Интернет-технологии в бизнесе
Проблемы информационной поддержки бизнеса важны для любого предпринимателя – российского или зарубежного, начинающего или развивающего свое дело, работающего в большом или малом бизнесе. Уровень этих проблем неизбежно соответствует уровню развития экономики и информационной культуры предпринимателя. В любой цивилизованной стране реализованы элементарные права граждан на доступ к открытым государственным информационным ресурсам. Соответствующее законодательство появилось и в России, однако оно реально не работает.
Сегодня предприниматели могут получать необходимую информацию из государственных информационных ресурсов, открытых ресурсов справочной информации, средств массовой информации и коммерческих источников. Российскому предпринимателю доступны только три последних, да и то с качеством, практически не отвечающим условиям деятельности на рынке, а именно достоверности и актуальности. Разумеется, крупному бизнесу намного легче выжить в таких условиях. Он лучше адаптирован к существующим условиям, имеет налаженные связи, в состоянии создавать и поддерживать собственные информационно-аналитические и технологические службы. Говоря о рынке деловой информации и информационных услуг для бизнеса, имеют в виду в основном предприятия малого и среднего бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
В области коммерческой и деловой информации наиболее полными изданиями являются «Навигатор информационных ресурсов», «Каталог деловой информации» и другие источники.
Несмотря на относительное разнообразие источников информации, положение в области сбора и распространения сведений об ИР нельзя признать удовлетворительным. Многие представляющие потенциальный интерес информационные ресурсы не отражены ни в одном из источников. Их полнота невелика. Так, в Едином государственном каталоге зарегистрировали свои ресурсы только около 1 тыс. государственных организаций, в то время как их число составляет около 80 тыс. Такая же картина наблюдается и в частных фирмах. Отсутствует регулярная государственная статистика по информационным ресурсам.
Каковы же информационные потребности бизнеса? Необходима ли бизнесу информационная поддержка? В последнее время проводится большое количество конференций, на которых рассматриваются вопросы информационной поддержки бизнеса. К одной из конференций был подготовлен отчет «Рынок деловой информации в России: тенденции и перспективы». Целью этого документа являлась подготовка обзорного материала о состоянии проблем и сегментов информационного рынка для того, чтобы предприниматели, руководители и специалисты компаний, действующих на информационном рынке, могли ознакомиться с ситуацией и сформировать предложения, реализация которых содействовала бы развитию предпринимательства.
Во время конференции был проведен социологический опрос участников и посетителей о состоянии и перспективах развития рынка деловой информации и систем информационной поддержки предпринимательства. Результаты этого опроса сводятся к следующему. Многие считают, что если раньше личные каналы вполне были способны удовлетворить спрос на деловую информацию, то сегодня этот путь уже исчерпал себя. Уровень развития предпринимательства требует перехода на совершенно другой уровень информационного обеспечения.
Участники опроса выразили явную неудовлетворенность тем, как сегодня осуществляется информационная поддержка российского предпринимательства. Тех, кто не удовлетворен нынешним информационным обеспечением предпринимателей, среди опрошенных – 70 %. Причем интенсивность выражения данного мнения практически не зависит от того, связана ли деятельность респондентов непосредственно с информацией или последняя выступает для них одним из факторов конкурентоспособности; заняты ли они индивидуальным предпринимательством или работают на малом или среднем предприятии; предпочитают ли они традиционные формы информационного обслуживания или информацию на основе новейших технологий.
Анализируя все высказывания в совокупности, можно сделать оценку того, каков вклад существующего рынка деловой информации в успех предприятий и фирм. По мнению посетителей, на сегодня он составляет порядка 40 %.
Одной из причин неудовлетворенности имеющегося информационного обеспечения предпринимательства является недостаточное качество предлагаемой деловой информации. Отличным и хорошим его считают в целом порядка 10 % (некоторое исключение здесь составляют представители информационных центров и агентств, среди которых высокие качественные оценки сделали 17 %). Остальные считают качественные показатели деловой информации удовлетворительными (62 %) или плохими (22 %). Называются две наиболее значимые причины, сдерживающие приход предпринимателей на информационный рынок. Первая – плохое знание возможностей информационного рынка предпринимателями, недостаточная осведомленность, на что указывал каждый второй респондент (49 %), а среди представителей малых предприятий – 52 %. Вторая – высокие тарифы, расходы на эксплуатацию, цены на ресурсы и услуги. Среди потребителей информации на данное обстоятельство указывает каждый четвертый опрошенный (25 %). Считается, что отрицательное воздействие ценового фактора возрастает по мере перехода на новейшие информационные технологии.
В ходе опроса были заданы два вопроса: спрос на какую информацию будет относительно большим, и в какой форме его лучше удовлетворять – в традиционной или на основе новейших технологий? Основываясь на совокупности высказанных мнений, ответы на первый вопрос выстраиваются в нижеприведенный ряд: 67 % – коммерческая информация (сведения о товарах, услугах, адресах компаний); 53 % – маркетинговая; 51 % – нормативно-правовая информация; 42 % – биржевая и финансовая информация (котировки, курсы, цены); 37 % – официальная информация и документы из органов власти; 30 % – консалтинговая информация (получаемая от консультантов по заказам); 30 % – деловые новости; 28 % – обучающая информация; 27 % – статистика (экономическая, демографическая, социальная, прогнозы); 23 % – аналитическая (получаемая с помощью бухгалтерских, управленческих и других программ); 15 % – политические новости; 10 % – данные в области фундаментальных и прикладных наук, отраслей производства.
Таким образом, у потребителей наибольшим спросом пользуется коммерческая, маркетинговая, нормативно-правовая, биржевая информация, а также официальные документы, решения федеральных и местных властей.
Многое зависит от сферы деятельности опрошенных.
Еще один важный вопрос: в какой форме предоставлять информационные ресурсы и осуществлять информационные услуги? Подавляющее большинство – две трети опрошенных (66 %) – считают, что будущее принадлежит новейшим технологиям, 15 % полагают, что в ближайшем будущем и новейшие технологии, и традиционные формы будут развиваться с одинаковой интенсивностью, 13 % полагаются на действенность традиционных форм информации и ресурсов.
О повышенном интересе опрошенных к новейшим информационным технологиям свидетельствуют прогнозы развития интернет-технологий: порядка 70 % ожидают роста объемов электронных сделок и интернет-торговли, 77 % – расширения рекламы через Интернет, 87 % не сомневаются в увеличении численности предпринимателей – пользователей Интернетом. Высокая уверенность в распространении интернет-технологий основывается на мнении большинства опрошенных о возможности получить с их помощью определенные конкурентные преимущества на рынке. 54 % опрошенных полагают, что эта формула применима к любым сферам бизнеса. Обращает на себя внимание, что у респондентов нет «комплекса» по отношению к разработчикам интернет-технологий. Только 5 % считают, что «разбрасывание Паутины» дает преимущества только операторам рынка информации. В этом смысле нет противостояния представителей информационной и других сфер предпринимательской деятельности. Почти у двух третей опрошенных (64 %) Интернет занимает первое место среди источников получения деловой информации. 57 % постоянно, 29 % эпизодически используют Интернет в работе лично. 54 % указали, что их организация представлена в Интернете на собственном сайте, 17 % – на других сайтах.
45 % считают нужным усилить ответственность за качество, достоверность информации. Необходимость в решении данного вопроса возникает из-за того, что около 70 % опрошенных констатируют наличие в сфере деловой информации недобросовестной конкуренции.
В этой связи более 60 % респондентов всерьез относятся к идее введения, после тщательной проработки вопроса, добровольной сертификации информационных ресурсов и услуг для предпринимателей. Высказанные выше предложения по совершенствованию рынка деловой информации в конечном итоге важны для опрошенных в целях совершенствования своего бизнеса и получения дополнительной личной уверенности в дальнейших перспективах.
Инфраструктура информационной поддержки бизнеса в России представлена рядом целевых программ и проектов, реализованных независимо друг от друга федеральными, региональными и международными, а также коммерческими структурами, к сожалению, практически не взаимодействующими между собой в интересах предпринимателей.
Несколько лет назад на информационном рынке России преобладали печатные издания, за ними следовали консультационные и аналитические услуги, а электронная информация занимала последнее место. С тех пор произошел стремительный прорыв в развитии информационных технологий. Сегодняшние возможности электронного обмена информацией не оставляют сомнений в том, каким путем будет развиваться рынок информационных услуг для бизнеса. Электронная информация уверенно заняла первую позицию, и сегодня мы наблюдаем, как на основе информационных ресурсов формируются элементы электронного ведения бизнеса. Если до этого одним из основных требований в вопросах информационной поддержки бизнеса были актуальность и достоверность предоставляемой предпринимателям информации, то сегодня оно дополняется требованиями формирования условий для организации прямого информационного обмена между предпринимателями.
В этих условиях особое место занимает контроль деятельности по созданию и использованию информационных ресурсов для предпринимателей. Сегодня в Интернете можно найти практически любую информацию, но никто не несет ответственности за ее качество. Наверное, уже назрела ситуация, когда необходима система добровольной сертификации информационных ресурсов и ее государственно-общественной поддержки.