Общие черты несовершенной конкуренции
Совершенная конкуренция, к сожалению, - сказка. В реальной жизни все не так просто и действует НЕсовершенная конкуренция. Здесь и механизмы саморегуляции действуют не в полной мере. Предпосылками несовершенства являются: значительная доля рынка у отдельных производителей, наличие барьеров для входа в отрасль, неоднородность продукции, несовершенство рыночной информации.
Критерий несовершенной конкуренции – понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции, или другими словами, отрицательный наклон D на продукцию фирмы. Здесь бОльшие объемы продукции можно реализовать только снижая цены. Поведение фирмы значительно в рамах отрасли. Однако на значимость фирмы могут влиять не только объемы продаж, но и, например, уникальность продукции.
Вторая закономерность - наличие предела роста валового дохода фирмы: TR=PQ. С ростом производства цены падают. Поэтому слишком большой объем производства не приносит большого дохода, поскольку реализовывать продукцию приходится по «смешным» ценам. То есть кривая TR имеет максимум. Как меньшие, так и большие объемы производства дают меньший доход.
Третья общая черта – ускоренное падение предельного дохода фирмы по сравнению со снижением цен на её продукцию. Так как по критерию несовершенной конкуренции кривая спроса D падает, то снижется и предельный доход MR. Когда фирма стремится продать больше, она должна установить цену ниже, соответственно и доход, получаемый фирмой за каждую дополнительную единицу продукции, будет падать, причем быстрее. Другими словами ускоренное падение MR вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции не только увеличивает доход на величину её стоимости, но и сокращает его на сумму удешевления всех предыдущих единиц.
Краткосрочное равновесие при НК. В отличие от условий совершенной конкуренции, совпадения кривых MR и D нет. Поэтому пересечение MR и MC будет достигнуто при меньших объёмах выпуска (Q1 и Р1 для НК). При условии, что цена выше издержек, фирма получает экономическую прибыль: D=P>ATС. Так как на пути новых фирм есть барьеры, то экономическая прибыль имеет тенденцию к закреплению. в долгосрочном периоде.
Активное ценообразование. При НК объемы реализации прямо зависят от уровня цен. Манипулируя ценами и объемом выпуска в условиях НК, можно обеспечить экономические прибыли фирме. То есть здесь фирма является формирователем цен!
Последствия НК. Недопроизводство товаров, завышение цен и тенденция к получению экономической прибыли являются общими последствиями критерия НК, а значит и установления несовершенной конкуренции. Хотя на различных рынках они проявляются с разной интенсивностью. Однако нельзя сказать, что РНК ужасен. У него есть свои достоинства и недостатки, разные на каждом отдельном «подрынке».