III. Изучение нового материала. 1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.
1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.
На доске картинки с изображенными на них животными: лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка, свинья, еж.
Учитель.Рассмотрите животных и сгруппируйте их по способу питания.
– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? Другими животными? Насекомыми? Всякой пищей?
Н а д о с к е с х е м а:
2. Б е с е д а «Цепи питания».
Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.
– Рассмотрите схемы на с. 96.
– Цепь питания начинается с растения. Это первое звено.
– Как вы думаете, почему? (Растения способны использовать энергию солнца и производить питательные вещества из углекислого газа и воды.) – Второе звено цепи – это растительноядные животные. Почему?
– Третье звено – насекомоядные или хищные животные.
– Давайте попробуем составить цепь питания:
3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.
– Выполнить задание 1 (2, 3) на с. 43–44 в рабочей тетради.
4. С п о с о б ы з а щ и т ы о т в р а г о в.
– Вспомните рассказ о еже и филине.
– Почему ежику удалось спастись?
– Назовите других животных, которые хорошо приспособились защищаться от врагов.
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Прочитайте текст (с. 97).
Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у:
– Как приспособились хищники к добыванию пищи?
– Как приспособились животные защищаться от хищников?
– Нужны ли хищники в природе?
IV. Итог урока.
Ч т е н и е в ы в о д а (с. 98).
Про всех на свете
Все, все на свете
Нам нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед
И кто делает яд.
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
Б. Заходер
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 96–98); ответить на вопросы (с. 98).
У р о к 23
невидимая сеть и невидимая пирамида
Цели:формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.
О б о р у д о в а н и е: на доске рисунок, изображающий огромный дуб; картинки с изображением животных.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:
– На какие группы делятся животные по способу питания?
– Что такое цепь питания?
– Приведите примеры цепей питания.
– Почему цепь питания начинается с растений?
– Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?
– Как хищники приспособились к добыванию пищи?
– Как приспособились животные защищаться от хищников?
II. Введение в тему урока.
Отгадать з а г а д к у:
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной,
А на кончиках ветвей
Много-много желудей. (Дуб.)
Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дуба.
– Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.