Принципы государственного регулирования конкуренции и монополизма в зарубежных странах.
Конкуренция (от лат. concurrere – сбегаться, сталкиваться), выступает объективным экономическим законом рыночного хозяйства. Неизбежность конкуренции на свободном рынке порождена следующими объективными условиями, необходимыми для функционирования еемеханизма:
· наличие множества равноправных рыночных субъектов;
· полная экономическая обособленность каждого из них;
· зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
· противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательного спроса.
Под экономической конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов на рынкеза предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода).
Сущность конкуренции проявляется в следующих ее функциях:
· обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;
· стимулирование роста эффективности производства, побуждение товаропроизводителя повышать эффективность своего бизнеса;
· дифференциация (имущественное расслоение) товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи разоряются) и в связи с этим ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);
· давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
· стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.
Монополия (от греч. monos (один, единственный) + poleo (продаю) в узком смысле – это господство одного продавца, фирма, которая не имеет конкурентов.
Монополия в широком значении:
· исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности;
· такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
· Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм.
· Доминирующее(от лат. dominans – господствующий) положение этих фирм на рынке определенных товаров.
· Установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбыли. Намеренно сокращая количество продаж, монополист тем самым создает дефицит и добивается повышения цен.
Рис. 5.3.1. Реакция цены на изменение объема спроса и цены присовершенной (а)инесовершенной (б)конкуренции.
Если товаропроизводитель продает товаров столько, сколько он хочет и может продать, а рыночная цена остается неизменной, то на рынке имеет место совершенная конкуренция (а), а сам товаропроизводитель является совершенным конкурентом. Если же фирма увеличивает количество товаров, поставляемых на рынок, и цена падает, то на рынке имеет место несовершенная конкуренция (б).
Принято выделять три основныхвида (модели)несовершенной конкуренции:
1. Монополистическую конкуренцию,которая, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии иконкуренции.Она подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагают похожую, но не идентичную продукцию (различные виды одежды, обуви, мебели, рознично-торговых услуг и т.п.).
2. Олигополию (групповую монополию)–рынок, на котором господствует несколько фирм, каждая из которых обладает значительной долей этого рынка. Выделяют чистую(производящую однородный товар – нефть, сталь, цемент) и дифференцированную (производящую разнообразную продукцию – автомобили, кузнечно-прессовое оборудование, металлообрабатывающие станки, автомобили и др.) олигополии.
3. Чистую (абсолютную) монополию,существующую там, где одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.
Конкуренция постоянно находится под воздействием и угрозой монополизации– сговора бизнесменов или чрезмерной концентрации их экономической мощи в одних руках с целью безраздельного рыночного господства.
Процесс монополизации рынка, представляющий собой один из важнейших экономических законов, профессор А.Г. Войтов рассматривает в такой логической схеме: Труд → Хозяйство → Экономика → Рынок → Капитал→ Накопление → Концентрация → Централизация → Монополизация (Монополия).
Таким образом, на определенном историческом этапе экономического развития конкуренция в результате концентрации и централизации капитала создает монополию – своего антипода и злейшего врага. Монополия – древняя форма материальных отношений. Например, еще в IV–III вв. до н.э. Аристотель изучал монопольные права монархов.
В период промышленного подъема 1895–1899 гг. и кризиса 1900–1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств, достигнув максимума в ХХ веке. Сегодня монополии – это «лицо», ведущая сила рынка и общества вообще.
В основе современного значения монополий лежит взаимодействие многих законов, в том числе и свободного рынка и рынка бизнеса. Следует подчеркнуть, что монополия и конкуренция– это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две реальные стороны одного и того же рыночного взаимодействия. С усилением господства монополий усиливается конкурентная борьба как между, так и внутри них.
Монополия (от греч. monos (один, единственный) + poleo (продаю) в узком смысле – это господство одного продавца, фирма, которая не имеет конкурентов.
Монополия в широком значении:
· исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности;
· такая модель организации рынка, при которой число продавцов становится столь малым, что каждый продавец уже в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а потому и на цену продаваемого товара.
Основными признаками монополизма в производстве и на рынке являются:
· Высокая концентрация хозяйственной деятельности в руках одной или нескольких объединившихся фирм.
· Доминирующее(от лат. dominans – господствующий) положение этих фирм на рынке определенных товаров.
· Установление монопольных цен (завышенных при продаже и/или заниженных при покупке товаров) и благодаря этому получение для себя сверхприбыли. Намеренно сокращая количество продаж, монополист тем самым создает дефицит и добивается повышения цен.
В экономике различают следующие четыре варианта монопольного (господствующего) положения предприятий, фирм на рынке (рис. 5.3.2):
1) собственно монополию;
2) олигополию (от греч. oligos (немногий) + poleo);
3) монопсонию (от греч. monos + opsonia (закупка продовольствия);
4) олигопсонию (от греч. oligos + opsonia).
Выделяют два вида монополий по их происхождению: естественную и искусственную.
Естественная монополия–монополия,возникающая и существующая закономерно, по объективным условиям в отраслях, где экономически оправдано крупномасштабное производство(газовая, алюминиевая,автомобильная); где целесообразен единый хозяйственный комплекс (водоснабжение, связь, метрополитен); или при добыче редких ископаемых, производстве редких сортов винограда, кофе, организации художественных промыслов и т.п.
Искусственная монополия – это «рукотворная», специально созданная для получения монополистических выгод монополия путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. Она создается для получения рыночной власти и сверхприбыли в форме добровольного объединения в союзы (взаимного обмена акциями) или подавления конкурентов(с помощью массированного выброса товаров на рынок или ценных бумаг на биржу по заниженным ценам – т.н. демпинг), или поглощения (скупки акций).
Современная антимонопольная политика прежде всего направлена на:
· использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства;
· недопущение или ограничение искусственной монополии.
Сказанное выше свидетельствует об ослаблении конкуренции как контрольного механизма рыночной системы и возрастающей ответственности и роли государства.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий осуществляется на основании таких принципов:
· гласности и открытости процедур регулирования;
· адресности регулирования, его направленности на конкретный субъект естественной монополии;
· самоокупаемости субъектов естественных монополий;
· стимулирования повышения качества товаров и удовлетворения спроса на них;
· обеспечения защиты прав потребителей.