I. Организационно-методический раздел
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра статистики, эконометрики и естествознания
ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
«Безопасность жизнедеятельности»
Базовой части профессионального цикла
Основной образовательной программы бакалавриата
ФГОС ВПО третьего поколения по направлению
080100 «Экономика»
Казань 2011
Обсуждена на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания протокол №
Утверждена Научно-методическим советом института, протокол №
Составители: доц. Беилин И.Л.
доц. Павлова В.А.
Рецензент: проф. Азимов Ю.И.
Контроль качества:
методист: доц. Пайгунова Ю.В.
ст. методист: доц. Калинина Т.Н.
начальник
отдела УККО: доц. Андреева Р.Н.
Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии ФГОСВПО по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавриат»), утвержденного приказом МОиН РФ от 20 мая 2010г. №544, на основе примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утвержденной и рекомендованной МО РФ для всех направлений и специальностей ВПО, а также в соответствии с приказом Министра образования РФ № 39-51-19/09 от 30.01.2003 г. «О перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны».
I. Организационно-методический раздел
1. Цель изучения дисциплины
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата ФГОС ВПО третьего поколения по направлению080100 «Экономика», в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и вопросы защиты от негативных факторов этой среды. Посредством изучения дисциплины у специалистов формируется представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к техногенной безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека. Целью дисциплины является также подготовка специалистов к участию в мероприятиях по защите производства и ликвидации последствий ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением современных средств поражения.
2. Задачи дисциплины
Основная задача дисциплины - вооружить специалиста теоретическими знаниями и практическими навыками необходимыми для:
- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;
- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;
- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия;
- принятия решений по организации ГО на объекте эканомики; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
- принятия решений по защите объектов экономики от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе их ликвидации;
- формирования навыков в применении методик прогнозирования развития и оценки последствий ЧС.
3. Требования к уровню освоения содержания курса
В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентдолжен знать:
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «Человек - среда обитания»,
- принципы и методы повышения безопасности и устойчивости функционирования объектов и систем,
- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности,
- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов среды обитания,
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности,
- нормативно-правовые и организационные основы защиты объектов экономики от последствий ЧС,
- прогнозирование и исследование развития ЧС на объекте экономики, оценки их поражающих факторов и возможных последствий;
студентдолжен уметь:
- проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям,
- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий,
- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности деятельности,
- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости экономического развития;
студент должен иметь практические навыки:
- идентификации травмирующих, вредных и поражающих факторов среды обитания,
- оценки санитарно-гигиенических условий труда,
- укрупненной оценки экономического ущерба от загрязнений окружающей среды.
4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов
Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Глубокое изучение дисциплины БЖД позволит успешно решить определенный круг задач по курсам экономика производства, менеджмента организации, охраны труда, управления персоналом и др.
II. Содержание дисциплины
Разделы курса
Раздел 1. Теоретические основы БЖД.
Раздел 2. Человек и среда обитания.
Раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.