III. Изучение нового материала.
1. Г л а з а – о р г а н з р е н и я.
Б е с е д а.
– Отгадав загадку, вы узнаете, о каком органе чувств пойдет речь.
Брат с братом
Через дорогу живут,
А друг друга не видят. (Глаза.)
Глаза – удивительные органы нашего тела. Благодаря глазам мы видим окружающий мир во всей его красоте. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, всевозможные цвета и оттенки.
– Рассмотрите в зеркальце свои глаза. Что вы увидели?
Учащиеся выясняют строение глаз.
– Почему мы вынуждены моргать? Для чего нужны ресницы и брови?
– Ваш организм сам заботится о глазах. Глаза снабжены личными «дворниками» – они называются «слезы». Слезы омывают ваши глаза, когда вы моргаете. Каждое моргание длится 0,3–0,4 секунды, что в целом составляет 30 минут ежедневно, или больше года за целую жизнь. Каждый ваш глаз защищен ресницами. Каждая ресница живет 3–5 месяцев, затем выпадает, а на ее месте вырастает новая.
Но, несмотря на все это, за глазами надо ухаживать и беречь зрение.
– Прочитайте в учебнике на с. 132–133, как это надо делать.
Д л я г л а з.
1) Движение зрачков вправо–влево, вверх–вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 10–20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.
2) Массаж глазных век подушечками пальцев.
3) Слегка поглаживать себя пальцами по векам, бровям вокруг глаз.
4) Расширить глаза (страх, ужас) – расслабить веки (лень, дремота).
2. У ш и – о р г а н ы с л у х а.
Б е с е д а.
– О каком органе чувств эта загадка?
У зверушки – на макушке,
А у нас – ниже глаз. (Уши.)
– Окружающий нас мир полон разных звуков: шум ветра, шуршание листьев, журчание ручьев, пение птиц, чарующие звуки музыки, разговор людей. Все это мы слышим ушами.
Уши – удивительные органы.
Вы только подумайте: у всех людях они выглядят по-разному. А внутри вообще очень сложно устроены. То, что мы называем ушами, – это так называемые наружные уши, или ушные раковины. Они ничего не слышат, они улавливают звук. Посредине ушной раковины есть маленькое отверстие; с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается пластиночкой – барабанной перепонкой, а дальше – ушной улиткой.
1) Как спутниковые тарелки, ваши уши улавливают сигналы и направляют их в центральное отверстие.
2) Барабанная перепонка немного похожа на настоящий барабан. Когда в нее ударяется звук, она дрожит.
3) Дрожащая барабанная перепонка заставляет крошечные ушные косточки издавать звон.
4) Ушная улитка собирает звуки, преобразует их в нервные сигналы, которые идут в мозг.
5) Как плотницкий инструмент «уровень», полукружные каналы полны жидкости, которая переливается по мере поворота вашей головы. Рецепторы в каналах предохраняют вас от потери равновесия. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.
– Почему надо беречь уши?
– Как это надо делать?
3. О р г а н о б о н я н и я.
До этого момента урока лучше не показывать детям лимон.
– Сейчас вы закроете глаза, послушаете звуки за окном. И откроете глаза только тогда, когда я вам разрешу.
Учитель разрезает лимон и проходит между рядами. Лимон убирает.
– Откройте глаза. Что вы почувствовали?
– При помощи чего вы почувствовали этот запах?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Ваше потрясающее обоняние (оно в 10 тыс. раз острее, чем вкус!) располагается на двухсантиметровом участке в верхней части носовых ходов. На этом участке находятся 500 млн крошечных нитевидных выростов – ресничек. Запах зависит от формы молекул, которые витают в воздухе. Попадая на одну ресничку, молекулы пахучего вещества вызывают химическую реакцию, которая превращается в сигнал, идущий к мозгу.
– Прочитайте о правилах гигиены на с. 134.
4. О р г а н в к у с а.
Б е с е д а.
– Отгадайте з а г а д к у: Всегда во рту, а не проглотишь. (Язык.)
– Снова закройте глаза и приоткройте рот.
Лимон и конфета нарезаются на очень мелкие дольки. Учитель кладет каждому в рот кусочек лимона или конфеты.
– Откройте глаза, расскажите о своих вкусовых ощущениях.
– Почему необходимо было открыть рот, чтобы почувствовать вкус вещества?
– Посмотрите на свой язык в зеркальце. Скажите: «А-а-а-а-а!» Вы видите маленькие пупырышки и полосы? Маленькие полоски переполнены почти 8000 рецепторов, соединенных с мозгом нервами. Разные рецепторы чувствуют сладкое, кислое, соленое и горькое.
5. К о ж а – о р г а н о с я з а н и я.
– Кожа, оказывается, может тоже «рассказать» человеку о том, что его окружает.
– Вы слышали о чувствительных рецепторах, которые находятся у нас под кожей? Ну а знали, что их не меньше пяти? Каждый из них предназначен для восприятия чего-то определенного. Некоторые из них названы в честь ученых, которые их открыли. Вот эти рецепторы:
а) тепловые рецепторы;
б) холодовые рецепторы;
в) болевые рецепторы;
г) рецепторы Мейсснера – прикосновения;
д) рецепторы Паччинни – нажатия.
– Прочитайте текст на с. 135.
– Расскажите о гигиене кожи.
6. О р г а н ы ч у в с т в и м о з г.
МОЗГ
В передней послышался звонок. Ты отложил книжку, которую читал, вскочил со стула и побежал открыть дверь. В передней было темно. Ты это увидел и зажег свет. Сестра пришла с букетом цветов. Ты почувствовал их запах, взял букет и поспешил к умывальнику налить в вазу воды.
Все это ты делал, почти не задумываясь. Кто же управлял всеми твоими поступками? Ими занимался твой мозг. Самый важный твой орган, спрятанный в голове.
Уши донесли ему о звонке, и он послал приказ ногам бежать в прихожую. Глаза сообщили ему о темноте, и он послал приказ пальцам повернуть выключатель. Нос рассказал ему о цветах, и он снова послал приказ рукам, чтобы они взяли букет, и ногам, чтобы они побежали к умывальнику.
Головной мозг – главный командный пункт твоего организма. Что бы ты ни делал – всем управляет он. Без помощи мозга ты не мог бы ни двигаться, ни видеть, ни слышать, ни читать. Ты не мог бы думать. Не мог бы даже дышать или переваривать пищу.
А. Дорохов
IV. Итог урока.
– Назовите органы чувств. Под чьим контролем они находятся?
& Домашнее задание:прочитать статью (с. 132–135); выполнить задания 1–3 (с. 58–59) в рабочей тетради.
У р о к 34
надежная защита организма
Цели:формировать представление о коже как покровном органе; прививать гигиенические навыки ухода за кожей.
Ход урока