Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития

Информация и информационные технологии

1.1.1 Информация и информационная культура
1.1.2 Информация и развитие экономики
1.1.3 Информационные революции
1.1.4 Информация и информационная культура предприятия

Развитие информационных технологий

1.2.1 Предпосылки быстрого развития информационных технологий
1.2.2 Этапы развития информационных технологий
1.2.3 Тенденции развития информационных технологий
1.2.4 Развитие информационных технологий и организационные изменения на предприятиях

Информация и информационная культура

Информационные технологии, ИТ (Information Technology - IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям формирования и управления процессами работы с данными и информацией, в том числе с применением вычислительной, компьютерной и коммуникационной техники.

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.

Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности. Эта система должна обеспечивать следующие средства для протекания информационных процессов:

  • сбор информации,
  • преобразование и обработка,
  • анализ,
  • хранение и защита,
  • передача для использования.

Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами. По мнению одних авторов, ИС включает в себя персонал, ее эксплуатирующий, по мнению других - нет. В самом общем случае: информационная система - это взаимосвязанная совокупность определенной идеологии работы с информацией, методов, технологий, технических средств, используемых для сбора, обработки, хранения и выдачи информации потребителю в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает применение компьютера в качестве основного технического средства переработки и использования информации.

Информационные революции

В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций - преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации, информационных технологий. Следствием подобных преобразований являлось всякий раз приобретение человеческим сообществом нового качества.

Начало совпадает по времени с выделением человека из природы, с появлением языка, способного оперировать абстрактными понятиями. Первой информационной технологией можно считать способ передачи довольно сложной информации с помощью наскальной живописи.

После изобретения письменности появилась возможность локального распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Следующий этап связан с изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общество, культуру. Книга стала универсальным массовым распространителем и хранителем больших объемов информации.

В эру использования электричества появились телеграф, телефон, радио, телевидение, позволяющие оперативно передавать информацию в любые уголки Земли.

Изобретение компьютера - универсального, многофункционального, электронного автоматического устройства для работы с данными - привело к тому, что компьютерная техника в современном обществе взяла на себя значительную часть работ, связанных с обработкой, систематизацией и хранением информации.

По историческим меркам компьютерные технологии еще очень молоды и находятся в самом начале своего развития. Еще много потоков и видов информации не вовлечено в сферу действия компьютеров. Однако компьютерные технологии все активнее преобразуют или вытесняют прежние, "докомпьютерные".

У людей всегда был интерес к искусственному интеллекту. Различают два основных подхода к моделированию искусственного интеллекта (Artificial Intelligence - AI): машинный интеллект, заключающийся в строгом задании результата функционирования, и искусственный разум, который основан на моделировании внутренней структуры автоматизированной системы, соответствующей строению человеческого мозга.

Моделирование систем первой группы достигается за счет использования законов формальной логики, теории множеств, графов, семантических сетей и других достижений науки в области дискретных вычислений. Основные результаты заключаются в создании экспертных систем, систем разбора естественного языка и простейших систем управления вида "стимул-реакция".

Системы второй группы базируются на математической интерпретации деятельности нервной системы во главе с мозгом человека и реализуются в виде нейронных сетей на базе нейроподобного элемента - аналога нейрона.

Нейроподобные сети в последнее время являются одним из самых перспективных направлений в области искусственного интеллекта и постепенно входят в бытность людей в широком спектре деятельности, включая науку, бизнес, политику, искусство.

Ф.Махлупа и Т.Умесао одновременно в США и Японии в начале 1960-х годов ввели в научный оборот термин "информационное общество". Теория "информационного общества" была развита такими известными авторами, как М.Порат, Й.Масуда, Т.Стоуньер, Р.Кац и другими. Человечество находится в информационно-коммуникационной стадии развития с новыми способами и средствами сбора, обработки и обмена информацией. В мировом сообществе, где производство и оборот информации стали центральным звеном большинства процессов, главными ресурсами становятся информация, интеллектуальная собственность, человеческий фактор, управленческие структуры социальных систем. Все они тесно связаны с информационными технологиями.

В информационной экономике хозяйственная деятельность заключается главным образом в производстве и применении информационных технологий и накопленной информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым обеспечить новое качество экономического роста, а также в создании большего информационного богатства (информационных продуктов и услуг). Ограничивающие факторы здесь - скорость обработки огромных объемов информации и возможность ее превращения в научное знание. Технологизация общества и автоматизация управленческих, производственных и информационных процессов призваны не только обеспечивать потребности этого общества в товарах и услугах, включая информационные, но и более эффективно использовать энергию, природные и материальные ресурсы (сырье, финансы, оборудование, информация знания), а главное - экономить социальное время, необходимое для реализации этих потребностей.

Информационный потенциал такого общества можно представить как сформированное в формализованном виде и в конкретных проектных формах (т. е. пригодном для практического использования) концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее наиболее рациональным образом организовать процессы создания информационных продуктов и услуг. При этом результат оценивается по совокупной экономии затрат труда, энергии, материальных и информационных ресурсов, необходимых для реализации этих процессов. Опыт развитых стран показывает, что именно развитый рынок высоких технологий, использующих самые современные достижения науки и техники, их распространение внутри страны и продвижение на внешние рынки дают этим странам заметное экономическое преимущество и социальную стабильность.

Общество развивается и начинает приобретать черты информационного общества, если:

  • любой член общества, группа лиц, предприятие или организация в любой точке и в любое время могут получить на основе систем связи и анонимного или авторизованного доступа бесплатно или за соответствующую плату любую информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач;
  • в обществе производится, функционирует и доступна для использования любым его членом, группой или организацией современная информационная технология;
  • имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание личных, корпоративных, региональных и национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания жизнедеятельности в рамках постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса;
  • происходит процесс ускоренной автоматизации, роботизации и информатизации решающих сфер и отраслей производства и управления;
  • происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг и развитие общества в целом;
  • информационная структура общества является предпосылкой расширения прав личности, свободы, демократии и самоуправления и обеспечивает плавный переход от постиндустриального периода развития к глобальной информатизации общества.

Здесь следует выделить и некоторые негативные черты, явно проявляющиеся уже в переходном периоде - это и все усиливающееся давление информационной среды на личность [Лем С. Сумма технологии, М., Гослитиздат, 1968], и отношение личности к знаниям, которые в условиях информационного общества становятся аналогом богатства. Последнее, как известно, имеет свойство концентрироваться в руках небольшой группы лиц (закон В. Парето). Таким образом, не только уровень знания, но и характер отношения к информации становится основанием нового социального неравенства в информационном обществе.

Можно выделить достаточно много и позитивных, и негативных факторов психологического влияния информационного общества на личность" [Канке В. Человек в информационном обществе // В сб. "Философия". М., 1996. с. 291-295]. Вот некоторые из них.

Позитивные:

  • развитие компьютерных технологий обеспечивает личности свободу выбора;
  • появляется возможность создавать и использовать необходимые для жизнедеятельности электронные коммуникации;
  • каждый индивидуум одновременно является и получателем, и отправителем информации, в любое время и в любом месте;
  • возможен доступ в единую сеть различных баз данных;
  • обеспечивается постоянное интерактивное взаимодействие (диалог), то есть непрерывная обратная связь между участниками информационного обмена;
  • человек перестает быть "мелким винтиком" социального механизма или группы - у него резко повышается степень ответственности и формируется новая, более высокая и устойчивая самооценка;
  • каждый человек создает свою глубоко индивидуальную "картину мира", которая может интегрироваться с аналогичными картинами других людей - это помогает людям обрести истину в некотором приближении;
  • возрастает степень комфорта использования информации и технологий в практических областях деятельности.

Негативные:

  • беззащитность личности перед вторжением государства и коммерческих структур в частную жизнь;
  • расширение возможностей получения (добывания) данных о любом индивидууме;
  • оборотной стороной свободы является угроза для личной автономии;
  • поставщики информации могут манипулировать данными в своих интересах;
  • привыкание к "жизни" в виртуальном пространстве и угроза моральному иммунитету личности вследствие "фанатичной" преданности компьютерам и вере в их непогрешимость.

Нейтральные моменты, которые могут быть как позитивными, так и негативными в зависимости от уровня развития общества и контекста ситуации:

  • меняется модель профессиональной карьеры - появляется возможность работать не выходя из дома (технологии телеработы);
  • возникает такой феномен, как виртуальный работодатель и виртуальный работник;
  • появляется новая система найма (электронная биржа труда) и социального страхования работников, уменьшается значение профсоюзов;
  • создается эфемерное единство виртуального мира с любым количеством людей одновременно, которое, однако, является неустойчивым и может разрушиться в одно мгновение, нанеся его создателю психологическую травму;
  • реальное общество индивидуализируется и обретает высокий уровень фрагментации.

Все это требует тщательного философского осмысления, и это необходимо учитывать при определении места и роли человека (личности) в создаваемой новой информационной среде и использовании ее в бизнесе.

Текущий этап развития информационных технологий (его часто называют началом новой информационной революции) характеризуется развитием как глобальных всемирных сетей для хранения и обмена информацией, доступных любой организации и каждому члену общества, так и систем искусственного интеллекта, и должен, вероятно, завершиться построением глобального информационного общества.

Эта революция уже началась. Но она происходит не там, где ее ищут ученые, политики, руководители корпораций и информационная индустрия вообще. Это не революция в технике, оборудовании, технологии, программном обеспечении или скорости передачи и накопления данных. Это революция КОНЦЕПЦИЙ!

Ранее информационная революция была сосредоточена на данных - их сборе, хранении, передаче, анализе и представлении. Следующий ее этап формулирует иной вопрос: "Каков СМЫСЛ информации и в чем ее НАЗНАЧЕНИЕ?" Это приводит к переопределению задач, которые должны исполняться с помощью информации, к переопределению целей и перспектив деятельности, а затем - и к переопределению институтов, исполняющих эти задачи.

Тенденции развития ИТ

При традиционном подходе к организации, когда специализированные функции включаются в дело одна за другой, как в эстафете, высокая эффективность недостижима. Быстрота реагирования на внешние изменения требует постоянного сотрудничества между разными специализированными отделами и службами. Постоянно общаясь и обмениваясь информацией, они могут действовать быстро, согласованно и одновременно в самых разных направлениях. Информационные технологии исключительно полезны в случае такого координированного процесса.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru
Рисунок 1.6 - Изменение стиля ведения бизнеса в современной компании

Применение ИТ позволяет радикально изменить стиль управления и сами бизнес-процессы и значительно улучшить основные показатели деятельности компании (рис. 1.6). Прежние правила ведения бизнеса стремительно устаревают. Компании, которые не в состоянии "увидеть" значимость этих изменений, рискуют сильно отстать (табл. 1.3).

Таблица 1.3 - Информационные технологии, изменяющие правила работы компаний

Прежнее правило Новое правило Технология
Информация может появляться в одном месте, в одно время Информация может появляться и быть востребованной в любом месте, в любое время - когда это необходимо Распределенные базы и хранилища данных, поисковые системы, технологии поиска заданных данных
Сложную работу по оценке ситуаций могут выполнять только эксперты Работу эксперта может выполнять специалист общего профиля Экспертные системы
Необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией Можно одновременно получать преимущества от сочетания двух форм организации управления и производства Распределенная работа в группах, телекоммуникации и сети
Все решения принимают только высшие руководители и ответственные менеджеры Принятие решений становится частью работы каждого сотрудника, отвечающего за свой участок работы Средства поддержки принятия решений, доступ к базам и хранилищам знаний, системы знания
Для поиска, получения, анализа, хранения и передачи информации требуются специально оборудованные помещения Специалисты могут посылать и получать информацию из того места, где они находятся Интернет/Интранет-технологии, оптоволоконные и спутниковые системы связи, мобильные системы
Лучший контакт с покупателем - личный контакт Лучший контакт с потенциальным покупателем - эффективное изучение особенностей покупателя Интерактивное взаимодействие, базы данных, системы опроса и выявления предпочтений
Для того чтобы найти некую сущность, нужно знать, где она находится Сущности сами говорят вам, где они находятся Системы поиска. Мобильные агентные системы
Сверстанные планы не пересматриваются или пересматриваются под давлением форс-мажора Планы пересматриваются и корректируются оперативно, по мере необходимости и адекватно требованиям потребителя Экспертные системы, системы гибкого планирования и управления рисками, высокопроизводительные ЭВМ

ИТ-отделы в фирмах и корпорациях стали выдвигаться на первые роли. Этому способствовали три фактора, которые в полной мере проявились в 1990-е годы:

  • потребности бизнеса стали оказывать все большее давление на аналитические отделы и отделы ИТ с целью увеличения их вклада в общий результат деятельности компании;
  • компьютерная парадигма вычислительных работ, ориентированная на большие ЭВМ и мощные вычислительные центры с огромным персоналом, изживает себя и заменяется новой парадигмой - распределенными вычислениями (сети и кластеры), что, в свою очередь, приводит к созданию новых ИТ;
  • переориентация с технологии на потребителя привела к необходимости психологической перестройки менеджера и к формированию новой дисциплины - стратегического планирования развития корпоративных ИТ для совмещения стратегии бизнеса и информационной стратегии.

В результате этого изменились сами составляющие бизнеса (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Динамика развития бизнеса Ускорилась
Стратегическое планирование и тактические цели Увеличилась дальность и точность прогноза
Оперативный простор Расширилась область применения
Управление рисками Моделирование и оптимизация ситуации
Гибкость управления Быстрое маневрирование ресурсами
Конкурентоспособность Распространение имеющегося превосходства на весь бизнес

Такое отношение к ИТ и их роли в бизнесе заставляет пересмотреть традиционный ответ на вопрос "В чем основная цель информационных технологий?". Прежний ответ, удовлетворявший требованиям 1980-1990-х годов, - "Повышение производительности труда, экономия финансов, поиск новых форм взаимодействия" - относится в настоящее время к способам достижения оперативных и тактических преимуществ.

Стратегическая роль ИТ в современном мире - способствовать менеджменту, адекватно реагировать на динамику рынка, создавать, поддерживать и углублять конкурентное преимущество (Сompetitive Advantage) с целью извлечения максимальной выгоды!

Современное состояние ИТ можно охарактеризовать следующими положениями:

  • наличие большого количества программно-аппаратных комплексов и платформ для эффективного управления и сопровождения производства, промышленно функционирующих баз данных и хранилищ знаний большого объема, содержащих информацию по всем направлениям деятельности общества;
  • наличие технологий, обеспечивающих интерактивный доступ любого пользователя к информации и ресурсам - технической основой для этого служат открытые (Free) и корпоративные системы поиска информации (Information Retrieval Systems - IRS), государственные и коммерческие системы связи, глобальные (Global Network Systems,GNS), национальные (NNS) и региональные (RNS) информационно-вычислительные сети; международные соглашения, стандарты и протоколы обмена данными;
  • расширение функциональных возможностей ИТ, обеспечивающих распределенную работу баз и хранилищ данных с данными разнообразной структуры и содержания, мультиобъектных документов, гиперсред; создание локальных и интегрированных проблемно-ориентированных ИС различного назначения на основе мощных серверов и локально-вычислительных сетей;
  • включение в ИС специализированных интерфейсов пользователя для взаимодействия с экспертными системами (Expert System – ES), систем поддержки принятия решения (Decision Support System - DSS), системы поддержки исполнения (Executive Support System - ESS), системы машинного перевода (Translating Computer System - TCS) и другие технологии и средства.

В развитии ИТ можно выделить пять основных тенденций.

  • Глобализация. Компании могут с помощью ИТ вести дела на мировом рынке, где угодно, немедленно получая исчерпывающую информацию. Происходит интернационализация программных средств и рынка информационного продукта. Получение преимуществ за счет постоянного распределения информационных расходов на более широкий географический регион становится необходимым элементом стратегии.
  • Конвергенция. Стираются различия между промышленными изделиями и услугами, информационным продуктом и средствами его получения, их профессиональным и бытовым использованием. Передача и прием цифровых, звуковых и видеосигналов объединяются в одних устройствах и системах.
  • Усложнение информационных продуктов и услуг. Информационный продукт в виде программно-аппаратных средств, баз и хранилищ данных, служб эксплуатации и экспертного обеспечения имеет тенденцию к постоянному развитию и усложнению. В то же время интерфейсная часть ИТ при всей сложности решаемых задач постоянно упрощается, делая все более комфортным интерактивное взаимодействие пользователя и системы.
  • Способность к взаимодействию (Interoperability). Проблемы оптимального обмена данными между компьютерными информационными системами, между системой и пользователями, проблемы обработки и передачи данных и формирование требуемой информации приобрели статус ведущих технологических проблем. Современные программно-аппаратные средства и протоколы обмена данными позволяют решать их во все более полном объёме.
  • Ликвидация промежуточных звеньев (Disintermediation). Развитие способности к взаимодействию однозначно ведет к упрощению доставки информационного продукта к потребителю. Становится ненужной цепочка посредников, если есть возможность размещать заказы и получать требуемое непосредственно с помощью ИТ.

Применительно к бизнесу это означает следующее:

  • осуществление распределенной обработки данных, когда на рабочем месте достаточно ресурсов для получения и анализа информации;
  • создание развитых систем коммуникации, когда рабочие места объединены для максимально быстрой пересылки сообщений;
  • устранение помех в системе интеграции "организация - внешняя среда", прямой доступ в мировые информационные потоки;
  • создание и развитие систем электронных заказов и торговли;
  • поддержка социальных сетей.

Рассмотренные выше изменения требований к группам интересов в сфере ИТ и информационной культуре компании обусловлены динамикой развития предприятий и внешней среды и приводят к функциональным изменениям в системе управления. Основные аспекты этого развития и их влияние на роль ИТ в управлении предприятием состоят в следующем [Мюллер-Штевенс Г., Ашванден С. Проблемы теории и практики управления, № 1, 1998].

Капиталовложения и риски

Капиталовложения в ИТ сегодня влекут за собой многочисленные последствия. С одной стороны, они открывают определенные перспективы, а с другой - могут лишить предприятие перспективных возможностей в будущем из-за зависимостей, связанных с быстрыми технологическими изменениями и "привязки" к какой-либо одной технологии или определенному поставщику. Поэтому решения о капиталовложениях в ИТ не должны приниматься, пока не будут оценены риски применения тех или иных компьютерных и телекоммуникационных средств и не будет получена профессиональная консультация, по какому пути пойдет развитие следующего поколения технологии. При планировании капиталовложений в ИТ необходимо в обязательном порядке "держать в уме" конечную цель их приобретения и развертывания - насколько ИТ будут способствовать реализации бизнес-стратегии предприятия.

Рис. 4.18. Окно изменения свойств сеанса MS DOS

4.5.1. Служебные программы Форматирование дисков
Накопители на магнитной основе (гибкие, жесткие диски и т. п.) перед тем, как их можно будет использовать в качестве носителей информации, должны пройти специальную операцию - форматирование. Для форматирования дисков обычно используется стандартная программа Windows, которая доступна при вызове контекстного меню соответствующего устройства (рис. 4.19).
Можно форматировать диски доступных floppy-устройств, жесткие диски и диски других устройств, допускающих эту процедуру. Исключение составляет системное устройство, с которого была произведена загрузка системы. Обычно это устройство с именем С:. Для форматирования носителя этого устройства необходимо загрузить систему, например, с floppy-диска А:.
Форматировать можно как новые диски, так и уже бывшие в употреблении, принимая в расчет то, что при форматировании информация, записанная на диске, теряется.
В окне Форматирование (рис. 4.20) необходимо указать параметры форматирования. Обычно, если диск новый, его необходимо полностью форматировать. Если диск уже был форматирован (часто диски форматируются уже при изготовлении), то можно воспользоваться быстрым форматированием. В этом случае область физического размещения файлов на дискете не изменяется, очищается лишь заголовочная часть диска. Тогда при случайном форматировании возможно восстановление файлов отформатированного диска при условии, что на диск не копировалось ни одного файла. Обычно такой способ форматирования используется, если необходимо удалить все файлы с дискеты, а их очень много и процесс их удаления обычным способом занимает значительное время.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.19. Вызов команды форматирования диска floppy-устройства

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.20. Окно команды форматирования
Полное форматирование целесообразно применять для дисков, на которых появились "сбойные" участки. Эта процедура в некоторых случаях позволяет восстановить работоспособность диска.
При форматировании диска можно сделать его системным. В последующем с него можно загрузить компьютер. При загрузке системы с системного диска, созданного средствами Windows, графическая оболочка не загружается и рассмотренная выше команда недоступна. Если на компьютере не установлена операционная система Windows (например, на новом компьютере), то для форматирования диска можно воспользоваться DOS-утилитой Format. Справку по формату (рис. 4.21) ее командной строки можно получить, введя на приглашение DOS-команду

Format /h

Заметим также, что утилита Format может быть запущена из DOS-сессии.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru


Рис. 4.21 . Синтаксис DOS-команды Format

Дефрагментация дисков
Процедура дефрагментации диска связана с особенностями используемой файловой системы FAT, которые были подробно рассмотрены в 4.2.6. Системы FAT16 или FAT32 размещают файлы в кластерах, необязательно смежных. Доступ к файлу, расположенному в одном месте диска (файл размещается последовательно в смежных кластерах), занимает меньше времени, чем доступ к файлу, фрагменты которого разбросаны по всему диску. Чем больше фрагментов в файлах, тем медленнее доступ к ним. Для увеличения быстродействия системы диск необходимо периодически дефрагментировать. Эта стандартная служебная программа запускается в результате выполнения последовательности команд Пуск > Программы > Стандартные > Служебные > Дефрагментация диска.
Отметим, что Дефрагментация - это длительная процедура по переносу информации из одних кластеров в другие, в результате которой файлы будут размещаться преимущественно в одном месте диска. Кроме этого файлы передвигаются ближе к началу диска, что также влияет на быстродействие всей системы.
Также при выполнении дефрагментации предусмотрены дополнительные возможности исправления ошибок записи на диск, о чем более подробно будет сказано в следующем пункте.
Проверка диска на наличие ошибок
В процессе эксплуатации диска возможно появление ошибок, связанных со сбоями в процессе записи на него. Некоторые из них можно исправить, не прибегая к процедуре форматирования. Для этого используется стандартная служебная программа проверки диска (рис. 4.22).

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.22. Проверка диска
Ее запуск осуществляется из главного системного меню с помощью последовательности команд Пуск > Программы > Стандартные > Служебные > Проверка диска. Она позволяет проверить целостность файловой системы и поверхность диска (рис. 4.22).
Целостность файловой системы определяется:
- правильностью имен файлов (файлы с неправильными именами, например,
нельзя открыть);
- правильностью даты и времени создания файла (неправильные дата и время
могут влиять на работу многих программ, обрабатывающих такие файлы);
- уникальностью имен файлов;
- отсутствием файлов с общими кластерами;
- отсутствием кластеров, не принадлежащих ни одному файлу.
Окно настройки параметров процесса проверки диска, вызываемое по нажатии кнопки Дополнительно..., показано на рис. 4.23.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.23. Дополнительные параметры проверки диска
Проверка поверхности диска на наличие повреждений и аппаратных ошибок занимает больше времени, чем проверка целостности файловой системы. Для сокращения времени работы программы можно выбрать проверку не всего диска, а только системной области или области данных (рис. 4.24). При нахождении поврежденных секторов их данные обычно переносятся в другие сектора. Некоторые системные файлы нельзя переносить, поэтому рекомендуется исправление ошибок в секторах, в которых располагаются такие файлы, отменить. Для большей надежности проверки поверхности диска необходимо использовать режим записи на диск (при этом данные на диске не теряются). Для сокращения времени тестирования от этого режима можно отказаться.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.24. Параметры проверки поверхности диска
Обнаруженные ошибки могут исправляться автоматически в соответствии с заданными параметрами. Для исправления других ошибок файловой системы необходимо использовать другие программы, например известные утилиты Norton Utilities.

ОЧИСТКА ДИСКОВ
В процессе эксплуатации дисковых носителей свободное пространство заполняется файлами. Для создания новых файлов необходимо освободить место, занимаемое уже ненужными файлами. Эти файлы удаляются. Удаленные файлы помещаются в корзину на рабочем столе, то есть файлы меняют "прописку", но не удаляются с диска. Для освобождения места, занятого удаленными файлами, необходимо очистить корзину на рабочем столе.
"Ненужность" тех или иных файлов в конечном итоге определяется пользователем. В помощь пользователю предоставляется специальная программа очистки диска, которая запускается последовательностью Пуск > Программы > Стандартные >Служебные > Очистка диска.
Программа очистки диска может найти и освободить место, занимаемое файлами следующих категорий (рис. 4.25):
- Temporary Internet Files - файлы, которые копируются из Интернета для быстрого просмотра;

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.25. Окно программы очистки диска

- Downloaded Program Files - файлы, которые временно сохраняют элементы
ActiveX и приложения Java, автоматически загружаемые из Интернета при
просмотре некоторых страниц;
- корзина - удаленные файлы (см. 4.4.6, корзина);
- временные файлы - файлы, создаваемые программами при своей работе.
Обычно эти файлы удаляются после окончания работы программ, но по тем
или иным причинам эти файлы могут остаться на диске.
При недостатке свободного места на диске можно удалить неиспользуемые компоненты Windows либо неиспользуемые программы. Данная возможность предоставляется программой очистки диска. Следует помнить, что при этом освобождается место на том диске, на котором установлено выбранное программное обеспечение.
Дополнительное свободное место можно получить, установив FAT32 вместо FAT16. Эта процедура запускается последовательностью Пуск > Программы > Стандартные > Служебные > Преобразование диска в FAT32.

4.5.2. Архивация данных
Наиболее простым и эффективным способом восстановления потерянных или испорченных данных на компьютере является создание копий. Для уменьшения места, необходимого для содержания копий, и удобства эксплуатации создало достаточно много программ, позволяющих работать с архивными файлами.
Архивный файл может содержать один и более файлов в сжатом виде. Можно как извлекать из этого файла исходные файлы в их первоначальном виде, так и добавлять в него новые.
Среди популярных программ архивации, работающих в среде Windows, можно назвать такие, как WinZip, WinRar, WinArj, NetZip и др.
Архиватор WinZip
После установки этой программы создается не только меню WinZip, но и ярлыки на рабочем столе и в кнопке Пуск, в контекстное меню для папок и файлов добавляются пункты, связанные с архивацией.
Программа может быть запущена последовательностью Пуск > Программы > WinZip. На рис. 4.26 показан стандартный вид окна WinZip версии 8.0.

Создание и изменение архива
Работа с архивом начинается с создания файла архива при помощи последовательности команд File > New Archive (как в любых программах Windows, любая команда или операция может быть осуществлена разными способами, в частности, клавишами Ctrl+N или кнопкой New на панели инструментов). Файл архива будет создан после задания его имени. При установке флажка Add dialog будет открыто дополнительное диалоговое окно Add, в котором можно указать имена и параметры файлов, добавляемых в архив. В противном случае (если флажок Add dialog не установлен) будет создан пустой архивный файл.

Информационные технологии: современное состояние, роль в бизнесе и тенденции развития - student2.ru

Рис. 4.26. Окно программы архиватора WinZip
При добавлении файлов в уже существующий архив необходимо открыть выбранный файл архива. Для этого используется команда открытия File > Open Archive.
Для включения файла в архив используется команда добавления Actions > Add.
В окне Add (рис. 4.27) кроме указания файла (файлов) для добавления в архив задаются параметры включения в архив:
- Action

- Add (and replace) files - добавляетфайлывархив. Если файл в архиве уже есть, то он перезаписывается;
- Freshen existing files - обновляются только те файлы, которые уже есть в архиве. Новые файлы не добавляются. Обновление осуществляется при условии, что обновляемые файлы имеют более старую дату создания;
- Move files - добавляемые файлы удаляются с диска, то есть файлы перемещаются с диска в архив;
- Update (and add) files - обновляются файлы, которые уже есть в архиве и добавляются новые.

- Compresion - параметр, значение которого определяет степень сжатия файла. Время архивации и степень сжатия имеют обратную зависимость.
- Include subfolders - добавляются все файлы, находящиеся в папках открытой папки.
- Save full path info - запоминается полный путь файла. При извлечении файлов из архива файлы будут помещаться в соответствующие папки. Если папок н

Наши рекомендации