Мя в странах с развитой рыночной экономикой этот юридический

принцип вытеснен другим — "caveat venditor" ("пусть остерегается

продавец"). Новый принцип означает, что покупатель имеет

Право требовать компенсацию за физический и моральный урон,

Связанный с использованием купленного товара. Такая компенсация

Может быть обусловлена даже такими дефектами, о существовании

Которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими

В результате неправильного использования товара покупателем.

В 1992 г. в США против фирмы "МакДональдс" было возбуждено

Судебное дело. Пострадавшая требовала компенсацию в 1 млн.

долл. (!) за физический и моральный ущерб, возникший в связи с

Тем, что компания продала ей. слишком горячий чай. Пострадавшая

Заказала горячий завтрак, чтобы съесть его по дороге, отправляясь

На работу. Открыв стаканчик с чаем в машине, она пролила

Его, испортив платье и получив ожог. Более того, она чуть ли не

Попала из-за этого в автомобильную катастрофу. Потеря трудоспособности

В период болезни (упущенная зарплата), затраты на лечение

и, конечно, моральный ущерб она оценила в "скромную сумму"

В 1 млн. долл. Данный процесс создал прецедент, заставивший ограничить

Претензии покупателей трехкратной суммой стоимости

Купленной вещи.

Известно, что абсолютно безопасных товаров просто не существует

(особенно если их использовать не по прямому назначению),

К тому же попытки создания только абсолютно безопасных товаров

Резко увеличили бы их цены. Защита прав потребителей, конечно,

Необходима, но только в разумных пределах.

V _ Защита прав потребителя должна опирать-

Р , ся на полную информацию о качестве про-

Ли информационная J гл

асимметрия? даваемых товаров и услуг. Однако можно

F ' ли получить такую информацию и кто должен

это сделать? Важную роль здесь играют общества потребителей,

Средства массовой информации (газеты, радио, телевидение),

Законодательные и исполнительные органы власти и, конечно, сами

Фирмы, активно рекламирующие свою продукцию. Информация не

бесплатна. Поэтому сразу возникает вопрос: кто в ней заинтересован

и почему?

Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции

Которой противоречивы. Часто довольно трудно ответить на

Вопрос, чего в рекламе больше, информации или дезинформации,

Правды или обмана. К тому же, обращенная к большой аудитории,

Она по-разному интерпретируется различными категориями граждан.

Чем шире аудитория — тем выше коэффициент расщепления

Информации, тем больше вероятность того, что эту рекламу разные

Категории читателей и слушателей поняли неоднозначно, со значительными

отклонениями, пропустив важные "куски информации".

С ростом качества товара растет и его цена, но именно она

Может сделать товар недоступным для широкого потребления. Поэтому

Важным критерием становится не достижение полной инфор-

Глава 12 Экономика информации, неопределенности и риска

Мированности, абсолютного знания, а оптимальное соотношение

Качества и цены. Получение полной информации оказывается скорее

Заманчивым идеалом (к которому, конечно, надо стремиться),

Чем реальной практикой современного хозяйства, для рынков которого

По-прежнему типична большая или меньшая информационная

Асимметрия.

Спекуляция

И ее роль в экономике

_. Спекуляция (speculation) — деятельность, выра-

пекуляция ^кающаяся в покупке с целью перепродажи по более

Н высокой цене. Купить подешевле, продать подороже

— в этом заключается смысл спекуляции. Его открыли еще в

XVI—XVIII вв. меркантилисты — первая школа в политической

экономии. Деньги — товар — деньги с приростом: Д-Т-Д' — такова

Всеобщая формула капитала. Важно подчеркнуть, что она связана

С риском. Спекуляция — это пример осознанного риска.

Любопытно другое, что спекуляция распространена гораздо

Наши рекомендации