Закон спроса; кривая спроса
Взаимосвязь между ценой и количеством покупаемого товара называется графиком спроса или кривой спроса. «Кривая спроса показывает в графическом виде объем спроса на товар при каждом значении цены и при неизменных прочих факторах, влияющих на объем спроса».
Кривая спроса "dd" отлого спускается вниз вправо и отражает важный закон: закон постепенного убывания спроса.
Это отрицательный наклон кривой, т.е. количество и цена находятся в обратной зависимости.
Объем спроса на некий товар – это количество товара, которое покупатели желают приобрести за определенный период. Объем спроса зависит от цены данного товара, от цен других товаров, от доходов и вкусов покупателей.
Закон постепенного убывания спроса
Если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. И наоборот, если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то при прочих равных условиях, он может быть реализован лишь по менее высокой цене (по меньшей цене).
Цены взаимосвязанных товаров
Взаимозаменяемые товары (субституты) – это товары, заменяющие данный товар в потреблении, например: рыба и цыплята.
Взаимодополняемые (комплиментарные) товары – это товары, дополняющие данный товар в потреблении, например: автомобиль и бензин; молоток и гвозди.
В то время как повышение цены на товар – субститут сдвигает кривую спроса на данный товар вправо, повышение цены на дополняющий товар сдвигает кривую спроса влево. В основном товары - это товары-субституты.
Доходы потребителей
Нормальный товар – это такой товар, объем спроса, на который увеличивается с ростом дохода при каждом значении цены. Низший товар, или низшее благо – это такой товар, объем спроса на который падает с ростом дохода.
Поездка на автобусе – низшее благо, по мере роста дохода, потребители переключаются с поездок на автобусе на поездки в собственном автомобиле.
Ожидаемые в будущем цены
Например, объем спроса на автомобили в данном месяце может быть выше при любой данной цене, если ожидается рост цен на автомобили в следующем месяце.
2.3.2. Закон предложения; кривая предложения
Под графиком или кривой предложения мы понимаем отношение между рыночными ценами и тем количеством продукции, которое производители изъявляют готовность произвести и продать. Кривая предложения обычно является возрастающей.
Под "спросом" мы понимаем всю кривую спроса, под "предложением" – всю кривую предложения. Движение по данной кривой "предложения" объясняется изменением "объема предложения", но сама кривая предложения не изменяется. Увеличение предложения означает увеличение количества предлагаемой продукции при каждой цене, и при этом новая кривая предложения (s1s1) сдвинется вправо вниз, Увеличение спроса - смещение отлого опускающейся кривой спроса (d1 d1) вправо вверх.
«Объем предложения – это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период. Объем предложения зависит от цены товара, от цен используемых в производстве ресурсов и имеющихся в распоряжении продавцов производственных технологий».
Что стоит за кривой предложения
Кривая предложения строится при неизменности основных факторов, определяющих издержки продавцов.
- Когда предложение увеличивается, продавцы желают поставлять большее количество товара по тем же ценам или то же самое количество товара, но по более низким ценам.
- Когда предложение снижается, продавцы желают поставлять меньшее количество товара по тем же ценам или то же самое количество товара, но по более высоким ценам.