Тема 3. Валютное регулирование и валютный контроль

1. Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" Либерализация валютных операций между резидентами и нерезидентами, устанавливаемая в новом Законе. Ограничения, связанные с операциями движения капитала. Способы обеспечения выполнения взаимных обязательств резидентов и нерезидентов. Обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке страны. Право на открытие счетов в зарубежных банках российскими резидентами.

2. Порядок оформления Паспорта сделки при экспорте товаров.

3. Порядок оформления Паспорта импортной сделки.

4. Порядок оформления Паспорта бартерной сделки во внешней торговле.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ.

2. Указание Центрального банка РФ "Об особенностях покупки юридическими лицами-резидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации для целей осуществления платежей по договорам об импорте товаров в Российскую Федерацию" от 17.12.02 г. № 1223-У.

3. Приказ ГТК и МНС от 12.02.01 г. № 149/БГ-3-03/34.

4. Письмо ГТК от 20.11.02 г. № 01-28/45682 "О методических рекомендациях по осуществлению таможенными органами валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок" (с изменениями от 22.04.03 г.).

5. Приказ МВЭС России от 11.07.97 г. № 367.

6. Инструкция Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13.10.99 г. № 86-И и № 01-23/26541.

7. Инструкция Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля над обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров" от 04.10.00 г. № 91-И и № 01-11/28644.

8. Приказ МВЭС РФ "О порядке проведения экспертизы обоснованности недополучения или задержки поступления импортируемых товаров" от 23.05.96 г. № 313.

9. Письмо Центрального Банка России "О порядке предоставления документов, необходимых для получения лицензий по валютным операциям, связанным с движением капитала" от 06.10.95 г. № 12-524.

10. Письмо ГТК, МВЭС и Федеральной службы ВЭК "Положение об осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок, предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу РФ" от 04.05.97 г.

11. Письмо МВЭС РФ "Порядок оформления и учета паспортов бартерных сделок" от 13.12.96 г. № 10-83/3225.

Система валютного регулирования и валютного контроля над внешнеторговыми сделками закреплена Законом "О валютном регулировании и валютном контроле". 08.12.2003 года был принят новый Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (вступил в действие в июне 2004 года), который, если и смягчил некоторые ограничения, то весьма незначительно. Жесткие нормы и правила, установленные Законами, контролируются несколькими государственными органами, в том числе Центральным Банком России, ,ФТС РФ, Минэкономразвития, Министерством по налогам и сборам и Минфином.

В новом Законе не предусмотрено разделения на текущие валютные операции и операции движения капитала, в нем прямо указывается на то, что срок поступлений валютной выручки (или товара) определяется сроками, указанными во внешнеторговом контракте. Достаточно важным является также новое понятие валютных операций в целом: ими признаются также операции, связанные с использованием в качестве средств платежа внутренней валюты РФ и внутренних ценных бумаг – по сути это прямое, законодательно закрепленное направление на полное конвертирование рубля.

Новый Закон также разрешает, практически без ограничений, открытие российскими резидентами счетов в зарубежных банках, правда, с предварительным уведомлением своих налоговых органов и соответствующим предоставлением отчетов о движении валютных средств по этим счетам. Курс на либерализацию валютных операций между резидентами и нерезидентами в новом Законе подчеркивается тем положением, которое разрешает их проведение без каких-либо ограничений, кроме тех, которые могут вводиться Правительством РФ и Центральным банком РФ в целях предотвращения существенных сокращений золотовалютных резервов страны или резких колебаний курса валюты РФ, причем на сроки, не превышающие разумные пределы устранения подобных обстоятельств.

Законом устанавливаются права Центрального банка РФ вводить так называемые "специальные счета" в уполномоченных банках для целей обеспечения проведения валютных операций между резидентами и нерезидентами, связанными с внесением (покупкой) долей уставного капитала организаций, при предоставлении кредитов и займов или проведении операций с ценными бумагами. Специальный счет – банковский счет в уполномоченном банке, исключительно через который могут проводиться валютные операции указанного характера.

Основной задачей валютного регулирования является, согласно новому Закону, обеспечение исполнения взаимных обязательств по внешнеторговым сделкам между резидентами и нерезидентами РФ.

При этом резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.

Основная суть новых и старых законов и всех подзаконных актов сводится к тому, что Центробанк России обязан быть в курсе всех движений валютных средств, обеспечивающих внешнеэкономические операции (экспорт, импорт, бартерные сделки, оплату работ, услуг, командировок и т. п.). С этой целью были созданы довольно сложные схемы контроля и учета внешнеторговых операций.

Главный смысл валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы обеспечить возврат в страну максимума валютной выручки за экспортируемые товары, чтобы проконтролировать поступление всего импортного товара, эквивалентного по стоимости ранее уплаченным деньгам, чтобы бартерный обмен был равноценен по стоимостным показателям. С этой целью были введены в практику так называемые паспорта сделок по внешней торговле (сохраненные и в последней редакции Закона). Введение паспортов означало создание перекрестного двойного контроля за каждой внешнеторговой сделкой: со стороны банка (движение валютных средств) и со стороны таможни (движение товаров).

Наши рекомендации