Взаимодействие Банка России с другими государственными органами, осуществляющими функции валютного регулирования и валютного контроля
Обеспечение информационного взаимодействия в сфере валютного контроля является важнейшей составляющей механизма валютного контроля, так как, наряду с другими факторами, позволяет повысить его эффективность за счет:
1) исключения дублирования функций органов, агентов валютного контроля;
2) повышения уровня оперативности принятия решений;
3) обеспечения большей результативности проведения мероприятий валютного контроля;
4) повышения уровня информационно-технического обеспечения валютного контроля (прежде всего за счет внедрения электронных информационных систем).
Взаимодействие между субъектами валютного контроля регламентируется как общими(касающимися сразу всех или большинства субъектов валютного контроля), так испециальными нормами (соглашениями между отдельными субъектами валютного контроля). Последние призваны развивать и индивидуализировать универсальные нормы в зависимости от компетенции конкретных субъектов валютного контроля.
На сегодняшний день нормативно урегулировано информационное взаимодействие между:
— органами валютного контроля[1];
— агентами валютного контроля и Банком России как органом валютного контроля[2];
— субъектами валютного контроля и Росфиннадзором как органом валютного контроля;
— агентами валютного контроля и резидентами (нерезидентами), осуществляющими валютные операции.
Информационное взаимодействие между органами и агентами валютного контроля имеет своим основанием:
— совершение резидентом или нерезидентом валютного правонарушения;
— оформление резидентом внешнеторговой сделки (кредитного договора).
В первом случае информационное взаимодействие может быть инициировано двумя способами:
1) путем запроса, направляемого органом валютного контроля агенту валютного контроля, содержащего необходимые идентификационные сведения в отношении резидента или нерезидента[3] . Данный запрос должен содержать информацию о наличии признаков нарушения валютного законодательства РФ, совершенного резидентом или нерезидентом.
2) путем направления агентом валютного контроля (или Банком России) в Росфиннадзор информации о выявленном им нарушении валютного законодательства.
Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции представляют в Банк России и Росфиннадзор по их запросу имеющиеся в их распоряжении документы и информацию, связанные с проведением валютных операций резидентами и нерезидентами, а участники рынка ценных бумаг — документы и информацию, связанные с проведением резидентами и нерезидентами валютных операций с внешними и внутренними ценными бумагами, совершенных с использованием услуг, предоставленных участниками рынка ценных бумаг.
При этом запрашиваемые органами валютного контроля документы должны входить в перечень документов, установленный ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании и валютном контроле.
Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.09.2009 № 166, устанавливают четкие сроки направления информации Банком России и агентами валютного контроля в Росфиннадзор, варьируя их в зависимости от способа инициации такого взаимодействия.
Банк России и агенты валютного контроля представляют документы и информацию, связанные с проведением валютных операций, в Росфиннадзор в течение 20 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса; территориальные органы агентов валютного контроля — в течение 7рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.
Для случаев самостоятельного обнаружения Банком России и агентами валютного контроля нарушений валютного законодательства РФ действуют иной срок представления информации в Росфиннадзор. Названные субъекты (за исключением уполномоченных банков) обязаны передать идентифицирующую резидентов и нерезидентов информацию в Росфиннадзор на бумажном носителе за подписью уполномоченного должностного лица в течение 7 рабочих дней со дня, следующего за днем выявления нарушения[4].
Уполномоченные банки и Внешэкономбанк непосредственно передают документы и информацию в Росфиннадзор только в качестве ответа на запрос последнего. В случае самостоятельного выявления нарушений валютного законодательства уполномоченные банки передают эту информацию в Банк России, который затем направляет ее в Росфиннадзор[5].
Таможенно-банковский валютный контроль за экспортно-импортными операциями в настоящее время практически эволюционировал из бумажного документооборота в электронный. Согласно ч. 6 ст. 20 Закона о валютном регулировании и валютном контроле уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Банком России. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.
В соответствии с Положением Банка России от 29.12.2010 № 364-П[6] уполномоченные банки, а также территориальные учреждения Банка России, которые в соответствии с инструкцией Банка России № 138-И выполняют функции уполномоченного банка, в том числе функции банка паспорта сделки, передают в электронном виде в таможенные органы через Федеральную таможенную службу паспорта сделок.
В свою очередь, согласно Положению о передаче таможенными органами Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, информацию о декларациях на товары в электронном виде таможенные органы в лице ФТС России передают Банку России и уполномоченным банкам.
ФТС России обеспечивает передачу Банку России в электронном виде информации о декларациях на товары не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами товаров.
Банк России обеспечивает направление полученных сводных архивных файлов ФТС России в территориальные учреждения для последующей доставки в уполномоченные банки в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения от ФТС России, с использованием каналов связи, применяемых в Банке России.