Государственное регулирование кризисных ситуаций. Опыт антикризисного управления в странах с развитой рыночной экономикой.
Государственное антикризисное регулирование – это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования.
Главными задачами на современном этапе являются:
1. совершенствование законодательства о банкротстве;
2. разработка программ поддержки для различных типов неэффективно работающих организаций, применение специфических мер регионального антикризисного регулирования и контроля.
Основными мерами государственного антикризисного регулирования являются:
1. совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий;
2. осуществление мер по досудебному оздоровлению предприятий;
3. осуществление мер по социальной защите работников предприятий, находящихся в процедурах банкротства;
4. осуществление мер по защите интересов граждан городов и поселков при банкротстве градо– и поселкообразующих организаций;
5. принятие мер по преодолению кризиса неплатежей и сокращению неденежной, в том числе бартерной, формы расчетов;
6. осуществление мер по приватизации, акционированию и добровольной ликвидации предприятий-должников;
7. создание и развитие института банкротства и его инфраструктуры.
Чтобы снизить негативные последствия кризисов и укрепить положительную динамику, создаются программы антикризисных мер, которые должны включать в себя не только стратегические, но и средне- и краткосрочные цели. С учетом огромной территории РФ непременно следует увязать общестрановую программу с региональными антикризисными программами и далее - до создания антикризисных планов деятельности крупных, градообразующих и тому подобных предприятий. Такие антикризисные планы - это своеобразные схемы вывода хозяйствующих субъектов из кризисных ситуаций.
Первый шаг в антикризисном регулировании был сделан Правительством РФ под влиянием мирового экономического кризиса, начавшегося в 2007-2008 г.г., когда в стране произошло резкое падение производства. Была принята «Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 год», которая была направлена на оздоровление финансового и экономического состояния страны.
Данная Программа включала в себя ряд приоритетных направлений:
1. Выполнение социальных обязательств перед населением, что подразумевало оказание поддержки граждан, наиболее пострадавшим от кризиса: создание временных рабочих мест; выделение средств на переквалификацию и развитие малого бизнеса.
2. Укрепление национальной экономики: активизация внутреннего спроса на отечественные товары; поддержка предприятий, внедряющих инновации.
3. Поддержка инновационных проектов; поддержка энергосберегающих технологий и развитие высокотехнологических отраслей, в том числе авиа- и судостроение, космическая промышленность, атомная энергетика.
4. Развитие конкуренции и совершенствование антимонопольного регулирования; сокращение перечня товаров, которые подлежат обязательной сертификации; антикоррупционные мероприятия; поддержка малого и среднего бизнеса за счет снижения налогов и расширения доступа к госзакупкам.
5. Повышение эффективности банковской системы за счет расширения ресурсной базы и повышения ликвидности финансовой системы; за счет повышения доступности банковских кредитов для предприятий реального сектора обеспечения санации банков.
6. Проведение макроэкономической политики Правительства РФ и Банка России, направленной на сохранение устойчивых позиций курса рубля и снижение инфляции, а также на проведение денежной политики.
Российским законодательством (с 2002 г.) предусмотрено несколько моделей антикризисного управления: досудебная санация, наблюдение, финансовое оздоровление (судебная санация), конкурсное производство и мировое соглашение.
По истечении срока внешнего управления возможны три варианта.
Первый - предприятие выставляется на конкурсное производство. Деньгами, вырученными от его продажи, расплачиваются с кредиторами.
Второй вариант - проведя определенную работу с кредиторами, управляющий получает возможность реструктуризировать кредиторскую задолженность предприятия до разумных пределов. После того как предприятие начинает работать рентабельно, внешнее управление заканчивается мировым соглашением, предприятие возвращается прежнему собственнику, который обязуется выплатить долги позднее, и оно становится в определенной степени инвестиционно-привлекательным.
Третий, не часто встречающийся вариант - внешнее управлениеоказывается настолько эффективным, что предприятие расплачивается с кредиторами и возвращается прежнему собственнику, очищенное от долгов.
Нормативно-законодательная база банкротства российских предприятий может быть отнесена к продолжниково-кредиторской, в то время как практика проведения предусмотренных законодательных процедур указывает на приоритетную роль прокредиторской политики. В обобщенном варианте признаки этих двух типов антикризисного управления в различных странах (в том числе в России) показаны в таблице.
Таблица «Направления антикризисной политики в различных странах»