Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций. Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации –это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание
Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации –это комплексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возникших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах медицинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обстановку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятельности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.
Пострадавший в чрезвычайной ситуации – человек, погибший или пораженный в результате воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации.
Пораженный в чрезвычайной ситуации – человек, заболевший, травмированный (раненный) в результате воздействия поражающих факторов источников ЧС.
Погибший в чрезвычайной ситуации – человек травмированный (раненый) со смертельным исходом в результате воздействия поражающих факторов источников чрезвычайной ситуации или умерший от болезней, вызвавших чрезвычайную ситуацию, а также пораженный в дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом до 7 суток пребывания в стационаре.
Умершие– это пораженные со смертельным исходом после оказания медицинской помощи до начала эвакуации, в ходе эвакуации, в учреждении здравоохранения, а также пораженные в дорожно-транспортном происшествии после 7 суток пребывания в стационаре.
Общие людские потери, возникшие в ЧС, подразделяются набезвозвратныеисанитарные потери. Безвозвратные потери – люди, погибшие в момент возникновения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в медицинское учреждение) и пропавшие без вести.Санитарные потери – пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.
Структура санитарных потерь – это распределение пораженных (больных) по степени тяжести поражений (заболеваний) – крайне тяжелые, тяжелые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).
Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и, прежде всего от характера, масштаба и интенсивности ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, готовности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации последствий ЧС и др.
Величина потерь населения в ЧС часто значительно увеличивается в результате неправильного поведения людей (паника, неумение укрыться, падение с высоты и др.). Так, при землетрясении до 55% поражений возникает от неправильных действий людей и паники. При смерче в Иванове (1984) 48% травм было получено от летящих и падающих предметов.
Распределение некоторых потенциально опасных объектов в регионах
Российской Федерации (данные МЧС России, 1995)
Регион | Количество потенциально опасных объектов | |||
радиационные | гидродинамические | химические | взрыво-, пожароопасные | |
Центральный | ||||
Уральский | ||||
Приволжский | ||||
Северо-Кавказский | - | |||
Северо-Западный | ||||
Западно-Сибирский | ||||
Дальневосточный | ||||
Восточно-Сибирский | ||||
Забайкальский | - | |||
Всего: |
Распределение населения, проживающего в зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью при авариях на потенциально опасных объектах
(данные МЧС России, 1995)
Регион | Численность населения (тыс. чел.) в зонах потенциально опасных объектов | ||||
химические | магистральные трубопроводы | гидродинамические | радиационные | взрыво-, пожароопасные | |
Центральный | |||||
Приволжский | |||||
Уральский | |||||
Северо-Кавказский | 5-885 | - | |||
Северо-Западный | ,93 | ||||
Забайкальский | - | ||||
Дальневосточный | |||||
Восточно-Сибирский | - | ||||
Западно-Сибирский | - | ||||
Всего: |
Структура поражений (% к госпитализированным по ведущему поражению) в различных чрезвычайных ситуациях
(В.В. Мешков, В.М. Рябочкин и др., 1992)
Локализация поражений | Количество пораженных в различных ЧС | ||||||
Иваново (1984), смерч | Ульяновск (1983), авария теплохода «Суворов» | Свердловск (1988), взрыв на ж.д. | Ашхабад (1948), землетрясение | Арзамас (1988), взрыв на ж.д. | Уфа (1989), взрыв на газопроводе, ж.д. катастрофа | Армения (городская больница, 1988), землетрясение | |
Тяжелая черепно-мозговая травма | 18,9 | 23,6 | 16,2 | 20,2 | 6,9 | 5,8 | |
Поражения груди и живота | - | 6,2 | - | 10,7 | |||
Переломы костей конечностей, таза, позвоночника | 14,5 | 43,2 | 12,6 | 23,7 | 11,6 | 16,1 | |
Синдром длительного сдавления | - | - | - | 3,7 | 10,1 | - | 23,4 |
Обширные раны мягких тканей | 12,2 | - | - | - | 87,1 | ||
Поражения внутренних органов (в том числе баротравма легких) | 5,1 | - | - | - | - | - | |
Ожоги тела | - | - | - | - | - | - | |
Повреждения глаз | - | - | - | 15,4 | - | ||
Сотрясения головного мозга, раны мягких тканей головы | 49,3 | - | 51,4 | 32,6 | - | - |
Очевидно, что структура санитарных потерь не только в различных ЧС, но и в каждой ЧС может существенно отличаться. При химических и радиационных авариях преобладают соответственно поражения химическими веществами и ионизирующим излучением; одновременно часть пораженных может получить различные травмы.
Особенностью большинства ЧС с массовым поражением людей является появление большого числа пораженных с психоневрологическим стрессом, шоком, оглушенностью и т.д.
Последствия ЧС мирного времени приобретают трагический характер в связи с выходом из строя лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стационарного и амбулаторно-поликлинического типа, что значительно осложняет условия оказания медицинской помощи и лечение пораженных.
В зонах (районах) ЧС обычно значительно ухудшается санитарно-гигиеническое и санитарно-эпидемическое состояние, возникает реальная угроза возникновения и роста инфекционной патологии.
Определение, задачи и основные принципы построения функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Для предупреждения ЧС, обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и уменьшения ущерба народному хозяйству, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий на основании постановления Правительства Российской Федерации в стране создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС),
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
- проведение мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
- создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
- создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
- осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
- реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
- международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
В основе построения и функционирования РСЧС лежат следующие принципы:
- защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федераций, а также территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности Российской Федерации;
- организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее организации);
- реализация мероприятий по защите населения и территорий от ЧС осуществляется с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
- заблаговременное и дифференцированное планирование мероприятий по защите населения и территорий от ЧС и их непрерывное осуществление, как в мирное, так и в военное время с учетом разумной достаточности их объемов и сроков реализации;
- согласованность и комплексность подхода к проведению мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
- соответствие организационной структуры РСЧС государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам.
В мирное время органы управления, силы и средства РСЧС участвуют в подготовке государства к ведению гражданской обороны по следующим основным направлениям:
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- создание и поддержание в готовности фонда защитных сооружений и средств индивидуальной защиты;
- заблаговременная подготовка к эвакуационным мероприятиям, а также подготовка районов эвакуации населения;
- совершенствование систем оповещения населения;
- планирование мероприятий ГО;
- обеспечение готовности сил и средств к ведению ГО, создание и содержание в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях РСЧС переводится на функционирование в условиях военного времени. Порядок перевода и режимы функционирования РСЧС в условиях военного времени устанавливаются Правительством Российской Федерации.