И их роль в системе мирового хозяйства

Интернационализация хозяйственной жизни, рост взаимоза­висимости между странами, а также возникновение глобаль­ных проблем объективно предопределяют необходимость актив­ного сознательного регулирования мирового хозяйства. В период между двумя мировыми войнами не было широко­го распространения межгосударственного регулирования миро­вой экономики. К числу первых международных организаций от­носится Международная организация труда (МОТ). Она была создана в 1919 г. В 1946 г. между МОТ и Организацией Объе­диненных Наций (ООН) было подписано соглашение о совмест­ных действиях.

Цели МОТ: 1) содействие обеспечению во всем мире социаль­ной справедливости для трудящихся путем разработки между­народной политики и программ, направленных на улучшение ус­ловий труда и жизни; 2) установление международных трудовых стандартов, которые призваны служить в качестве руководящих принципов для использования их различными государствами. МОТ осуществляет также профессиональную подготовку и обу­чение, ведет исследовательскую работу. Одна из наиболее важ­ных функций МОТ - принятие конвенций и рекоменда­ций по таким актуальным вопросам, как заработная плата, продолжительность рабочего дня, условия труда, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, служба найма рабочей силы и рабочая инспекция и др. Эта организация находится в Женеве.

В последние десятилетия XX в. кроме традиционных про­блем мирового хозяйства (неравномерности темпов роста стран, внешней задолженности) необычайно остро проявились новые — валютно-финансовый и энергетический кризис, экологические проблемы, проблемы создания и освоения новейших технологий. Насыщенная конфликтами, глобальными угрозами мировая эко­номика не в состоянии решить названные проблемы без органи­ческого взаимодействия всех стран. Межгосударственное регули­рование, таким образом, становится необходимой, неотъемлемой частью мировой экономики.

Особое место в регулировании мировой экономики занимают межгосударственные экономические организации. Самая значительная из них, регулирующая мировую торговлю, - Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле (ГАТТ), преобразованная 31 декабря 1995 г. в ВТО.

Первоначально в ее состав входили 23 го­сударства. На протяжении нескольких десятилетий ГАТТ была главным международным органом, который разрабатывал прин­ципы, устанавливал правила мировой торговли, формировал торговую политику, регулирующую отношения между странами-членами.

Главными принципами деятельности ГАТТ являлись:

· многосторонность внешней торговли;

· недискриминация в торговле;

· постепенное снижение таможенных тарифов и нетариф­ных ограничений в международной торговле;

· предоставление странам-партнерам режима наибольшего бла­гоприятствования;

· ведение внешней торговли на частноправовой основе;

· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

· предоставление режима преференций в торговле с развива­ющимися странами;

· урегулирование торговых споров между странами с помо­щью переговоров.

Главная форма деятельности ГАТТ состояла в проведении кон­сультаций, переговоров, называвшимися раундами. Перед каждым раундом заключалось соглашение между его участни­ками, в котором фиксировались цели и сроки раунда, его уча­стники, механизм работы и другие условия.

С начала деятельности ГАТТ прошло восемь раундов. С 1940-х до начала 1960-х годов было проведено пять раундов. В 1964-1967 гг. прошел шестой, так называемый Кеннеди-раунд (по имени президента США). В течение 1973-1979 гг. проводилась следующая серия переговоров в рамках ГАТТ — Токио-раунд (по месту проведения переговоров). Последний, Уругвайский раунд, проводился с 1986 г. до начала 1994 г.

Большинство раундов посвящались снижению таможенных пошлин и ликвидации других барьеров в торговле между странами. В результате деятельности ГАТТ таможенные пошлины, которые после Второй мировой войны в среднем равнялись 40%, были снижены примерно до 4% в середине 1990-х годов. Заслугой ГАТТ является и то, что в период 1950-1970 гг. среднегодовые темпы роста мирового экспорта составили 7%.

На Уругвайском раунде приняли важное решение об уч­реждении Всемирной торговой организации (ВТО). К этому времени в состав ГАТТ входило около 130 государств-членов. Большинст­во из них вступило во Всемирную торговую организацию.

Всемирная торговая организация - преемница ГАТТ, поэтому главными ее целями остаются:

· согласование позиций раз­ных государств, направленное на устранение таможенных и иных барьеров в мировой торговле;

· разработка и применение пра­вил, исключающих дискриминацию отдельных стран;

· примене­ние режимов наибольшего благоприятствования в торговле;

· ве­дение внешней торговли на частноправовой основе.

Вместе с тем сфера деятельности ВТО расширяется. Она должна заниматься вопросами регулирования торговли не только товарами, но и услугами; рассматривать торговые аспекты зарубежных инвестиций; выявлять проблемы охраны окружающей среды, охраны прав интеллектуальной собственности, торговли и трудового за­конодательства и т.д.

Россия стремится войти в ВТО в качестве полноправного участника (ныне она обладает лишь статусом наблюдателя). Не будучи членом ВТО (из-за недопуска российских товаров на мировые рынки), наша страна несет огромные убытки – порядка 1,5 млрд долл. ежегодно.

Но вступление в ВТО имеет как положительные, так и отрицательные моменты. Они представлены в табл. 16.1.

Анализ таблицы показывает, что основными аргументами за вступление России в ВТО являются исключение дискриминации торговли, обеспечение максимальной свободы торговли, снижение потерь экспортеров от антидемпинговых расследований (потери в 2000 г. составили 2,5 млрд. долл.) и включение ряда предприятий в мировые технологические цепочки.

Кроме того, вступление в ВТО открывает внутренний рынок для импортных товаров, закрывая, таким образом, его для инвестиций. Переработка законов требует значительного времени.

Таблица 16.1.

Наши рекомендации