Объем дисциплины и виды учебной работы. Вид учебной работы Всего зачетных единиц (часов) Семестр I II III V Общая трудоемкость дисциплины 3
Вид учебной работы | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр | |||
I | II | III | V | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 3 (108) | 3 (108) | |||
Аудиторные занятия: | 1,5 (54) | 1,5 (54) | |||
лекции | 1 (36) | 1 (36) | |||
практические занятия (ПЗ) | 0,5 (18) | 0,5 (18) | |||
семинарские занятия (СЗ) | |||||
лабораторные работы (ЛР) | |||||
другие виды аудиторных занятий | |||||
промежуточный контроль | |||||
Самостоятельная работа: | 1,5 (54) | 1,5 (54) | |||
изучение теоретического курса (ТО) | 0,72 (26) | 0,72 (26) | |||
курсовой проект (работа): | |||||
расчетно-графические задания (РГЗ) | |||||
реферат | 0,32 (12) | 0,32 (12) | |||
задачи | |||||
задания | 0,5 (18) | 0,5 (18) | |||
другие виды самостоятельной работы | |||||
Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен) |
Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах
(тематический план занятий)
№ п/п | Модули и разделы дисциплины | Лекции зачетных единиц (часов) | ПЗ или СЗ зачетных единиц (часов) | Самостоятельная работа зачетных единиц (часов) | Реализуемые компетенции |
Эволюция институциональной теории и ее структура | 0.11 (4) | 0.056 (2) | 0.18 (6) | ОК-2, ОК-4, ОК-6, ПК-1, ПК-2, ПК-11, ПК-22. | |
Базовые элементы институтов | 0.14 (5) | 0.028 (1) | 0.11 (4) | ||
Институциональная среда | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.14 (5) | ||
Институциональный анализ прав собственности | 0.056 (2) | 0.056 (2) | 0.11 (4) | ||
Теория трансакционных издержек | 0.056 (2) | 0.056 (2) | 0.11 (4) | ||
Теория фирмы | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.11 (4) | ||
Теория Государства | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.11 (4) | ||
Домашнее хозяйство и другие организационные структуры | 0.056 (2) | 0 (0) | 0.056 (2) | ||
Субъекты российского общества | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.11 (4) | ||
Внелегальная экономика | 0.056 (2) | 0 (0) | 0.056 (2) | ||
Причины и механизмы институциональных изменений | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.056 (2) | ||
Импорт и экспорт институтов | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.083 (3) | ||
Современные теории экономических реформ | 0.083 (3) | 0.028 (1) | 0.083 (3) | ||
Институциональная теория инновационного развития | 0 (0) | 0.11 (4) | 0.18 (6) |
3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса
Тема 1.1 Эволюция институциональной теории и ее структура.
Трудоемкость: аудиторные 0,18 з.е.(6 часов), практические 0,056 з.е. (2 часа), самостоятельная работа 0,18 з.е.(6 часов)
Либерализм, как идеологическая база классической и неоклассической школы. Пределы применимости неоклассического подхода. Старый институционализм как «бунт против формализма».
Истоки институционализма (историческая школа). «Старый институционализм» (Веблен, Митчелл, Коммонс). Неоинституционализм. Основные направления неоинституциональной теории.
Тема 1.2 Базовые элементы институтов.
Трудоемкость: аудиторные 0,18 з.е.(6 часов), практические 0,028 з.е. (1 час), самостоятельная работа 0,11 з.е.(4 часа)
Понятие института. Роль институтов в функционировании экономической системы. Функции институтов. Формальные и неформальные институты. Природа санкций. Зоны конфликта и совпадения. Внешние и внутренние институты. Объяснение и генезис правил. Соглашение и автоматизация правил. Модель Пейтона. Институциональные матрицы “социология-экономика-политика”. Институциональные соглашения.
Тема 1.3 Институциональная среда.
Трудоемкость: аудиторные 0,11 з.е.(4 часов), практические 0,028 з.е. (1 час), самостоятельная работа 0,14 з.е. (5 часов)
Роль и структурирование внешней среды субъектами экономической деятельности. Основные элементы институциональной среды – нормы, традиции, обычаи. Формальные институты рыночной экономики. Альтернативные подходы к структурированию институциональной среды – мягкие и жесткие институты. Классификация экономических институтов. Норма как базовый элемент институтов. Определение нормы. Нормы как результат рационального выбора – теория общественного выбора. Экономика соглашений – норма как предпосылка рационального поведения. Типы и соотношение соглашений. Социологический аргумент рационального поведения.
Соотношение ценностей, норм и правил. Группы правил: правила координации, правила кооперации, правила распределения. Принципы построение и анализа формальных моделей институциональных норм.