Вместе с развитием конкуренции в России формируется и совершенствуется нормативная база, направленная на поддержание конкуренции и ограничение монополистической деятельности.
Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Φ3 "О защите конкуренции" (далее – Закон о защите конкуренции) направлен в первую очередь на то, чтобы российские предприятия могли вести свою деятельность в пространстве цивилизованного рынка. Как известно, уровень свободы и справедливости в обществе и на рынке зависит от уровня монополизма и от его влияния на экономическую жизнь и политическую власть. При отсутствии ограничений на деятельность монополий не идет речи о свободе и справедливости как базовых ценностях развития любого общества и экономики. Такой законодательный акт, как Закон о защите конкуренции, значительно меняет правила игры и взаимоотношения государства и бизнеса.
Закон о защите конкуренции устанавливает такой порядок, при котором предупреждаются и пресекаются злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем товарном рынке. Доминирующей может быть признана компания, чей удельный вес на рынке составляет более 50 %. В отдельных случаях доминирующей может быть признана компания, которая занимает меньшую долю рынка. Это допускается в тех случаях, когда товару нет заменителей на рынке. Вводится понятие коллективного доминирования, когда три компании занимают более 50 % рынка или пять компаний – более 70 %.
Однако сам факт признания компании или группы компаний доминирующими еще не влечет за собой санкций со стороны антимонопольного органа. Санкции последуют, если будет обнаружен и доказан факт злоупотребления доминирующим положением.
С принятием Закона о защите конкуренции государство уходит от излишнего вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, от тотального контроля. Значительно увеличен порог экономической концентрации, когда нужно получать предварительное согласие и разрешение антимонопольного органа на сделку. Ранее он составлял 20 млн руб., а согласно последнему закону – более 200 млн руб. При этом изменился порядок с разрешительного на уведомительный, т.е. по факту сделки. Благодаря этому положению закона, большая часть предприятий освободилась от чрезмерного контроля антимонопольной службы, что предоставило больше возможностей для развития малому и среднему бизнесу.
Важным конкурентным преимуществом любого предприятия является защищенность новых товаров, товарных марок и брендов. Необходимый правовой механизм для охраны прав участников маркетинговой деятельности, изготовляющих товары, создает Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (часть четвертая; от 18 декабря 2006 г. № 230-Φ3).
В Российской Федерации осуществляется правовое регулирование и рекламной сферы. Основным инструментом такого регулирования является Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Φ3 "О рекламе" (далее – Закон о рекламе).
Закон о рекламе устанавливает важнейшие требования, предъявляемые к рекламе, понятия недобросовестной и недостоверной рекламы. К примеру, в том случае, если под видом питьевой воды рекламируется товарный знак алкогольной продукции. Реклама признается недостоверной, если она содержит не соответствующие действительности сведения о товаре, его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, сроках службы, сроках годности товара.
Законодательство о рекламе важно как для предприятия, так и для любого гражданина РФ как ежедневного потребителя конкретных услуг и товаров. Оно способствует достижению цивилизованного уровня российского рынка рекламы.
Монополии — это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой, на основе высокой степени концентрации производства и капитала, с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны
Существуют два типа естественных монополий:
а) Природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых, продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
31. Правовое регулирование конкуренции и монополизма в восточноевропейских странах и КНР
Правовое регулирование ограничения монополизма в Украине.
Правовые основы пресечения злоупотреблений монопольным положением, антиконкурентных согласованных действий и других нарушении антимонопольно-конку рентного законодательства в основном регулируются законами Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» от 18 февраля 1992 г. и «О защите экономической конкуренции» от 11 января 2001 г— в иных случаях — с момента вступления в силу соответствующих договоров.
В Законе Украины «О защите экономической конкуренции» срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции составляет пять лет со дня совершения правонарушения, кроме правонарушений, касающихся не предоставления или несвоевременного предоставления информации в органы Антимонопольного комитета Украины (ст. 42). Признаками рыночной власти являются: способность предпринимателя, не являющегося единственным производителем (поставщиком) соответствующего товара, диктовать свои условия при продаже товара, заключении договора о поставке, навязывать потребителю невыгодные условия; способность предпринимателя посредством монополизации рынка поставки производственных ресурсов ограничивать конкуренцию, вытеснять с рынка других предпринимателей, которые производят соответствующие товары с применением этих производственных ресурсов, или создавать барьеры вступления на рынок; способность предпринимателя сокращать или ограничивать выпуск товаров и поставку их на рынок сбыта с целью получения односторонней корысти при купле или продаже товаров, при заключении договоров и соглашений о поставке товаров, а другие предприятия, являющиеся его конкурентами, не способны компенсировать созданный дефицит товаров; способность предпринимателя повышать цены на товары и поддерживать их на уровне, который превышает уровень, обусловленный конкуренцией на рынке (пункт 4 Методики).
В соответствии с законодательством Украины само по себе обладание субъектом хозяйствования монопольным положением не является противоправным. Таковым является лишь злоупотребление доминированием на рынке.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «Об ограничении монополизма...» злоупотреблениями монопольным положением считаются:
—навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не относящихся к предмету договора, в том числе навязывание товара, не нужного контрагенту;
—ограничение или прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров, которые привели или могут привести к созданию или поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен; частичный или полный отказ от реализации или закупки товара при отсутствии альтернативных источников снабжения или сбыта, которые привели или могут при вести к созданию или поддержанию дефицита на рынке либо установлению монопольных цен;
—иные действия, которые привели или могут привести к созданию препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) других субъектов хозяйствования;
—установление дискриминационных цен (тарифов, расценок) на свои товары, ограничивающих права отдельных потребителей;
—установление монопольно высоких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к нарушению прав потребителей;
—установление монопольно низких цен (тарифов, расценок) на свои товары, что привело или может привести к ограничению конкуренции.
Перечень правонарушений, признаваемых злоупотреблением монопольным положением на рынке, расширялся в Законе, и если первоначально в законодательстве было указано 5 нарушений, то затем их число возросло до 7. Однако при этом, несмотря на расширение перечня правонарушений, этот перечень, как и в первоначальной редакции Закона, является исчерпывающим.
Из-за отсутствия действенной конкуренции и эффективных средств правовой защиты потребителей резко усиливается давление производителя (поставщика, продавца) на покупателя (потребителя) при навязывании условий договора, в том числе при установлении цен на продукцию. При монополии производства потребитель не может реально осуществить право выбора производителя (продавца) и попадает в экономическую зависимость от производителя-монополиста, который нечестными способами пытается воспользоваться своим монопольным положением.
Особенностью этого вида нарушения антимонопольного законодательства является осуществление субъектом хозяйствования, занимающим монопольное положение на рынке, таких действий, которые были бы невозможны в условиях эффективной конкуренции на рынке. Это, в частности, полз7чение прибыли, обусловленной не эффективностью деятельности или высокой производительностью, а неправомерным использованием им своего доминирующего положения на рынке, либо удержание или усиление такого положения посредством устранения с рынка конкурентов либо ограничения их доступа на рынок.
В Украине злоупотребление монопольным положением на рынке являлось одним из самых распространенных нарушений антимонопольного законодательства на протяжении последних нескольких лет. По результатам рассмотрения дел об уклонении от согласования концентрации, кроме применения вышеуказанных штрафных санкций, может быть также вынесено решение о восстановлении первоначального состояния, в том числе о продаже (возвращении) излишнего количества акций, паев, активов, о расторжении соглашения и о совершении иных действий по устранению либо изменению отношений контроля между отдельными субъектами хозяйствования.
Авторитарное и индикативное планирование в зарубежных странах.
Одним из проявлений права собственности является стремление собственника эффективно использовать принадлежащее ему имущество. Бесхозяйственность и собственность несовместимы. Беспечное отношение собственника к активному хозяйственному использованию своего имущества в конце-концов приводит к утрате им собственности, к выбытию имущества из его хозяйственного ведения, к переходу права собственности к другому лицу. Чтобы эффективно использовать свое имущество, собственнику приходится планировать свою хозяйственную деятельность, намечать мероприятия (цели), предусматривать последовательность и сроки выполнения работ
(средства достижения целей).
Планирование, таким образом, заключается в выработке решений о том, в каком направлении и как вести хозяйственную деятельность. Оно может осущетвляться самим собственником или по его поручению другими людьми (менеджерами, государственными органами и др.).
На степень централизации или децентрализации при утверждении планов влияет распределение прав в области планирования между центральным государственным аппаратом и предприятиями. В зависимости от этого различают два вида государственного планирования:
авторитарное планирование (в восточноевропейских странах в
период их социалистического развития этот способ чаще назывался
директивным планированием);
индикативное планирование (от латинского "указывать").
При авторитарном планировании координация хозяйственной деятельности производится государством путем прямого установления предприятиям заданий по выпуску продукции и сроков их выполнения.
Реализация авторитарных планов обеспечивается средствами государственного воздействия. В этом их самая сильная сторона. Принятое государственное решение должно неукоснительно выполняться участниками хозяйственной деятельности. Но в этом же проявляется и слабость авторитарного планирования. Ошибочное, не обоснованное экономически государственное решение тоже выполняется, что приводит к убыткам, размер которых значителен, так как государственное планирование действует на территории всей страны. В таких случаях государственное авторитарное планирование превращается из средства, предотвращающего экономические потери, в свой антипод, в
действие, наносящее ущерб экономике страны.
Избежать этого практически невозможно из-за необходимости сбора ограниченного количества информации в одном плановом органе. Если даже использовать всю мощь современной вычислительной техники, то и теоретически сложно предположить к каким затратам сил и средств нужно было бы прибегнуть, чтобы организовать передачу предприятиями информации в центральный планирующий орган.
Такая задача практически неосуществима.
Уменьшение потока информации, идущей снизу вверх в центральный планирующий орган, требует чтобы предприятия не только собирали и передавали информацию, но и сами выполняли определенные расчеты и разрабатывали планы.
Это один недостаток авторитарного планирования исключить который практически невозможно. Есть и другой, более существенный. Абсолютное авторитарное государственное планирование несовместимо со свободой рыночных отношений. Короткий период военного и послевоенного авторитарного государственного планирования в западных странах убедительно это подтвердил и они перешли к индикативному планированию.
При индикативном планировании право утверждения планов принадлежит собственникам предприятий (учредителям). Они могут пользоваться этим правом сами и передавать его полностью или частично тем, кто управляет предприятиями. Однако это их право. Формально государственные органы не могут авторитарными методами ли-
шить их этого права.
Из множества вариантов предприятия выбирают такие хозяйственные цели, которые им наиболее выгодны в данном плановом периоде. При этом предприятиям приходится учитывать множество различных условий, приспосабливаться к постоянно изменяющейся рыночной обстановке. Большинство из этих условий предприятия сами изменить не могут. Они находятся не в их власти. А государство может, хотя и не полностью, но все же влиять на положение дел на рынке.
Определяя направления своей экономической политики на плановый период, государство через свои центральные планирующие органы может создавать обстановку, при которой частным предприятиям более выгодно включать в свои планы то, что соответствует целям государства. Иными словами, не обладая формальным правом утверждать планы частных предприятий, государственные планирующие органы тем
не менее могут создавать для них такие условия, при которых цели государственных планов для них более привлекательны, чем какие-либо иные хозяйственные цели.
При индикативном планировании координация планов участников хозяйственной деятельности производится ими самими на добровольных началах. Государство составляет план-прогноз, в котором определяются предполагаемые направления безубыточного развития экономики с максимальными для данного этапа темпами роста совокупного общественного продукта. Если предприятия будут следовать содержащимся в прогнозе рекомендациям, их продукция будет находить спрос у покупателей, они получат прибыль, смогут развивать свое производство и т.д.
Индикативное планирование помогает предприятиям избежать банкротства, угроза которого постоянно присутствует в западном бизнесе. По сравнению с авторитарным индикативное планирование обладает такими достоинствами:
ошибки в планировании автоматически корректируются при заключении договоров между субъектами хозяйственной деятельности. То, что в индикативном плане противоречит их экономическим интересам, отвергается ими; создаются юридические условия для гармоничного сочетания общегосударственных интересов с интересами каждого в отдельности участника хозяйственной деятельности;
план не подавляет инициативу субъектов хозяйственной деятельности.
Недостаток индикативного плана заключается в необязательности его заданий для участников хозяйственной деятельности.