемого материала, но по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть данной работы без ущерба ее структуре и понятности.