Традиционная экономическая система. Предмет и метод экономической теории
Предмет и метод экономической теории. Функция экономической теории.
Экономическая теория –это общественная наука, которая изучает объективно складывающиеся отношения людей в производстве, обмене, распределений и потреблении материальных благ, проявляющиеся в их экономических интересах.
Экономическая теория (Экономика) —это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем рационального использования ограниченных ресурсов.
Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.
Из предмета экономической теории можно выделить первую функцию экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика даёт рекомендации к действиям для реализации необходимой экономической политики государством.
2. Зарождение, основные этапы развития экономической теории.
3. Понятие экономической системы, ее элементы. Типы и модели экономических систем.
Система-это совокупность множества элементов находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом, образующих единое целое. Экономическая система –это определённая совокупность связей между производителем и потребителем материальных благ и услуг.
Эконом система включает в себя следующие элементы :
- Форма собственности на экономические ресурсы результаты хоз. Деятельности и сложившегося соц- эконом отношения
- Организационные формы хозяйственной деятельности
- Хоз. Механизм , то есть способ регулирования экономической деятельности на макроуровне
- Система стимулов и мотивации
- Конкретные экономические связи межд предприятиями и организациями.
Типы и модели экономических систем
Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в
обществе на основе действующих в нем имущественных отношений и
организационных форм, представляет собой экономическую систему
этого общества.
Рыночная экономика свободной конкуренции
(чистый капитализм)
Отличительными чертами этой экономической системы
являлись: частная собственность на инвестиционные ресурсы,
рыночный механизм регулирования макроэкономической
деятельности, основанный на свободной конкуренции, наличие
множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов
каждого продукта и товара.
Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает
личная свобода всех участников экономической деятельности, не
только капиталиста – предпринимателя, но наемного работника.
Современная рыночная экономика (современный капитализм)
По сравнению со всеми предшествовавшими рыночная система оказалось наиболее гибкой: она способна перестраиваться, приспосабливаться к изменяющимся внутренним и внешним условиям. В ходе длительной эволюции, преимущественно в ХХ в., рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:
- многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от трудовой индивидуальной до крупной, корпоративной);
- развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
- более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.
Традиционная экономическая система
Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, в первую очередь связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация иуправление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.
В настоящее время традиционная экономическая система сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.
Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)
Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.
Характерными чертами административно-командной системы являются общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, сильная монополизация и бюрократизация экономики, централизованное, директивное, экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Экономическое содержание рынка. Его структура и функции.
5. Объективные условия и противоречия экономического развития. Кривая производственных возможностей.
Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества.
Потребность - это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения.
Кривая производственных возможностей - графическое изображение различных комбинаций производства благ при максимальном использовании имеющихся ресурсов и существующем уровне технологии.
На графике изображена кривая производственных возможностей, каждая точка которой показывает количество товара X, производимого при полном использовании всех имеющихся ресурсов, взамен товара Y. Точки А, Е, F представляют производственные возможности общества в производстве товаров X и Y. Если производится два товара X, то семь товаров Y. Точка B показывает, что производство организованно неэффективно и есть неиспользованные ресурсы, например, рабочая сила. Точки C и D показывают уровень производства, недостижимый при данной технологии. Такая «сверхэффективность» в условиях ограниченных ресурсов возможна лишь при усовершенствовании технологии.
возможности | Потребительские товары( X ) | Инвестиционные товары (Y) |
A | ||
B | ||
C | ||
D | ||
E | ||
F |
- Изобразив данные на графике, получим кривую производственных возможностей (схема 8).
- Схема 8.
Кривая производственных возможностей
6. Условия возникновения товарного производства рынка.
Товарное хозяйство –это такой тип организации производства, при котором продукты производятся для обмена. Товар –это продукт труда, произведенный для обмена. В качестве товара могут выступать и услуги.
Товарное производство появилось в результате общественного разделения труда. Даже в примитивном натуральном хозяйстве разделение труда дает большую эффективность в производстве продуктов. Экономист П. Самуэльсон отмечает, что еще в древние времена люди полагали, что толстым людям надо заниматься рыболовством, тощим – охотиться, а находчивым – изготавливать лекарства.
Разделение труда –это обособление различных видов трудовой деятельности. Иными словами, выполнение отдельным человеком строго определенного вида работы. Разделение труда экономит время, позволяет проявить свои способности наилучшим образом, дает возможность заменить ручной труд машинным. Все это вместе взятое повышает производительность труда. А. Смит на примере производства булавок сделал вывод о том, что если один человек в течение одного дня способен сделать несколько дюжин несовершенных булавок, то небольшая группа людей, при разделении функций, за это же самое время способна производить несколько тысяч высококачественных булавок.
Устойчивое, постоянное разделение труда называют специализацией.
Основными видами разделения и специализации труда являются:
а) предметная специализация – производство определенного вида благ (одежда, обувь, мебель);
б) поэтапная специализация – сырье, полуфабрикаты, готовый продукт;
в) подетальная специализация – изготовление деталей, сборка узлов;
г) технологическая специализация – варианты применяемых технологий;
д) функциональная специализация – исполнение определенных обязанностей (кассир, сторож, инженер, рабочий).
7. Понятие рынка. Причины его возникновения. Принцип "невидимой руки".
8. Инфраструктура рыночного хозяйства.
9. Конкуренция, ее формы и типы.
10. Монополия и ее виды. Плюсы и минусы монополии. Антимонопольное законодательство.
Монополия –это крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, Монополия — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги;
Виды монополии:
- Естественная монополия —предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
- Государственная монополия —монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
- Чистая монополия —ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
- Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) —несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов
“Плюсы монополии”:
1. возможность максимально использовать эффект от масштаба производства, что приводит к снижению издержек на производство единицы продукции,
2. возможность мобилизации значительных финансовых ресурсов для поддержания средств производства на должном уровне,
3. возможность использования достижений научно-технического прогресса,
4. возможность следования единым стандартам на производимую продукцию и предоставляемые услуги,
5. возможность замены рыночного механизма, т. е. рыночной экономической организации, внутрифирменной иерархией и системой контрактных отношений, что позволит сократить потери, связанные с риском и неопределенностью.
“Минусы монополии”:
1.возможность определять уровень продажной цены, создавать искушение переложить издержки в значительной мере на конечного потребителя, который не в состоянии оказывать обратного влияния на производителя,
2. возможность блокировать технический прогресс,
3. возможность “экономить” за счет снижения качества производимой продукции и предоставляемых услуг,
4. возможность принимать форму административного диктата, подменяющего экономический механизм.
Антимонопольное законодательство - представляет собой комплекс правовых актов, направленных на поддержание конкурентной среды, является главным инструментом, ограничивающим монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию. Созданию полноценной конкурентной среды в России, развитию рыночной экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок, мешает существование монополий и несовершенство антимонопольного законодательства.
11. Рыночное ценообразование. Спрос, закон спроса, кривая спроса. Предложение закон предложения, кривая предложения.
Рыночное ценообразование-это ценообразование которое формируется на основе взаимодействия спроса предложений.
Спрос -рыночное выражение потребности, представляющее собой желание и способность людей приобретать экономические блага.
Закон спроса —при прочих равных условиях, чем ниже цена, тем больше величина спроса, и наоборот, чем выше цена, тем величина спроса меньше. Таким образом, между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость.
Связь между ценой и объемом спроса на любой товар можно проиллюстрировать с помощью кривой спроса.
Кривая спроса —графическое выражение зависимости между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на
этот товар.
Кривая спроса (D) является нисходящей, убывающей. Подобное «поведение» кривой отражает действие закона спроса,
поскольку график показывает обратную зависимость между ценой товара X (Рх) и величиной спроса на данный товар (Qx). На
рисунке ниже падение цены с Р1 до Р2 ведет к росту объема спроса с Q1 до Q2.
Предложение —желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени.
Между ценой и количеством предлагаемого товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.
Кривая предложения— графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.
12. Ценовые и неценовые факторы спроса и предложения.
Совокупный спрос -модель, представленная в виде графика, показывающая различные величины товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который отдельные потребители, предприятия и государство готовы приобрести при данных ценах.
Совокупное предложение обусловлено объёмом выпуска продукции, которую производители представляют обществу при обычных ценах. Предприниматели стремятся достигнуть потенциально возможного объёма производства. В целом совокупное предложение определяется размерами производственных затрат (труд и капитал среди них наиболее важны) и производительностью, которые эти затраты приносят.
Совокупное предложение - модель, показывающая уровень реального объёма производства при каждом возможном изменении цен. Более высокие цены стимулируют производство дополнительного количества товаров и услуг и их предложения на рынке. Напротив, низкие цены вызывают сокращение производства. Поэтому если кривая спроса обратная или отрицательная, то кривая предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объёмом национального продукта.
В процессе макроэкономического анализа совокупного предложения большинство экономистов пришли к выводу, что кривая совокупного предложения состоит из трёх отрезков:
- горизонтального (кейнсианского) - BC;
- промежуточного, отклоняющегося вверх - CD;
- классического (вертикального) - DE.
Кривая совокупного предложения
13. Эластичность спроса и предложения. Ценовая эластичность, по доходу и перекрестная эластичность.
ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ —чувствительность величины спроса и предложения товаров к изменению цен на эти товары. Эластичность измеряется относительным (в процентах, долях) изменением величины спроса и предложения при изменении (как правило, увеличении) цены на 1%.
Концепция эластичности спроса по доходу отражает процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя:
Перекрестная эластичность – это отношение процентного изменения объема спроса на один товар (А) к процентному изменению цены на другой товар (В).
Формула перекрестной эластичности выглядит так:
14. Теории потребительского поведения ( кардиналистическая и ординалистическая ).
15. Потребительское равновесие. Закон убывающей предельной полезности (1-й закона Госсена).
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ РАВНОВЕСИЕ —структура расходов потребителя (при данном уровне бюджетного дохода), при которой достигается наибольшая общая полезность от всего приобретаемого им набора потребительских благ. Изменяя эту структуру в пользу увеличения расходов на одни товары за счет других, потребитель не способен увеличить общую полезность.
Закон убывающей предельной полезности утверждает, что в непрерывном акте потребления предельная полезность блага начинает уменьшаться. Отсюда следует необходимость понижения цены для того, чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого продукта. Однако, закон убывающей предельной полезности не всегда действует при малых количествах товара.
16. Издержки производства. Правило максимизации прибыли.