Личность и национальная культура.
Конечно, в любой стране нет одинаковых людей. В любой культуре, например, можно найти людей с высоким и низким уровнем риска. Однако культура страны ощутимо влияет на личностные характеристики ее жителей.
Так интерналов в США больше, чем в Саудовской Аравии, а тип А в капиталистических странах, типа США и Канады, встречается чаще.
Соответствие личности и работы.
Теория соответствия личности и работы. Выделяет шесть типов личности и предполагает, что соответствие между типом личности и родом занятие определяет удовлетворение и работой и текучесть кадров.
Теория предложена Джоном Холландом (John Holland). Холланд выделяет шесть персональных типов и соотносит с ними наиболее соответствующие им работы.
Типология Холланда.
Тип | Характеристика личности | Соответствующее занятие |
1.Реалист. Realistic Предпочитает физическую активность, которая требует умения, силы и координации | Стабильный, практичный, | Механик, оператор пресса, рабочий-сборщик, фермер |
2.Исследователь. Investigative. Предпочитает занятия, включающие обдумывание, организацию и понимание | Аналитичный, оригинальный, любопытный, независимый | Биолог, экономист, математик, репортер. |
3.Социальный. Social Предпочитает занятия, включающие помощь и развитие других | Социальный, дружественный, совместный, понимающий | Социальный работник, учитель, советник, клинический психиатр. |
4.Традиционный. Conventional Предпочитает деятельность, регулируемую правилами, упорядоченную и однозначную. | Соглашательский, эффективный, практичный, невпечатлительный, негибкий | Бухгалтер, управляющий корпорацией, банковский служащий, служащий картотеки |
5.Предприниматель. Enterprising Предпочитает вербальную активность, где есть возможность воздействовать на других и достичь власти | Самоуверенный, амбициозный, энергичный, доминирующий | Юрист, агент по продаже недвижимости, специалист по PR, менеджер малого бизнеса. |
6.Артистический. Предпочитает неопределенные и несистематические занятия, позволяющие творческое выражение | Впечатлительный, неупорядоченный, идеалистичный, эмоциональный, непрактичный | Художник, музыкант, писатель, специалист по интерьеру. |
Эмоции.
До последнего времени эмоции работников не рассматривались в курсах организационного поведения по двум основным причинам:
1). Миф рациональности. Организация строилась на принципах рационального взаимодействия ее участников, и эмоциям здесь не было места.
2). Любые эмоции считались разрушительными для работы, и с ними надлежало бороться.
Что такое эмоции?
Аффект, эмоция | Базовый термин, относящийся к широкому ряду чувств, которые испытывает человек |
— Термины "аффект" и "аффективный" выражают эмоционально-конативный аспект ментальной деятельности в целом. | |
Эмоции | Сильные чувства, направленные на кого-либо или что-либо |
Настроения | Чувства, менее сильные, чем эмоции и менее зависящие от контекстуальных воздействий. |
Работа, выполняемая служащим, имеет физическую и ментальную составляющую. Служащий должен совершать определенные рабочие движения и совершать их осознанно. Кромеэтого во многих случаях служащие должны демонстрировать и определенный эмоциональный настрой – оптимистичный и дружелюбный у стюардесс авиакомпаний, скорбный – у работников похоронных служб, нейтральный – у медицинских работников и др. Понятие эмоциональной составляющей, появившееся в сфере услуг, теперь все более распространяется и на обычную работу. Так, от членов рабочей группы ожидается благожелательность и вежливость, а от руководителя – способность эмоционально «зарядить» группу.
Эмоциональная работа | Ситуация, в которой служащий выражает в межличностных отношениях эмоции, требуемые организации |