Капитал и прибыль. Процент как цена капитала
Прибыль - это сумма, на кот. доход превыш. затраты. Чаще всего прибыль определ. как разность между полн. выручкой и полн. издержками, т.е. как чистую выручку. Прибыль представл. собой одну из форм денежных накоплений, создаваемые в предпр., отраслях эк-ки, гос-ва; это экономич. категория, характериз. конечный финансовый рез-т коммерческой деят-ти организаций. В наст. время роль прибыли коренным обр. изменяется. Ее значение в условиях формир. эк-ки смеш. типа можно определить через выполняемые прибылью ф-ции; - она явл. осн. источником финансовых рес. предприятия. Ее величина определяет перспективы хоз. разв., возм-ти наращивания объемов хоз. деят-ти; - прибыль создает заинтересованность предприн-лей и участников хоз. деят-ти в совершенствовании различных сторон своей деят-ти; - прибыль служит критерием экономич эффективности хоз. деят-ти, выступает главным результативным показателем при расчете эффективности использования всех видов экономич. рес. предприятия; - прибыль выступает важнейшим ист-ком формирования доходной части бюджетов всех уровней, поскольку часть ее изымается у предпр. в виде налогов; Валовая прибыль характеризует конечный финансовый рез-т хоз. деят-ти предприятия и предст. собой сумму прибыли от реализации товаров, осн. фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на единицу расходов по этим операциям. Чистая прибыль - это та часть ВП, кот. остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет налога на прибыль. Налогооблагаемая прибыль - это сумма части валовой прибыли, подлежащая налогооблож. Условия роста прибыли в торговле: - расширение ассортимента товаров; - внедрение инноваций коммерч. хар-ра с целью увеличения объемов продажи новых товаров, пользующихся повыш. спросом; - отсутствие страхов перед коммерч. риском; - разумное использ. ср-в, получаемые от экономии затрат. Нормой прибыли считается пок-тель рентабельности, исчисл. процентным соотнош. суммы чистой прибыли к объему товарооборота или ст-ти всего кап. Расчет общ экономич рент-сти (прибыльности) торг. предпр.:
П
Ро = —— х 100, где
Т Ро - общ экономич рентабельность хоз деят-ти предпр; П - сумма прибыли (валовой или чистой); Т - объем товарооборота (без НДС). Рентабельность производств фондов торгового предпр опр. по соотнош суммы прибыли (валовой, чистой) и сред ст-сти осн и материал оборот ср-в, умноженному на 100. Рф = ( П : ( Оф + Мс ) х 100 ) , где РФ - рентабельность основных фондов; П - сумма прибыли ( валовой или чистой ); Оф - сред ст-сть осн сре-в; Мс - сред ст-сть материаль обор ср-в.
№45 Дискриминация на рынке труда. Дискр-ция - это неравные возм-ти на рынке труда группы работников, выделенных по определ. признаку, и имеющих одинаковую производ-сть с др.и работниками (групповая дискр-ция), или неравные возможности отдельных работников по сравнению с работниками, имеющими аналогичные характеристики кач-ва раб. силы (индивидуал. дискр-ция). Можно выделить несколько видов дискр-ции на рынке труда по сфере действия или по рез-там. Дискр-ция при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы). Она происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях последними берут на работу и первыми увольняют. Дискр-ция в доступе к определ. профессиям или должностям. Она происходит, когда к.-н. группе населения запрещают или огранич. доступ к определ. видам деят-ти, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Дискр-ция при оплате труда. Она возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с др. за выполнение одной и той же работы. Дискр-ция при продвижении по службе, в профессиональной карьере. Она наблюдается, когда работники дискриминируемой группы ограничиваются в вертикальной мобильности. Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки. Она может выражаться или в ограничении доступа к получ. образования и профессиональной подготовки, или в предоставлении образоват. услуг более низкого кач-ва. Этот вид дискр-ции нельзя в полной мере отнести к дискр-ции на рынке труда, т.к. получение образование обычно предшествует трудовой деят-ти. Но, несмотря ее причины и следствия теснейшим образом связаны с функционированием рынка труда. Экономич. теория дискр-ции. Для оценки экономич. значения подобной предубежденности Беккером было введено понятие "рыночный коэффициент дискр-ции". Это та часть нерав-ва в доходах между группами, которая не сводится к различиям в производит-сти и продолжит-ти их труда. Его величина помимо распределения и интенсивности самих антипатий будет также зависеть от степени конкурентности товарных рынков и рынка труда, доступности образования, политических механизмов и т.д. Существенно, что такие предубеждения могут налагать издержки не только на дискриминируемых, но и на дискриминаторов. Так, чтобы привлечь работников лишь своей расы, предприниматель будет вынужден предлагать им заработную плату выше рыночной, так как фактически он будет находиться на более узком рынке рабочей силы, чем предприниматель-недискриминатор. Это та цена, которую ему придется уплачивать за следование своим предпочтениям. Как показал Беккер, экономическое действие расовых и тому подобных предубеждений может как усиливаться, так и смягчаться в зависимости от внешних обстоятельств. Например, если дискриминируемая группа достаточно велика количественно и не отличается от дискриминирующей группы по качественным характеристикам, возможно существование чисто сегрегированных фирм, чтобы, скажем, в одних - только мужчины, в др. - только женщины. В таким случае действие дискриминации было бы полностью нейтрализовано и работники равной производ-ти получали бы равную оплату независимо от пола и цвета кожи. Каково будущее рыночной дискриминации в долгосрочной перспективе? На этот вопрос Беккер не давал однозначного ответа. У предпринимателя-дискриминатора издержки окажутся выше, чем у предпринимателя-недискриминатора. Поэтому рыночная конкуренция должна вести к ослабению и в конечном счете к исчезновению данной формы дискр-ции. Однако этот вывод неприложим к дискр-ции, идущей от работников или от потребителей. Ее эффективное преодоление достижимо только при условии возникновения полностью сегрегированных фирм и товарных рынков (если, конечно, не считать возможных сдвигов в самой структуре предпочтений экономических агентов). Своей работой Беккер открыл совершенно новый раздел ЭТ, получивший впоследствии бурное развитие: публикации по ЭТ дискр-ции исчисляются сейчас многими тысячами. [Дальнейшее развитие этого направления исследований было связано с выдвижением понятия "статистическая дискриминация". Предприниматели могут предпочитать одну социальную группу другой не в силу психологической предубежденности, а по рациональным, как им кажется, соображениям.