I. Организационно-методический раздел

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Кафедра статистики, эконометрики и естествознания

ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«Безопасность жизнедеятельности»

Базовой части профессионального цикла

Основной образовательной программы бакалавриата

ФГОС ВПО третьего поколения по направлению

080100 «Экономика»

Казань 2011

Обсуждена на заседании кафедры статистики, эконометрики и естествознания протокол №

Утверждена Научно-методическим советом института, протокол №

Составители: доц. Беилин И.Л.

доц. Павлова В.А.

Рецензент: проф. Азимов Ю.И.

Контроль качества:

методист: доц. Пайгунова Ю.В.

ст. методист: доц. Калинина Т.Н.

начальник
отдела УККО: доц. Андреева Р.Н.

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана в соответствии ФГОСВПО по направлению 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавриат»), утвержденного приказом МОиН РФ от 20 мая 2010г. №544, на основе примерной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» утвержденной и рекомендованной МО РФ для всех направлений и специальностей ВПО, а также в соответствии с приказом Министра образования РФ № 39-51-19/09 от 30.01.2003 г. «О перестройке образования по вопросам охраны труда и гражданской обороны».

I. Организационно-методический раздел

1. Цель изучения дисциплины

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная дисциплина базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата ФГОС ВПО третьего поколения по направлению080100 «Экономика», в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и вопросы защиты от негативных факторов этой среды. Посредством изучения дисциплины у специалистов формируется представление о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к техногенной безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека. Целью дисциплины является также подготовка специалистов к участию в мероприятиях по защите производства и ликвидации последствий ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и применением современных средств поражения.

2. Задачи дисциплины

Основная задача дисциплины - вооружить специалиста теоретическими знаниями и практическими навыками необходимыми для:

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

- прогнозирования развития негативных воздействий и оценки последствий их действия;

- принятия решений по организации ГО на объекте эканомики; обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;

- принятия решений по защите объектов экономики от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе их ликвидации;

- формирования навыков в применении методик прогнозирования развития и оценки последствий ЧС.

3. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студентдолжен знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «Человек - среда обитания»,

- принципы и методы повышения безопасности и устойчивости функционирования объектов и систем,

- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности,

- анатомо-физиологические последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов среды обитания,

- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности,

- нормативно-правовые и организационные основы защиты объектов экономики от последствий ЧС,

- прогнозирование и исследование развития ЧС на объекте экономики, оценки их поражающих факторов и возможных последствий;

студентдолжен уметь:

- проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям,

- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий,

- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности деятельности,

- планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости экономического развития;

студент должен иметь практические навыки:

- идентификации травмирующих, вредных и поражающих факторов среды обитания,

- оценки санитарно-гигиенических условий труда,

- укрупненной оценки экономического ущерба от загрязнений окружающей среды.

4. Место дисциплины в профессиональной подготовке студентов

Дисциплина ориентирована на повышение гуманистической составляющей при подготовке специалистов и базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин. Глубокое изучение дисциплины БЖД позволит успешно решить определенный круг задач по курсам экономика производства, менеджмента организации, охраны труда, управления персоналом и др.

II. Содержание дисциплины

Разделы курса

Раздел 1. Теоретические основы БЖД.

Раздел 2. Человек и среда обитания.

Раздел 3. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Наши рекомендации