Закон возвышения потребностей
Общественное производство: ресурсы, сущность, тенденции
1. Содержание производства, его ресурсы и факторы. Мотивация к труду;
2. Производство и воспроизводство;
3. Тенденции и проблемы производства.
Производство – организованная деятельность людей по созданию материальных благ и услуг. Оно направлено на удовлетворение их потребностей.
Потребность – состояние нуждаемости в чем-либо.
Закон возвышения потребностей
“Пирамида потребностей” (по Маслоу):
1. Вершина: потребность в самоактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности)
2. Эстетические потребности (гармония, порядок, красота)
3. Познавательные потребности
4. Потребность в уважении
5. Потребность в принадлежности и любви
6. Потребность в безопасности
7. Физиологические потребности
(1-3: потребности в самовыражении)
Потребность ← удовлетворение ← производство.
Само производство возможно лишь при наличии определенных ресурсов.
Структура ресурсов:
1) Природные – пригодные для использования естественные вещества и силы [“неисчерпаемые”; “исчерпаемые”; “возобновляемые”; “невозобновляемые”];
2) Материальные – создание человеком СП.
3) Трудовые – население в трудоспособном возрасте.
4) Финансовые – денежные средства, используемые в производстве.
Природные, материальные и трудовые ресурсы являются “базовыми”; финансовые ресурсы - “производные”, т.к. они возникли на рыночной стадии производства.
Ресурсы – это не природные и социальные силы, которые могут быть использованы в процессе производства. Реально функционирующие в производстве ресурсы превращаются в факторы производства:
1) Земля;
2) Труд;
3) Капитал (Д и СП);
Т.о., производство есть взаимодействующее единство его факторов.
Фактор “труд” включает в себя особую его разновидность – предпринимательство. Главная функция предпринимательства состоит в организации доходного производства.
Производство:
1) Технологическая сторона – взаимодействие факторов земли труда, и капитала;
2) Социальная – производство становится общественным, т.к. оно является результатом ПО между собственниками факторов производства.
Современное производство характеризуется глубоким общественным разделением труда, которое выражается через систему видов трудовой деятельности, специализацию и кооперирование.
Результатом общественного производства является общий продукт. Он проходит сложный путь до потребителя.
Производство → Распределение → Обмен → Потребление.
Производство в его непрерывном повторении есть воспроизводство.
Воспроизводство:
1) Простое
2) Расширенное
Закон возвышения потребностей диктует необходимость расширения производства.
I. Производство: затраты… результаты. Производство называется эффективным, когда Р > З.
Эффективность производства – это его результативность, плодотворность. Под эффективностью понимают определенное состояние производства, когда ограниченные ресурсы используются оптимально… З min ↔ Р max. (критерии оптимальности)
II. Производство: экономический рост – это количественное возрастание и качественное совершенствование общественного продукта.
Условие экономического роста – более рациональное использование ресурсов и факторов производства…
Цель – более полное удовлетворение расширяющихся потребностей.
Типы экономического роста:
1) Экстенсивный
2) Интенсивный
На развитие современного производства воздействуют две противоположные тенденции: укрепление или концентрация и разукрепление или деконцентрация.
Концентрация – сосредоточение СП и РС на крупных предприятиях, массовое производство, удешевление производства.
Концентрация производства позволяет крупным предприятиям производить конечную продукцию от начала и до конца, это так называемая “вертикальная интеграция”. Вертикальная интеграция ведет к монополизму.
В странах развитой рыночной экономики преобладает противоположная тенденция – вертикальная дезинтеграция, когда подразделения фирмы становятся самостоятельными предприятиями… Внутрифирменные поставки сменяются отношениями купли-продажи… Расширяется рыночная сфера… Возрождается конкуренция… Расширяется номенклатура продукции, - это явление называется диверсификацией.
Диверсификация обеспечивает фирме коммерческую устойчивость.
Важной проблемой производства является обеспечение устойчивого экономического роста. Дело в том, что производству свойственны как периоды подъема, так и периоды спада. Периоды спада производства – экономические кризисы. Кризисы – “вечная боль” производства и общества.
Другая проблема производства – проблема доходности участников (субъектов) производственного процесса. Субъекты производства является собственниками земли, труда и капитала,- они рассчитывают на получение дохода.