Сроки бакалавриат сроки спо впо спо
Курс………………………….2 2 2, 3 1, 2 1, 2 1, 2
Семестр…………………….3,4 3, 4 4, 5 2, 3 2, 3 2, 3
Всего аудиторных часов…172 172 38 30 38 128
Лекции, час………………...76 76 26 20 26 68
Практич. занятия, час…….96 96 12 10 12 60
Самостоят. работа, час ….170 170 304 312 304 214
Экзамен (семестр)…………..4 4 6 4 4 3
Зачет (семестр)…………….3 3 5 3 3 2
Контр. раб…………………..3, 4 3, 4 5 4 3 3
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Специальность 021100 - Юриспруденция. Квалификация – юрист» от 27 марта 2000 г.
2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования «Направление 521400 - Юриспруденция. Степень (квалификация) – бакалавр юриспруденции» от 27 марта 2000 г.
Составители рабочей программы:
к.ю.н. профессор кафедры гражданского права С.Д. Бунтов
к.ю.н., доцент кафедры гражданского права П.М. Ходырев
Рабочая программа переутверждена на заседании кафедры гражданского права ________________ 2011 г.
Заведующий кафедрой гражданского права доцент, к.ю.н. В.Н. Черняев:
Подпись: _______________________
Решение методической комиссии Института права, социального управления и безопасности от «_______» ______________ 2011 г.
Председатель методической комиссии ______________________________________
Подпись: _________________
Согласовано с библиотекой УдГУ «_____» _______________ 2011 год
Директор библиотеки УдГУ ____________________________________________
Подпись:______________________
1. Принципы построения курса «Гражданское право»
Курс «Гражданское право» входит в блок общепрофессиональных дисциплин правового направления (ОПД.Ф.07). Во главу курса гражданского права поставлены основные положения гражданско-правовой науки, выработанные ею и проверенные многолетней практикой применения правовые институты и категории, научный анализ их законодательного оформления как в действующем, так и в предшествующем правопорядке, а по возможности и в других правовых системах. Необходимый в условиях ломки прежнего законодательства переход от традиционного освоения многочисленных законоположений («законоведения») к изучению общепризнанных в юридической доктрине и практике цивилистических постулатов («правоведение») вполне оправдал себя. Такой подход сохранен и в настоящей рабочей программе, подготовленной с учетом результатов новой кодификации отечественного гражданского права и современного развития всей законодательной сферы.
Новое гражданское право России, основывающееся на частноправовых принципах и традициях, становится основным регулятором товарно-денежных и иных отношений, складывающихся в рыночном хозяйстве. Присущие гражданско-правовому (частноправовому) регулированию начала инициативы и диспозитивности, юридического равенства и взаимной имущественной ответственности, законодательного ограничения необоснованного государственного вмешательства в частные дела, неприкосновенности частной собственности и свободы договоров, судебной защиты гражданских прав резко повышают его социальную ценность и расширяют сферу его применения в формирующемся правовом государстве.
Все это вызывает необходимость глубокого изучения основных гражданско-правовых категорий и конструкций, богатого цивилистического инструментария и предоставляемых им многообразных возможностей. Гражданское право как фундаментальная учебная дисциплина становится одной из краеугольных основ современного юридического образования.
Вместо комментирования действующего законодательства во главу современного университетского курса гражданского права должно быть поставлено изучение основных положений гражданско-правовой науки, выработанных ею и проверенных многолетней практикой правовых институтов и понятий, сочетающееся с научным анализом действующего гражданского законодательства и практики его применения. В результате студент должен усвоить общепризнанные цивилистические постулаты и уметь самостоятельно анализировать их различное, конкретное законодательное оформление, а также овладеть основными навыками практического использования гражданско-правовых средств.
Важное значение теперь приобретает систематика курса гражданского права. Она преследует цели наиболее оптимального изложения и охвата необходимого учебного материала с учетом реального времени, отводимого на его изучение по учебному плану. При этом необходимо четко различать систему курса гражданского права и систему гражданского права и гражданского законодательства, ибо свое, во многом не совпадающее, содержание и систему имеют гражданское право как правовая отрасль, гражданское законодательство, гражданско-правовая наука и курс гражданского права как учебная дисциплина.
Настоящая рабочая программа курса гражданского права основывается на программе, впервые разработанной и использованной в учебном процессе кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ в 1988—1989 гг. (ответственные редакторы программы — проф. В.П. Грибанов и проф. Е.А. Суханов). Основная идея заключается в разделении всего учебного материала на крупные разделы («блоки») взаимосвязанных институтов и категорий, подлежащих изложению и изучению в строгой последовательности. С учетом опыта московской школы гражданского права в Удмуртском государственном университете программа гражданского права разработана к.ю.н., профессором кафедры гражданского права С.Д. Бунтовым и к.ю.н., доцентом Н.В. Кузнецовой.
Изучение гражданского права распадается на две основные части, соответствующие двухгодичной продолжительности изучения данного курса. В первой части курса гражданского права (оба семестра второго курса) изучается следующие темы. Темы 1—13 охватывают материал общей части гражданского права, темы 14 - 19 — вещное право, тема 20 - наследственное право, темы 21 - 24 - право интеллектуальной собственности, темы 25 - 27 – личные неимущественные права. Все эти разделы и темы (за исключением вопросов общей части) освещают «статику» гражданских правоотношений, по существу — предпосылки и результаты имущественного (гражданского) оборота. Сам же этот оборот, оформляемый институтами и нормами обязательственного права, изучается специально и целиком во второй части курса (два семестра третьего курса), полностью посвященной обязательственному праву. Таким образом, «динамика» гражданских правоотношений (гражданский оборот), в наибольшей мере развивающаяся и усложняющаяся в условиях перехода к рыночному хозяйству и приобретающая в этих условиях особое практическое значение, получает цельное и систематизированное освещение и лишается искусственных разрывов и перерывов в обучении. Общая логика такого изложения позволяет не только более последовательно раскрыть все многообразие гражданско-правовых отношений, но и более четко систематизировать получаемые студентом знания.
Лекционный материал должен закрепляться на практических занятиях. Именно практические занятия должны привить студентам навыки решения конкретных жизненных проблем гражданско-правового характера. В этих целях предлагается использовать «Практикум по гражданскому праву», содержащий казусы для решения. Проведение исключительно теоретических занятий (семинаров) предполагается лишь в некоторых случаях. Однако, теоретические вопросы могут и должны рассматриваться на каждом практическом занятии перед решением казусов и по ходу их решения. В настоящей программе дается основная теоретическая (учебная и научная) литература, в том числе, по соответствующим темам курса, имея в виду, что ознакомление с ней будет способствовать углублению знаний студентов.
Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью зачетов, экзаменов, контрольных заданий (работ). Студенты сдают итоговый междисциплинарный государственный экзамен, на который выносятся, в том числе, вопросы по гражданскому праву.
Цели курса
После изучения теоретических разделов курса и прохождения практикума в объеме рабочей программы студент должен:
- обладать теоретическими знаниями о предмете и методе гражданско-правового регулирования общественных отношений, содержании гражданских прав, порядке их реализации и защиты, видах ответственности по гражданскому праву, обладать навыками анализа нормативных правовых актов, являющихся источниками гражданского права;
- иметь представление о роли и месте гражданского права в системе права, о роли науки гражданского права, о значении частного права для современной экономики и общественной жизни
- знать сущность гражданско-правового метода регулирования общественных отношений, основные понятия гражданского права, виды субъектов гражданского права, понятие и правовой режим объектов гражданских правоотношений, юридическое понятие собственности, формы и виды собственности, способы приобретения и прекращения права собственности, способы осуществления гражданских прав и способы и формы их защиты, виды, условия и формы гражданско-правовой ответственности, правила наследования по закону и по завещанию, объекты, субъекты и особенности осуществления и защиты интеллектуальных прав, виды, содержание и особенности защиты личных неимущественных прав;
- уметь использовать полученные знания и методы науки гражданского права в профессиональной деятельности, толковать нормы гражданского права, логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать цивилистическими понятиями и категориями, использовать гражданско-правовые акты в профессиональной деятельности, составлять договоры и иные гражданско-правовые документы, анализировать и решать юридические проблемы в сфере гражданско-правовых отношений.
Учебно-тематический план курса при очной форме обучения
(нормативный срок обучения (5 лет для специальности и 4 года для направления))
№ | Тема | Количество часов | ||
Лекции | Практические занятия и семинары | Самостоятельная работа* | ||
1. | Гражданское право как отрасль права | |||
2. | Источники гражданского права | |||
3. | Понятие и виды гражданских правоотношений | |||
4. | Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений | |||
5. | Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений | |||
6. | Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений | |||
7. | Объекты гражданских правоотношений | |||
8. | Сделки в гражданском праве | |||
9. | Осуществление гражданских прав и исполнение гражданских обязанностей | |||
10. | Представительство в гражданском праве | |||
11. | Защита гражданских прав | |||
12. | Гражданско-правовая ответственность | |||
13. | Сроки в гражданском праве | |||
14. | Общие положения о праве собственности и иных вещных правах | |||
15. | Право частной собственности | |||
16. | Право публичной собственности | |||
17. | Право общей собственности | |||
18. | Ограниченные вещные права | |||
19. | Защита вещных прав | |||
20. | Наследственное право | |||
21. | Общие положения об интеллектуальных правах | |||
22. | Авторское право и смежные права | |||
23. | Патентное право | |||
24. | Права на средства индивидуализации товаров и их производителей. Ноу-хау. | |||
25. | Понятие и виды личных неимущественных прав | |||
26. | Гражданско-правовая защита чести, достоинства и деловой репутации | |||
27. | Охрана личной жизни граждан в гражданском праве | |||
ВСЕГО |
* - Здесь и в последующих учебно-тематических планах следует иметь в виду условность распределения часов самостоятельной работы по темам, поскольку общее количество часов, предусмотренных рабочим учебным планом для самостоятельной работы студентов, отводится не только для подготовки к конкретным темам практических и семинарских занятий, но также и для подготовки к зачету и экзамену, а также для написания курсовой работы.
Учебно-тематический план курса при очной форме обучения
(сокращенные сроки обучения (3.5 г.)