Конкуренция, состязательность, объективно порождаемые свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом.
Наличие разнообразных и равноправных форм частной собственности.
Экономическая свобода.
Саморегулирование хозяйственной деятельности. Всеобщность рынка.
Договорные отношения между взаимодействующими экономическими субъектами.
Экономическая ответственность, которая возникает и становится действительной в условиях господства частной собственности.
Конкуренция, состязательность, объективно порождаемые свободой предпринимательства, свободой выбора и личным интересом.
7. Наличие соответствующей рыночной инфраструктуры – предприятий и учреждений, которые связывают покупателя и продавца (банки, биржи, предприятия оптовой торговли, страховые компании, рекламные, информационные агентства, консалтинговые, сервисные фирмы и т.п.)
9. Свободное ценообразование. В рыночной экономике цены никем не устанавливаются, они формируются на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, фактически на основе взаимного соглашения покупателя и продавца, фактически на основе соотношения спроса и предложения.
к преимуществам рыночной экономики следует отнести:
1. высокую способность к оперативному удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышение качества товаров и услуг. Любой хозяйствующий субъект, писал А. Смит, «не имеет в виду содействовать общественной пользе и не сознает, насколько он содействует ей. Он имеет в виду лишь свой собственный интерес… преследует лишь собственную выгоду, причем невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения… Преследуя собственные интересы, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремиться к этому»[1].
2. свободу выбора и действий потребителей и производителей;
3. эффективное распределение ресурсов в соответствии с потребностями общества;
4. гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям;
5. максимальное использование достижений и стимулирование научно-технического прогресса;
6. невозможность хронического дефицита. Неудовлетворенный спрос ведет к росту цен и повышает выгодность вложения средств именно в производство дефицитного продукта, тем самым снимая проблему дефицита;
7. создание стимулов к труду. Единственно, что дефицитно в условиях рынка – это деньги, но их дефицитность заставляет людей работать.
10.Основы рыночной организации хозяйства: условия возникновения, функции структуры рынка
основные причины возникновения рыночной системы:
1. развитие общественного разделения труда;
2. наличие различных собственников – обособленных товаропроизводителей;
3. появление товарно-денежных отношений.
Для возникновения рыночных отношений важную роль играет отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудия труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновения классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности. В различные эпохи человеческой истории мелкотворные хозяйства создавали наибольший экономический импульс. Для формирования рыночной системы с ее классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице 1.
Таблица 1. Классификация структуры рынка
по экономическому назначению объектов рыночных отношений | рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок. |
по географическому положению | местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок. |
по степени ограничения конкуренции | монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции. |
по отраслям | автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т. д. |
по характеру продаж | оптовый рынок; розничный рынок. |
Цивилизованный рынок требует и развитой инфраструктуры, т. е. комплекса систем, служб, организаций, обслуживающих рынок. Классическая инфраструктура рынка включает товарные биржи, фондовые биржи, биржи труда, системы страхования и кредитования, транспортного и иного обслуживания.
Сущность рынка находит свое выражение в функциях, т. е. в основных назначениях, которые он призван выполнять:
1) согласование и поддержание сбалансированности производства и потребления по ассортименту производимой продукции и его объёмов;
2) соизмерение затрат и результатов, выявление ценности товаров;
3) экономическое стимулирование эффективности производства и научно-технического прогресса (НТП);
4) обеспечение динамичной пропорциональности в развитии отдельных отраслей, регионов, национального хозяйства и т. д.
В рыночной системе принято полагаться не на чувства, а на рационализм людей, их выгоды и интересы. Понимание специфики взаимосвязей в рыночной экономической системе можно достичь лишь при раскрытии ее основ.
Информационная функцияпроявляется в том, что через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.
Посредническая функция рынка позволяет продавцу выбрать наиболее оптимального покупателя, а потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика.
Ценообразующая функция способствует установлению подвижной связи между стоимостью и ценой, чутко реагирующей на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики и прежде всего производство. Конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Она создает наиболее оптимальную структуру экономики. В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», о силе которой писал А. Смит, но и государственными рычагами.
Санирующая функция. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.