ДЕЙСТВИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН – «НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА», Т.К. ЦЕНЫ СЛУЖАТ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ О СООТНОШЕНИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ЭКОНОМИКА

1. Экономика- с греческого – наука о ведении домашнего хозяйства.

Как НАУКА как ХОЗЯЙСТВО

-изучает способы распределения - наука о способе ведения и управления

обществом ограниченных ресурсов хозяйством, об установлении

для наибольшего и полного удовлетворения отношений между людьми в

потребностей людей; процессе производства и обмена

-изучает пути повышениятоварами, которые обеспечивают

эффективности экономики, удовлетворение потребностей людей

законы действующего рыночного путём создания и использования

механизма, методы государственного необходимых жизненных благ.

регулирования экономики и т.д.

2. Основные составляющие экономики:

МАКРОэкономика- наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Например:занятость населения, объём производства, экономический рост, безработица, экономический кризис и т.д.

МИКРОэкономика -наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях

Например:цены на отдельные товары, развитие отраслей промышленности, изменение спроса и предложения, взаимодействие потребителя и производителя.

МИРОВАЯ экономика- экономика всех стран мирового содружества, рассматриваемая с учетом международных экономических взаимосвязей и взаимодействий

Например:мировой рынок, международное разделение труда, движение капитала, международные

валютные отношения.

3. Составные части экономики:

ПРОИЗВОДСТВО –процесс создания экономических благ и услуг; исходный пункт экономической деятельности.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ –разделение произведенного продукта, дохода между участниками в его производстве.

ОБМЕН – процесс, в котором взамен произведённых продуктов люди получают деньги или другие продукты.

ПОТРЕБЛЕНИЕ – заключительная стадия, в процессе которой произведённый продукт используется

или уничтожается.

4. Экономические блага.

— Средства необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющие в распоряжении

общества в ограниченном количестве.

— Для создания экономических благ необходимы ресурсы.

— Ресурсы, участвующие в процессе производства называются факторами производства.

Факторы производства = ресурсы

           
   
   
 
 

Труд Информация

ЗемляКапитал Предпринимательские

способности

зарплата

рента процент

прибыль

(доход минус расход)

5. Главная проблема экономики –удовлетворение всевозможных потребностей людей при ограниченных природных ресурсах.

Существует два пути для увеличения объёмов производства при имеющихся ограниченных ресурсах:

1. ЭКСТЕНСИВНЫЙ (вширь) –расширение объёмов производства продукции за счёт КОЛЛИЧЕСТВЕННЫХ изменений ресурсов.

(увеличение производства мощностей, количества использования природных ресурсов, числа занятых работников и т.д.)

2. ИНТЕНСИВНЫЙ (вглубь) –увеличение эффективности использования экономических ресурсов, предположительное увеличение качественных характеристик ресурсов и повышение их производства.

(повышение квалификации, внедрение новых технологий, использование одобрений и т.д.)

! ВСЕ РЕСУРСЫ, КОТОРЫЕ, ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ, ЯВЛЯЮТСЯ ОГРАНИЧЕННЫМИ

6. Экономическое содержание собственности.

СОБСТВЕННОСТЬ -это принадлежность вещественных, материальных или духовных ценностей определённым лицам; юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передачи объектов собственности.

Субъекты собственности:человек, семья, трудовой коллектив, социальная группа, органы управления.

Объекты собственности: земля, деньги, материальные ценности, производственные фонды, рабочая сила.

Юридическое содержание собственности реализуестя через совокупность полномочий её субъектов:

ВЛАДЕНИЕ –фактическое обладание данными имуществом, закреплённое юридически.

ПОЛЬЗОВАНИЕ –процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и получения доходов.

РАСПОРЯЖЕНИЕ –возможность изменить состояние, назначение принадлежащего имущества

(продать, дарить, менять, передавать по наследству)

v Траст –право собственника передать право управления своим имуществом другому лицу без права вмешиваться в его действия.

v Аренда –право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться им.

Виды собственности:

ü ОБЩАЯ(семейная, государственная, коллективная)

ü ЧАСТНАЯ(фермерское хозяйство, семейное предприятие, индивидуальная трудовая деятельность)

ü СМЕШАННАЯ (акционерная, кооперативная)

Форма собственности в РФ по КРФ:

ü Частная (собственность физических и юридических лиц)

ü ГОСУДАРСТВЕННАЯ(субъектов РФ)

ü МУНИЦИПАЛЬНАЯ (городская, сельская)

! ПО КРФ ПРИЗНАЮТСЯ И ЗАЩИЩАЮТСЯ ВСЕ ВИДЫ СОБСТВЕННОСТИ, ОБЪЯВЛЯЕТСЯ ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО, ЕДИНАЯ ДЕНЕЖНАЯ ЕДЕНИЦА, УСТАНОВЛЕННАЯ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РФ

v Национализация –передача собственности из частных рук в руки государства.

v Приватизация –передача собственности государства отдельным гражданам или созданным

ими юридическим лицам.

7. Три основных вопроса экономики:

ü Что производить?

ü Как производить?

ü Для кого производить?

8. Экономические системы– способ организации хозяйственной деятельности общества, в соответствие

с которым решается проблема распределения ограниченных ресурсов

Традиционная– способ организации экономической жизни, базирующийся на широком распространении ручного труда, на совместном владении землёй и капиталом, решения основаны на обычаях и традициях.

Особенности:

· Главная сфера экономики – сельское хозяйство

· Примитивные орудия труда

· Распределение ресурсов в соответствии с традициями

· Натуральный характер хозяйства.

Ì Стабильное общество Ì Высокое качество производимой продукции – Отсутствие технического прогресса – Не эффективное использование факторов производства – Плохая приспособленность к внешним условиям

Командная = административная = плановая = государственная = директивная = централизованная –способ организации экономической жизни, при котором капитал, земля и все экономические ресурсы находятся в собственности государства

Особенности:

· Ограниченные ресурсы распространяются в соответствии с планом.

· Государственная собственность на все ресурсы и средства производства.

· Центральное управление экономикой

· Государственное ценообразование

· Сосредоточение производства на крупных предприятиях

· Высокий удельный вес ВПК (военно-промышленного комплекса)

Ì Стабильные ценности Ì Гарантия на социальную защиту Ì Способность концентрации всех сил и средств для решения проблем в короткие сроки – Нет возможности точно спланировать все потребности общества и соответственно распределить ограниченные ресурсы – Дефицит товара – Отсутствие стимула к техническому прогрессу – Уравниловка в оплате труда не стимулирует предприятия к инициативе производства.

Рыночная –способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.

Особенности:

· Частная собственность на среднем производстве

· Рыночное распределение ограниченных ресурсов

· Хозяйственная свобода предприятий

· Широкое использование новых технологий

· Наличие конкуренции

· Цель производства – прибыль

Ì Гибкость и способность системы приспособиться к измененяемым условиям Ì Наличие стимула к техническому прогрессу Ì Рациональное использование ограниченных ресурсов Ì Ориентация производителя на интересы потребителя – Дифференциация (разделение) общества по доходам – Отсутствует социальная защита – Развитие носит циклический характер – Безработица – Не способность системы обеспечить высокий уровень жизни

Смешанная –способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а распространение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.

Особенности:

· Сочетаются рыночное и государственное регулирование

· Государство обеспечивает социальную защиту населения

· При господстве частной собственности существует государственный сектор

· Государственные предприятия не получают государственных планов и вынуждены на

равных конкурировать с частными предприятиями и функционировать по рыночным законам.

9. Измерители экономической деятельности– экономические величины и показатели, которые характеризуют состояние экономики и экономических процессов.

Ø ВВП – общая стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.

Ø ВНП– общая стоимость всех товаров и услуг, произведённых факторами производства

данной страны, как в пределах её границ, так и в других странах в течение года

Ø НД (национальный доход) – часть ВНП, которая остаётся за вычетом амортизации

отчислений и косвенных налогов.

10. Экономический цикл –периодические колебания уровня занятости, производства и инфляции; периодический цикл деловой активности.

Фазы:

· экономический подъём – характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства, ростом доходов и спроса

· СЖАТИЕ (рецессия) – сокращение производства и потребления доходов, инвестиционное падение ВВП.

· экономический спад – экономически достигнув дна, топчется на месте

· ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОЖИВЛЕНИЕ – постепенный рост производства, промышленная привлекательность, использование дополнительной рабочей силы, рост доходов населения, увеличение прибыли предпринимателей

Причины экономических кризисов:

Ø Войны

Ø Внешние факторы (цены на мировом рынке)

Ø Крупные нововведения оказывают влияние на инвестиции

Ø Монетарная (денежная) политика правительства

Ø Изменение соотношения предложения и спроса

Ø Сокращение производства вызванным перепроизводством товара

11. Экономический рост-

ü Увеличение ВВП за длительный период времени

ü Отражает только положительную динамику развития экономики в краткосрочный и среднесрочный периодах

12. Экономическое развитие-

ü Кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразование в структуре экономики

ü Процесс прохождения экономики не только фазы роста, но и спада, которые могут сопровождаться падением объёмов производств.

13. Рынок –система экономических отношений по поводу купли-продажи товара; место, где

формируется спрос и предложение, а также цены на товары.

Условия функционирования рынка:

· Господство частной собственности на среднем производстве

· Свобода выбора в принятии решений

· Свобода перемены труда, материальных и финансовых ресурсов

· Конкуренция

Функции:

· Посредническая –соединение производителей товаров и их потребителей

· Ценообразования –установление равновесной цены на тот или иной вид товара в результате свободного

и добровольного взаимодействия субъектов рыночных отношений.

· Информационная –предоставление информации о размерах того или иного производства и

удовлетворение потребительского спроса на конкретный товар.

· Регулирующая –регулирование отношения спроса и предложения, реагирующего

на изменение цен, объёма товара, ассортимента, его количество ит.д.

· Санирующая (оздоровительная) –освобождение экономики от неэффективной хозяйственной деятельности.

14. Типология рынков:

ПО ТОВАРАМ И УСЛУГАМ:

ö Рынок товаров и услуг (продовольственные, непродовольственные товары, рынок недвижимости)

ö Рынок средств производства (здания, оборудования, топливо, природные ресурсы и т.д.)

ö Рынок рабочей силы (рынок труда, биржа труда)

ö Рынок инвестиций (долгосрочные вложения)

ö Рынок иностранных валют (покупка, продажа, обмен, осуществление денежных расчётов между государствами)

ö Рынок ценных бумаг (фондовый рынок, фондовая биржа, купля-продажа ценных бумаг)

ö Рынок научно-технических разработок и инноваций (изобретения, технологии, патенты, авторские права)

ö Рынок информации (информация)

ПО ПРОСТРАНСТВЕННОМУ ПРИЗНАКУ:

ö Мировой

ö Региональный

ö Национальный

ö Местный

ПО ТИПУ КОНКУРЕНЦИИ:

ö Чистая (свободная):

· множество мелких фирм предлагают на рынке однородную продукцию

· нет ограничений на доступ к информации о состоянии рынка

· нет ограничений на вход\выход из рынка

· продавец не осуществляет контроль над ценами

ö Монополия:

· Одна фирма, которая является единственным производителем и продавцом данной продукции, устанавливает цены на продукт (товар)

· Для вступления в рынок существуют барьеры

ö Монополистическая конкуренция:

1. Большое количество фирм

2. Разнообразная продукция

3. Контроль над рыночными ценами

4. Ограничен вход\выход на рынок

5. Товары взаимозаменяемые

6. Экономическое соперничество основывается на ценовом факторе

ö Олигополия:

· Небольшое количество крупных фирм, которые контролируют сбыт основной части продукции, которая является как однородной, так и разнородной

· вступлений новых фирм на рынок очень затруднительно

· экономическое соперничество основывается на Неценовой конкуренции

15. Основные механизмы рынка:

ü спрос

ü предложение

ü рыночная цена

ü конкуренция

СПРОС –соотношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут приобрести.

Величина спроса –то количество товара и услуг, которые покупатель желает и способен приобрести

по данной цене в данный период времени.

ЗАКОН СПРОСА: ЧЕМ ВЫШЕ ЦЕНА ТОВАРА, ТЕМ МЕНЬШЕ СПРОС НА НЕГО (обратная зависимость)

Факторы, влияющие на величину спроса:

a)Величина дохода потребителя

b)Число покупателей

c)Потребительские предпочтения

d)Ожидаемое изменение цены

e)Цены на сопряжённые товары (эффект замещения – связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам)

ПРЕДЛОЖЕНИЕ –готовность продавца продать товар и услуги по тем или иным ценам в определённом количестве и за определённый промежуток времени.

Величина предложения –отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определённый период времени.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПОВЫШЕНИЕ ЦЕНЫ ТОВАРА ВЕДЁТ К РОСТУ ВЕЛИЧИНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ (прямая зависимость)

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА –цена, при которой количество товара, предлагаемое продавцом, совпадает с количеством товара, которое готовы приобрести покупатели. Весь поступающий на рынок товар покупается.

ДЕЙСТВИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН – «НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА», Т.К. ЦЕНЫ СЛУЖАТ ИСТОЧНИКОМ ИНФОРМАЦИИ О СООТНОШЕНИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

КОНКУРЕНЦИЯ –соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и куплю-продажу товаров.

Ì Ограниченная возможность возникновения монополий Ì Возможность заставить экономику гибко реагировать на изменения обстановки Ì способствует внедрению технических достижений производства и улучшение качества продукции Ì создание возможности выбора для потребителя 1. отвлечение больших средств на рекламу 2. использование нечестных методов; 3. борьба и конкуренция 4. постоянное разорение многих товаропроизводителей

16. Инфраструктура рынка –совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Биржа Институты, связывающие рынки

- организационно оформленный в единое целое:

регулярно функционирующий - транспорт

оптовый рынок однородных - система коммуникаций

товаров, на котором заключаются - информационные сети

сделки купли-продажи крупных - страховые компании

партий товара. - суды

· Товаров

· Фондовая

· Труда

17. Менеджмент –деятельность по организации и координации работы предприятия.

Функции:

ö Организация –распределение работ среди людей отдельных групп и координация их деятельности.

ö Планирование –постановка целей и определение путей достижения этих целей.

ö Руководство –создание условий и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании.

ö Контроль –проверка деятельности фирмы на пути к её цели и корректировка отклонений от поставленных целей.

18. Маркетинг –деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена.

Главная цель – приспособить производство к требованиям рынка во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли.

Три основных принципа:

ö Изучение рынка

ö Проникновение на рынок и разработка стратегии сбыта

ö Воздействие на рынок

Наши рекомендации