Сумма налога, исчисленного за I квартал, составила 100 000 руб
Суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2002 года (15 апреля, 15 мая и 15 июня), составят по 33 333 руб. (100 000 руб. : 3).
Допустим, платеж вместо 15 мая фактически был сделан 18 мая, то есть просрочка составила 3 дня. В этом случае пени будут рассчитаны исходя из суммы 33 333 руб.:
33 333 руб. х 25% : 300 дн. х 3 дн. = 83 руб.
Если бы по результатам полугодия 2002 года был получен убыток, то при возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога пересчет пени, начисленной за нарушение срока уплаты налога за I квартал, не производился бы.
Для уплаты ежемесячного авансового платежа за III квартал 2002 года ООО “Десна” должно исходить из суммы квартального авансового платежа, начисленной за предыдущий квартал. Общая сумма ежемесячных авансовых платежей за очередной квартал отражается по строке 450 листа 02 налоговой декларации и определяется как разница значений строк 250 налоговых деклараций за истекший и предшествующий ему отчетные периоды, что за III квартал составит:
400 000 руб. - 100 000 руб. = 300 000 руб.
Соответственно не позднее 15 июля, 15 августа и 15 сентября 2002 года ООО “Десна” должно уплачивать ежемесячные авансовые платежи в размере одной трети квартального авансового платежа за предыдущий квартал:
300 000 руб. : 3 = 100 000 руб.
Эта сумма отражается по строкам 460, 470, 480 налоговой декларации.
Ежемесячный авансовый платеж в сумме 100 000 руб. ООО “Десна” уплатило в бюджет 20 августа 2002 года, то есть просрочка составила 5 дней. В этом случае налоговым органом при камеральной проверке будет начислена пеня в соответствии со ст. 75 НК РФ в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Допустим, что в III квартале 2002 года ставка рефинансирования ЦБ РФ составит 25% годовых. Расчет пени в этом случае будет производиться следующим образом:
100 000 руб. х 25% : 300 дн. х 5 дн. = 417 руб.
Таким образом, сумма начисленной пени за III квартал 2002 года составит 417 руб.
При возврате (зачете) излишне уплаченных сумм налога, если по результатам 9 месяцев 2002 года налогоплательщиком получен убыток, пересчет пени, начисленной за нарушение срока уплаты налога за предыдущие отчетные периоды, не производится.
В связи с тем, что авансовые платежи являются платежами, составляющими сумму налога на прибыль по итогам налогового периода, при их неуплате или несвоевременной уплате на них распространяются положения статей 46 и 47 НК РФ, устанавливающие порядок принудительного взыскания налога.
Применение положений главы 25 НК РФ по исчислению и уплате авансовых платежей породило еще одну коллизию, из-за которой на лицевых счетах налогоплательщика могут возникать суммы недоимки или переплаты. Дело в том, что налоговая декларация, содержащая сумму авансовых платежей за предшествующий квартал, подается не позднее 30 дней со дня окончания отчетного периода. Таким образом, сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащая выплате 15-го числа первого месяца следующего квартала, может оказаться неопределенной, если налогоплательщик к этой дате не успел рассчитать налоговую базу за истекший отчетный период. В результате этого у налогового органа может возникнуть основание для исчисления пеней за неполное или несвоевременное исполнение налоговых обязанностей. Решение данного вопроса ожидается в грядущих изменениях и дополнениях к главе 25 НК РФ путем перенесения сроков авансовых платежей.
Поскольку к сроку уплаты первого ежемесячного авансового платежа за II квартал 2002 года указанная проблема не была решена, МНС России выпустило письмо от 01.04.2002 № ВГ-6-02/392@. Согласно указанному письму организациям следует уплачивать ежемесячный авансовый платеж по сроку 15 апреля 2002 года в размере одной трети суммы налога на прибыль, исчисленного исходя из оперативных данных налогоплательщика о доходах и расходах I квартала 2002 года.
В указанном письме ничего не говорится о том, будут ли налогоплательщикам начисляться пени за неполную уплату авансового платежа 15 апреля за период с 16 апреля до момента полной уплаты в случае, если оперативные данные I квартала окажутся меньше фактически полученной прибыли за I квартал 2002 года. Поэтому в данном вопросе следует руководствоваться общим правилом, изложенным в письме № ВГ-6-02/160@, в соответствии с которым при неуплате в срок или неполной уплате авансовых платежей по налогу на прибыль налоговые органы начисляют пени.
Вопрос 24:
Особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения (Ст.288 НК)
Российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей и налога производят по месту своего нахождения без распределения по обособленным подразделениям.
Уплата авансовых платежей и налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований, производится по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения.
Доля прибыли = средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.
Налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда.
Суммы авансовых платежей и налога, подлежащие зачислению в бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и обособленные подразделения.
Сведения о суммах авансовых платежей и о суммах налога налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям и также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога в бюджеты субъектов и местные бюджеты не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Вопрос 25:
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), уплачивают единый налог вместо:
1) налога на прибыль организаций;
2) налога на имущество организаций;
3) ЕСН;
4) НДС, за исключением НДС при импорте товаров.
Организации, применяющие УСНО, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется добровольно.
В соответствии с новой редакцией п.2 статьи 346.11 НК РФ с 2009 года организации, применяющие УСН, помимо единого налога обязаны уплачивать в ряде случаев и налог на прибыль.
Установленопять случаев, когда организация, уплачивающая единый налог, является также плательщиком налога на прибыльс исполнением всех обязанностей налогоплательщика в соответствии с главой 25 НК РФ (пп.3 и 4 статьи 284 НК РФ):
1) уплата налога на прибыль по ставке 0% по доходам, полученным российскими организациямив виде дивидендов(при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством РФ в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 миллионов рублей);
2) уплата налога на прибыль по ставке 9 % по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций прочими российскими организациями;
3) уплата налога на прибыль по ставке 15% - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года;
4) уплата налога на прибыль по ставке 9 % - по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 года, а также по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года;
5) уплата налога на прибыль по ставке 0 % - по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.
Следовательно, с 2009 года льгота, касающаяся освобождения от уплаты налога на прибыль организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не касается доходов этих организаций, полученных в виде дивидендов и процентов по ценным бумагам.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают единый налог вместо:
1) НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности);
2) налога на имущество;
3) ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц;
4) НДС, за исключением НДС при импорте товаров.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не перечисленных выше, осуществляются предпринимателями, применяющими упрощенную систему в соответствии с общим режимом налогообложения. Переход на УСН не освобождает предприятия и предпринимателей от уплаты налогов, перечисленных в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Виды налогов и сборов | ||
федеральные | региональные | местные |
- государственная пошлина, - таможенные пошлины и уплата НДС на таможне, - сборы за пользование объектами животного мира, - водный налог, - налог на добычу полезных ископаемых. | –транспортный налог | -земельный налог |
Предприятия, перешедшие на УСН, также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.98г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Размер страхового тарифа определяется по группам отраслей экономики в соответствии с классами профессионального риска.
Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доход от реализации, не превысил 15 млн. рублей без учета НДС (действие данного пункта приостановлено до 01.10.2012г.)
Чтобы перейти на УСН с 2010г. доходы организации за 9 месяцев 2009г. не должны превышать 45 млн. руб. (изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2009г. №204-ФЗ).
Для того чтобы не потерять право на применение УСН, доходы в течение года не должны превышать 20 млн. рублей (действие данного пункта приостановлено до 01.10.2012г.).
Для 2010 года установлено предельно значение – 60 млн. руб. (изменения внесены Федеральным законом от 19.07.2009г. №204-ФЗ).
Предельный доход разрешается увеличивать на коэффициент-дефлятор: в 2007г. – 1,241; в 2008г. – 1,34; в 2009г. – 1,538 (действие данного пункта приостановлено до 01.10.2012г.).
Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы малого предприятия превысили предельное значение дохода, такое МП считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном НК РФ для вновь созданных организаций. Предприятия не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
2) банки, ломбарды;
3) страховщики, негосударственные пенсионные фонды;
4) инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг;
5) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых;
6) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
7) нотариусы, занимающиеся частной практикой;
8) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога;
9) организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 %;
10) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
11) организации, у которых остаточная стоимость ОС и НМА превышает 100 млн. руб.;
12) бюджетные организации;
13) любые иностранные компании.
Налоговое законодательство не обязывает налогоплательщика применять упрощенную систему. Переход к УСН (при соблюдении всех необходимых условий) как и возврат к общему режиму налогообложения осуществляется всеми налогоплательщиками добровольно. Но при этом не следует забывать, что налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе по своему усмотрению до окончания налогового периода, то есть календарного года, переходить на общий режим налогообложения.
Перейти же на упрощенную систему можно только с 1 января нового года. Для этого в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года предприятию нужно подать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения (месту жительства ИП) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.
Выбор объекта налогообложения осуществляется предприятием до начала налогового периода, в котором впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на УСН в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае организация вправе применять УСН с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Предприятие обязано сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Предприятие, применяющее УСН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором оно предполагает перейти на иной режим налогообложения. Предприятие, перешедшее с УСН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на УСН не ранее чем через год после того, как оно утратило право на применение УСН.
УСН предусматривает освобождение от обязанности по ведению учета доходов и расходов в отношении видов деятельности, переведенных на уплату единого налога.
Вопрос 26:
Налоговый кодекс Российской Федерации.
Глава 26.2. Упрощенная система налогообложения
Статья 346.21. Порядок исчисления и уплатыналога
1. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
2. Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
3. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается указанными налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
4. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.
5. Ранее исчисленные суммы авансовых платежей по налогу засчитываются при исчислении сумм авансовых платежей по налогу за отчетный период и суммы налога за налоговый период.
6. Уплата налога и авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).
7. Налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период пунктами 1 и 2 статьи 346.23 настоящего Кодекса.
Авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Вопрос 27:
Налог на имущество организаций является ключевым налогом в системе имущественного налогообложения организаций. Его можно охарактеризовать как прямой, региональный, налог с юридических лиц, общий, имущественный.
Налог на имущество организаций был введен в России в 1992 году. С 1 января 2004 года законодательные основы налогообложения имущества организаций закреплены главой 30 Налогового кодекса и законами субъектов Российской Федерации. При введении налога на территории соответствующего субъекта Федерации региональные органы власти определяют налоговую ставку в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога. Региональным органам власти также дано право предоставления дополнительных налоговых льгот помимо тех, которые предусмотрены на федеральном уровне. В Москве налог взимается на основании Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций».
Рассмотрим основные и факультативные элементы налога на имущество организаций.