Iii требования к оформлению курсовой работы
ОПРЯТОВА О.В.
МАРКЕТИНГ
Методические указания
По выполнению курсовых работ
для студентов по специальности:
080507 – «Менеджмент организации»,
080111 – «Маркетинг»
Орел, 2007
УДК
Составитель: к.с.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга Опрятова О.В.
Маркетинг. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов по специальности: 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг»/ ГОУ ВПО «ОГУ», кафедра менеджмента и маркетинга; сост.: Опрятова О.В.
Маркетинг. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов по специальности: 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг» рассмотрены и рекомендованы к утверждению на заседании кафедры менеджмента и маркетинга. Протокол № от 2007 г.
Зав. кафедрой, к.э.н., доцент К.И. Карташов
Маркетинг. Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов по специальности: 080507 – «Менеджмент организации», 080111 – «Маркетинг» рассмотрены и одобрены на заседании НМС факультета ЭиУ. Протокол
№ от 2007 г.
Председатель НМС ФЭУ Н.Н. Киселева
© Орловский государственный университет
СОДЕРЖАНИЕ
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 4
II СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 4
III ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 7
III РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА РАБОТЫ.. 9
IV ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ. 10
V СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ А ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ.. 17
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ.. 18
ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРИМЕРЫ ОФОРМЛЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ЗАПИСЕЙ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ Г ФОРМА РЕЦЕНЗИИ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ.. 21
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Курсовая работа по дисциплине «Маркетинг» является самостоятельной научной работой студента. Цель работы – приобретение и закрепление навыков самостоятельной работы с теоретическими и практическими материалами, характеризующими ту или иную проблему маркетинга применительно к рынку или деятельности предприятия. Выполнение курсовой работы способствует адаптации студента к условиям будущей практической деятельности, связанной с принятием самостоятельных управленческих решений в различных условиях. Курсовая работа часто является основой тех или иных разделов будущей дипломной работы, поскольку маркетинг синтезирует знания и методы большого числа дисциплин: товароведение, экономическая теория, экономика и т.д.
При написании курсовой работы студент должен показать умение работать с литературой, анализировать нормативные документы, делать обоснованные выводы.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения, личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма.
Выполнение курсовой работы включает ряд взаимосвязанных этапов:
1. выбор темы курсового исследования;
2. разработку рабочего плана курсовой работы;
3. сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме;
4. формулирование основных теоретических положений, практических выводов и рекомендаций;
5. оформление курсовой работы;
6. рецензирование работы научным руководителем;
7. защиту курсовой работы.
II СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Структура курсовой работы должно включать:
1. Введение
2. Основную часть
3. Заключение
4. Библиографический список
Введение
Во введении необходимо показать актуальность курсового исследования, степень разработанности проблемы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, методологическую базу исследования и описание структуры работы.
Актуальность темы заключается в значимости исследуемой проблемы для теории и практики маркетинговой деятельности российских предприятий на рынке товаров и услуг. Об этом могут свидетельствовать такие факты, как существование несовпадающих подходов к ее решению, недостаточная изученность темы, наличие определенных пробелов в экономической науке, теории маркетинга и другие.
Степень разработанности проблемы по теме исследования должна показать основательную осведомленность студента о том, какие аспекты ее изучены достаточно хорошо, какие частично, какие только затронуты в экономической литературе, какие нуждаются в дальнейшем исследовании.
Материалы обзора рекомендуется систематизировать в хронологическом либо понятийно-логическом порядке. Целесообразно при этом обобщать различные точки зрения авторов по одному и тому же вопросу. При этом не следует подробно излагать прочитанное, необходимо выделить главное и дать краткую оценку публикациям по теме исследования.
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении наиболее важных дискуссионных вопросов маркетинга либо наименее изученных проблем, имеющих важную теоретическую и практическую значимость, в том числе на региональном уровне. Цель должна быть определена ясно и конкретно, и вытекать из формулировки поставленной научной проблемы либо темы работы.
Задачи курсовой работы тесно связаны с целью исследования. Их решение ведет к достижению поставленной научной цели. Конкретные задачи формулируются в виде перечня исследовательских действий, как-то: изучить…, установить…, исследовать…, систематизировать…, разработать классификацию, практические рекомендации и т.д.
Указанные во введении задачи должны найти свое отражение в содержании основной части работы.
Объект и предмет исследования. Под объектом понимается процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и необходимость ее изучения.
В качестве объекта исследования могут выступать: субъекты рынка - реальные физические и юридические лица, процессы (в т.ч. любая деятельность), экономические механизмы (рыночный механизм, существующий спрос и предложение), факторы среды, сферы деятельности (например, рынок, отрасль, сектор рынка, каналы распределения), товары (маркетинг - микс).
Предмет исследования– это та часть объекта или его свойства, которые задействованы в появлении проблемной ситуации, следовательно, выбор предмета исследования в каждом случае будет продиктован формулировкой проблемы.
В маркетинге предметом исследования могут быть: структура потребностей потребителей, объем потребления, образ жизни населения, поведение при выборе конкретного товара, реакция на конкретные маркетинговые стимулы и др.
Методологической базой исследования являются общие и специальные научные методы, выступающие в качестве инструментов познания, решения научных задач и достижения цели проводимого исследования. Основные методы, применяемые в исследовательской работе – монографический, статистико-экономический, экспериментальный, балансовый, экономико-математический, интервьюирование, опрос и другие.
Описание структуры работыосуществляется указанием ее предопределенности со стороны цели и задач исследования. В нем описывается, в какой главе работы, какие задачи рассмотрены и решены.
Введение занимает в среднем 2-3 страницы машинописного текста и не должно содержать иллюстраций.
Основная часть
Содержание первой главы имеет научно-теоретический характер.
В первой главе рассматриваются основные положения выбранной темы: понятие, сущность, подходы к изучению, современный уровень разработки, анализ существующего положения на сегодняшний день, основные нерешенные вопросы, достоинства и недостатки исследования данной тематики по отношению к практическим разработкам, существующие подходы к исследованию.
В данной главе, как правило, рассматриваются теоретические вопросы, отражающие сущность экономических категорий, понятий, относящихся к теме исследования. Теоретические основы излагаются с целью определения главных задач маркетингового исследования проблемы.
Вторая глава должна содержать проведение собственного маркетингового исследования по выбранной проблеме. В соответствии с выбранной темой курсовой работы должно приводиться исследование работы службы маркетинга предприятия, функционирования рынка в целом. Перечень характеризуемых показателей определяется с руководителем в соответствии с темой (направлением) работы. Здесь формулируются негативные моменты деятельности предприятия (состояния рынка в целом). Вторая глава выполняется на основе первичной и вторичной информации: данных наблюдений и опросов, статистических данных, бухгалтерской и экономической отчетности, данных производства и других служб (подразделений) предприятия, а также информации, содержащейся в периодической литературе.
Третья глава является результатом научного исследования, проведенного в рамках курсовой работы. В ней подробно излагаются направления совершенствования деятельности службы маркетинга, преодоления недостатков в функционировании предприятия, проведении маркетинговой политики и т.д. Дается обоснование предлагаемых мероприятий. Необходимо показать эффективность и целесообразность проектируемых направлений.
Заключение
В заключении кратко и логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, они должны вытекать из содержания работы и носить обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Последовательность изложения выводов должна соответствовать порядку представления материала в тексте работы.
Объем заключения составляет примерно 2-3 страницы.
Библиографический список
Помещается после заключения и представляет собой перечень использованной литературы. Оформление библиографического списка должно полностью соответствовать ГОСТу (Приложение В). Построение указанного списка обычно осуществляется в алфавитном порядке.
III ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Объем курсовой работы составляет 40-45 стр. машинописного текста.
Работа включает: титульный лист (приложение А), лист содержания работы (приложение Б), введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, библиографический список (приложение В), приложения, если они необходимы. Главы и параграфы должны быть соразмерными по отношению друг к другу (в главах должно примерно одинаковое количество параграфов, количество параграфов в главах не должно различаться больше, чем на один). В параграфах должно быть не менее 5 страниц.
Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
Пример — Глава 1, Глава 2, Глава 3 и т. д.
Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой.
Пример — 1.1, 1.2, 1.3 и т. д.
Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках или использовать постраничные сноски с автоматической нумерацией.
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки.
Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки. Рисунки, за исключением рисунков приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией (Рисунок 1, Рисунок 2,…. Рисунок 15).
Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы, при его наличии, должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей по центру, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.
Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз по центру над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1».
Пример оформления таблицы приведен ниже.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.
Таблица 1 – Формализованный PESТ-анализ макросреды [7, c.152]
Факторы макросреды | События, тенденции, связанные с фактором | Характер влияния | Вероятность наступления события и проявления тенденции, % | Программа действий и противодействий поданному фактору |
Политические | Выборы в государственные органы власти | +, – | Принятие важных стратегических решений отложить довыборов | |
Экономические | Новый виток кризиса | – | Заключать форвардные контракты на поставку продукции | |
Социальные | Снижение уровня жизни населения | – | Развивать выпуск ассортимента дешевых товаров | |
Технические | Ужесточение требований по сертификации продукции | – | Закупать продукцию, соответствующую новым сертификационным требованиям |
В таблице рекомендуется применять 12 размер шрифта.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «х».
Сведения об источниках, помещаемых в библиографический список, следует располагать в алфавитном порядке, нумеровать арабскими цифрами без точки и печатать с абзацного отступа. Список должен содержать все использованные источники, в том числе и периодическую журнальную литературу.
Сведения о книгах в библиографическом списке должны включать: фамилию и инициалы автора, заглавие книги, общее обозначение материала ([Текст]), место и год издания, количество страниц. В конце библиографического описания ставится точка.
Каждой области описания, кроме первой, предшествует знак точка и тире, который ставится перед первым элементом области. Для более четкого разделения областей и элементов применяют пробелы в один печатный знак до и после предписанного знака. Исключение составляют точка и запятая – пробелы оставляют только после них.
Примеры оформления библиографического списка представлены в Приложении В.
Работа выполняется на стандартной бумаге формата А4 с одной стороны листа. Поля: верхнее, нижнее – 2,0 см, левое – 2,5 см, правое – 1,5 см. Абзац – 1,25 см. Междустрочный интервал – 1,5. Шрифт – Times New Roman, Кегль 14. Текст, таблицы, рисунки – черные без выделений и подчеркиваний. Заголовки разделов работы – по центру с выделением крупным или жирным цветом, должны отделяться от основного текста абзацами. В конце заголовков точки не ставятся.
Каждая глава работы начинается с новой страницы. Пункты следует начинать на той же странице через 2 интервала. Пробелы, «пустые места» на листах – не допускаются. Выравнивание текста – по ширине. Нумерация страниц, начинается с введения – в правом верхнем углу (титульный лист – 1-я стр. не проставляется).
Работа оформляется в папку-скоросшиватель. Студент обязан представить электронный вариант работы на кафедру в формате Microsoft Word, в архивах RAR или ZIP, на дискете или на диске.