Развитие автомобильной промышленности в украине

ВВЕДЕНИЕ

Украина – индустриально-аграрная страна, на территории которой развивается отрасль материального производства - промышленность, в которой производят орудия труда и другую продукцию для различных отраслей хозяйства, а также добывают сырье и топливо, обрабатывают и перерабатывают продукцию, полученную в промышленности или в сельском хозяйстве. Промышленность тесно связана с научно-техническим прогрессом, имеет решающее влияние на уровень развития общества и является ведущей отраслью материального производства в Украине.

Развитие промышленности в Украине контролируется государством в соответствии с действующим законодательством через государственные органы управления и государственные предприятия. Как объект управления промышленность представляет собой довольно сложную систему, объединяющую различные отрасли: энергетика; топливная; металлургия; машиностроение и металлообработка; химическая и нефтехимическая; лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная; промышленность строительных материалов; легкая; пищевая; комбикормовая; микробиологическая; полиграфическая и др.

Управление промышленностью осуществляется по отраслевому принципу с учетом территориального и межотраслевого управления. Оно направлено на координацию и дальнейшее развитие производственных сил общества и государства, повышение эффективности труда, снижение себестоимости продукции, повышение ее качества и конкурентоспособности на мировом рынке, защиту и наполнение внутреннего рынка отечественными товарами, услугами и т.д.

В работе рассмотрим отраслевую политику государства на примере автомобильной промышленности.

Современное автомобилестроение по праву считается барометром состояния промышленности той или иной страны. Ее роль в экономике чрезвычайно велика, так как в сфере производства автомобилей, учитывая предприятия смежных отраслей, поставляющих сырье, материалы,, техническое обслуживание и ремонт, торговлю, автодорожное хозяйство работает каждый шестой из работающих промышленности. По прогнозам специалистов, в ближайшие годы начнется подъем экономики Украины. В связи с предполагаемым повышением жизненного уровня страны, увеличится спрос на качественную автомобильную технику отечественного производства.

Данная тема заинтересовала меня тем, что почти не существует отраслей хозяйства, где бы не применялась продукция автомобилестроения, также на нее работают почти все другие отрасли. Существует мнение, что развивая автопром, государство сможет "вытащить" экономику страны на передовые рубежи мировой экономики. А это очень актуально в отношении Украины.

Целью данной работы является получение теоретических и практических знаний в области государственной отраслевой политики на примере автомобильной промышленности, анализ основных направлений государственного регулирования автопромышленности.

Задачи для исследования данной темы:

· проанализировать особенности автомобильной промышленности в Украине;

· выявить тенденции развития автомобильной промышленности;

· определить роль отраслевой политики государства в развитии автомобильной промышленности;

· представить основные направления государственного регулирования автопромышленности.

РАЗВИТИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УКРАИНЕ

Машиностроение Украины появилось еще в сер. XIX в. Наличие металла, выгодное транспортно-географическое положение, в том числе выход к побережью Черного и Азовского морей, высокая концентрация сельскохозяйственного производства способствовали развитию тут тяжелого, транспортного и сельскохозяйственного машиностроения.

В прошлом машиностроение стало ведущей отраслью в структуре промышленного комплекса Украины. В 1990 г. его доля составляла 30 процентов всего промышленного производства. Современные отраслевая структура и размещение машиностроения Украины сформировались за последние десятилетия.

В большей части развитых стран мира ведущее место в структуре транспортного машиностроения занимает автомобилестроение. Украина имеет довольно благоприятные предпосылки для развития автомобилестроения: достаточное производство металла, развита химическая промышленность (в частности производство шин, пластмасс и изделий из них), научно-исследовательская база и достаточная численность квалифицированных кадров и, что весьма важно, огромной рынок сбыта продукции.

Автомобилестроение - сравнительно молодая отрасль машиностроения, которая появилась в 50-60-е годы ХХ века. Как известно, в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств располагалось неравномерно - часть автозаводов и заводов по выпуску комплектующих изделий находилась в России. Однако почти каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное производство какого-либо изделия. Так, Украина - единственный производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия"). В автомобилестроении нашей страны сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Возникнув в силу особенностей своего размещения в промышленно развитых районах Украины, где имелись наиболее благоприятные условия для организации внутренней и межотраслевой кооперации, автомобилестроение сейчас начало развиваться и в новых экономических районах.

В автомобильной промышленности заняты миллионы людей по всему миру. В развитых странах она обеспечивает около 10% ВВП. Автомобиль– это предмет массового производства, массового маркетинга и массового потребления. Наличие в стране собственного автомобильного производства является не только важнейшей составляющей ее статуса на международной арене, но и непосредственно двигателем развития экономики страны в целом. Автомобильная промышленность – это одна из базовых отраслей в стране, и если это собственное производство, а не сборка, то на нее работают в стране до 900 предприятий. Мировой опыт показывает, что автомобилестроение представляет собой весьма прибыльную отрасль и характеризуется высокими доходами производителей, большим количеством созданных рабочих мест и мощным влиянием на развитие других отраслей экономики: металлургическую, нефтехимическую, электронную промышленность и др.

Автомобилестроение - одно из наиболее науко-, капитало- и трудоемких производств. Для его развития необходимы большие объемы инвестиций, передовые инженерные разработки и наем квалифицированного инженерного корпуса. При благоприятных условиях автомобильная промышленность увеличивает количество рабочих мест. В ряде стран эта отрасль субсидируется, протежируется и активно лоббируется государством по активному продвижению на мировом рынке автомарок национального производства или сборки.

Сегодня автомобильная промышленность Украины не является базовой отраслью экономики страны, которая до кризиса давала 4% ВВП. В тот период доходы от автопрома в бюджеты разных уровней составляли 7 млрд. грн., сегодня доля автопрома в ВВП сократилась, а соответственно и отчисления в бюджеты снизились. Автомобильная промышленность Украины может производить все типы транспортных средств: легковые автомобили ("АвтоЗАЗ"), грузовики, спецавтомобили, военную автомобильную технику ("АвтоКрАЗ"), городские и магистральные автобусы ("ЛАЗ"), автомобили повышенной проходимости ("ЛуАЗ").

Украинский рынок автомобилей, что еще несколько лет назад считался неразвитым, благодаря стремительному росту на протяжении последних десяти лет(с 2003 г.) превратился в один из самых перспективных рынков Восточной Европы. В 2007 г. рынок новых легковых автомобилей Украины поднялся еще на две позиции в европейском рейтинге и занял 7-ое место из производства автомобилей. Хотя еще в 2005г. Украина была двенадцатой по объему производства автомобильной продукции в Европе, в 2006г. - уже девятой, а за 12 месяцы 2007г. смогла потеснить Бельгию и Нидерланды, достигнув рекордной позиции.

Начиная с ноября 2008 года, в Украине наметились негативные тенденции на автомобильном рынке, связанные с мировым финансовым кризисом и кризисом банковской системы. Они проявились в снижении уровня потребления автотранспортных средств и, соответственно, спаде объемов производства автомобильной техники всех типов(табл. 1).

развитие автомобильной промышленности в украине - student2.ru

Таблица 1.

Динамика производства автомобильной техники украинскими предприятиями с 2004 по 2009 год

В частности, производство легковых автомобилей в Украине в 2009г. сократилось на 83,7%, сравнительно с 2008 годом. По данным УкрАвтоПрома, производство автобусов в Украине в 2009г. сократилось на 85,3%, сравнительно с 2008 годом. Производство грузовиков - на 79,7%, сравнительно с 2008 годом.

Начиная с 2010г. украинским автомобилестроителям удалось преодолеть негативные тенденции в развитии отрасли. Объем производства легковых автомобилей вырос на 14,3% сравнительно с предыдущим годом. Производство автобусов выросло на 80%, сравнительно с 2009 годом, а производство грузовиков выросло на 112,5%, сравнительно с 2009 годом. Прирост производства в автомобилестроительной отрасли Украины за 2011г. представляет 31,5%

Автомобилестроение в Украине страдает от недостаточного объема инвестиций. Наша автомобильная промышленность не успевает за иностранными аналогами в развитии технологий. Устаревшее оборудование и способы производства приводят к низкому качеству продукции, к ее высокой себестоимости, а следовательно, и низкой конкурентоспособности (табл.2).

развитие автомобильной промышленности в украине - student2.ru

Таблица 2.

Динамика изменения объемов производства автомобилей по странам.

Развитие собственной автомобильной промышленности - один из вариантов развития экономики страны. Успешное развитие автомобилестроения в Украине (включая выпуск иностранных моделей) возможно лишь при наличии собственных автозаводов. Другие способы развития автомобильной отрасли (импорт, создание сетей СТО, крупноузловая сборка) являются малоэффективными. Путь европейских стран на авторынке представлял собой своеобразную эволюцию «от крупноузловой до мелкоузловой сборки и полномасштабного производства», но при этом европейские страны всегда начинали с модернизации старых заводов и усовершенствования существующего модельного ряда.

На данный момент автомобилестроительная отрасль Украины имеет такие проблемы: падение производства; низкое качество продукции; устаревшие технологии; отсутствие финансовых ресурсов; продажа автомобилей в кредит и, как следствие, уменьшение оборотных средств.

Вместе с тем, кризисные явления дают толчок для поиска путей, направленных на уменьшение негативных последствий и выхода на качественно новый уровень развития автомобильной отрасли.

Сейчас для выживания отрасли необходима государственная политика поддержки автомобильной промышленности. В первую очередь необходимо вернуть на рынок потребительское кредитование с учетом нынешних реалий, в данный момент в Украине можно взять кредит под 30%, в то время как в Европе – под 2 - 4%. Также должны появиться муниципальные транспортные компании, закупающие украинскую технику. Кроме того, пора уделять внимание и подготовке кадров. Сегодня уже нет специалистов для работы в автопроме.

Наши рекомендации