III. Изучение нового материала. 1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.

1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я.

На доске картинки с изображенными на них животными: лошадь, заяц, тигр, лиса, скворец, лягушка, свинья, еж.

Учитель.Рассмотрите животных и сгруппируйте их по способу питания.

– Как называются животные, которые питаются растительной пищей? Другими животными? Насекомыми? Всякой пищей?

Н а д о с к е с х е м а:

III. Изучение нового материала. 1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я. - student2.ru

2. Б е с е д а «Цепи питания».

Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому говорят, что живые существа связаны между собой в цепи питания.

– Рассмотрите схемы на с. 96.

– Цепь питания начинается с растения. Это первое звено.

– Как вы думаете, почему? (Растения способны использовать энергию солнца и производить питательные вещества из углекислого газа и воды.) – Второе звено цепи – это растительноядные животные. Почему?

– Третье звено – насекомоядные или хищные животные.

– Давайте попробуем составить цепь питания:

III. Изучение нового материала. 1. Г р у п п и р о в к а ж и в о т н ы х п о с п о с о б у п и т а н и я. - student2.ru

3. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а.

– Выполнить задание 1 (2, 3) на с. 43–44 в рабочей тетради.

4. С п о с о б ы з а щ и т ы о т в р а г о в.

– Вспомните рассказ о еже и филине.

– Почему ежику удалось спастись?

– Назовите других животных, которые хорошо приспособились защищаться от врагов.

Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

– Прочитайте текст (с. 97).

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у:

– Как приспособились хищники к добыванию пищи?

– Как приспособились животные защищаться от хищников?

– Нужны ли хищники в природе?

IV. Итог урока.

Ч т е н и е в ы в о д а (с. 98).

Про всех на свете

Все, все на свете

Нам нужны!

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников,

Злых и свирепых!

Нужны все на свете!

Нужны все подряд –

Кто делает мед

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы все-таки очень

Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется.

Б. Заходер

& Домашнее задание:прочитать статью (с. 96–98); ответить на вопросы (с. 98).

У р о к 23
невидимая сеть и невидимая пирамида

Цели:формировать представление о сетях питания и об экологической пирамиде; воспитывать бережное отношение к природе.

О б о р у д о в а н и е: на доске рисунок, изображающий огромный дуб; картинки с изображением животных.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– На какие группы делятся животные по способу питания?

– Что такое цепь питания?

– Приведите примеры цепей питания.

– Почему цепь питания начинается с растений?

– Кто занимает второе звено в цепи питания? Третье?

– Как хищники приспособились к добыванию пищи?

– Как приспособились животные защищаться от хищников?

II. Введение в тему урока.

Отгадать з а г а д к у:

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (Дуб.)

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением дуба.

– Сегодня на уроке вы узнаете, с кем дружит дуб, изучите экологические связи в дубовом лесу.

Наши рекомендации