Система бизнеса. Системный качества современного предпринимательского бизнеса

Наряду с воздействием таких явлений, как экономическая среда предпринимательского бизнеса, его горизонтальная и вертикальная инфраструктура, политическая, правовая и иные неэкономические среды предпринимательского бизнеса, современные предприниматели во всех странах с рыночно ориентированной экономикой постоянно ощущают влияние еще одного объективного явления - современной системы бизнеса.

Данный термин определяет очень важные свойства современного бизнеса - его системный характер, наличие в современном предпринимательстве особых системных качеств, закономерный характер эволюции деловых отношений, а также соответствие многообразных способов проявления предпринимательства в странах с рыночно ориентированной экономикой общемировой тенденции развития предпринимательского бизнеса. «Система бизнеса» - это одна из основных научных категорий во всей современной теории Предпринимательства.

Под системойпринято понимать со­вокупность неразрывно связанных между собой элементов единого целого. Элементы той или иной системы могут иметь место только - внутри данной системы - именно там они оказываются неразрывно связан­ными между собой, составляя единое целое. Одни элементы системы не могут существо­вать без других элементов этой же системы, и наоборот. Они неотделимы друг от друга.

Наряду с системами в природе и в обществе встречаются совокуп­ности случайно составленных предметов либо отношений и связей между людьми, никак не обусловленных объективно. Такие совокупности предметов или связей определяются как несистемные конгломераты. Скажем, кинофильм является системой, а попытки встроить в показ этого фильма по телевидению рекламные ролики, прославляющие крем для обуви, моющие средства, жевательную резинку или другие объекты предпринимательско­го бизнеса, не связанные с содержанием данной картины, имеют признаки несистемного конгломерата. Они не ведут к созданию новой системы, а, напротив, фактически разрушают существующую.

Всякая система может быть либо естественной (органической), либо искусственно созданной (неорганической). Органическойявляется система, происхождение и развитие которой осуществляются в силу объектив­ной необходимости. Органическая система имеет свойства самодостаточности - она развивается сама, без принудительного вмешательства извне. Ее развитие всегда регулируется изнутри, за счет внутренней объективной необходимости, поэтому данная система определяется как саморегулирующаяся и саморазвивающаяся. В ходе развития органической системы признаки каждого из ее элементов становятся более явными и характерными, связи между элементами - более разнообразными, сложными, а, следовательно, - и более устойчивыми. По мере развития органических систем их целостность постоянно укрепляется.

Система может не быть органической в тех случаях, когда она конструируется искусственно и поэтому ее регулирование и развитие может осуществляться исключительно за счет внешнего воздействия на ее элементы или на всю систему в целом. Неорганические(искусственно сконструированные) системыне имеют внутренних импульсов развития, и потому они недолговечны.

Современный бизнес является органической системой. Его возникновение, последовательная эволюция и нынешнее устойчивое состояние стали возможными благода­ря естественной необходимости. В силу естественной необходимости действуют все субъекты предпринима­тельского бизнеса, постоянно вступая друг с другом и со своим непредпри­нимательским окружением во взаимные деловые отношения. Данные от­ношения имеют закономерную природу - все, что происходит в современ­ной системе бизнеса объективно и неизбежно.

Закономерная природа предпринимательского бизнеса, развитие его на началах естественной необходимости, неразрывная взаимная зависимость между элементами его содержания и технологий, составляющих еди­ное целое, формируют системный характерсовременного предпринимательского бизнеса. В современном бизнесе все подчинено строгим причинно-следственным связям, внутренней логике развития деловых отношений как единого целого.

Именно системный характер деловых отношений превращает современный предпринимательский бизнес в устойчивое, постоянно воспроиз­водимое явление, обладающее признаком целостности. Недостаточный учет этого обстоятельства и обусловил в прошлом возникновение и расп­ространение критической концепции бизнеса, в рамках которой рыночные формы предпринимательского бизнеса трактовались как временные, исто­рически преходящие явления, обреченные на исчезновение по мере разви­тия человеческого общества. Позитивная концепция бизнеса также не уде­ляет системному характеру бизнеса должного внимания - поэтому совре­менное предпринимательство рассматривается как по сути несистемный конгломерат достоинств и положительных качеств предпринимателей и всемирного предпринимательства.

В этой целостной и внутренне устойчивой системе современного бизнеса протекает повседневная деловая де­ятельность предпринимателей, формируются и развивают­ся базисные элементы среды предпринимательства, его го­ризонтальная и вертикальная инфраструктура. В данном параграфе мы подробнее рассмотрим особенности систем­ных качеств системы современного бизнеса, а также постараемся понять, как обеспечивается целостность современной системы бизнеса и каким об­разом происходит уравновешивание внутренних противоречий этой систе­мы, порождающих постоянную конкуренцию между субъектами бизнеса.

В отличие от позитивной концепции бизнеса мы исходим из противоречивого характера взаимодействия между субъектами бизнеса. Сталкиваясь в повседневной жизни, субъекты бизнеса стремятся не только наилучшим образом реализовать свои деловые интересы, но и при возможности - навязать их другим субъектам бизнеса. Как же при этом соотносятся целостность системы бизнеса, развитие деловых связей как единого целого, с одной стороны, и противоречия в отношениях между субъектами бизнеса, - с другой стороны?

Противоречия между субъектами бизнеса порождаются несовпадением их деловых интересов. Здесь можно выделить два вида несовпадения интересов. Во-первых, имеет место несовпадение эгоистических инте­ресов каждого из субъектов бизнеса и его же общественных интересов. Во-вторых, не совпадают деловые интересы разных субъектов, в том числе тех, кто вступает между собой в непосредственный контакт и непосредственно устанавливает деловые связи.

Несовпадение интересов проявляется в том, что субъектам бизнеса всякий раз необходимо формулировать иерархию интересов, т.е. предпочитать одни деловые интересы другим, идти на вынужденные компромиссы в процессе реализации интересов. Субъекты бизнеса вынуждены ограничивать свои действия ради достижения приоритетных целей даже в том случае, если эти цели навязаны им другими субъектами бизнеса. В процессе деловой деятельности несовпадение деловых интересов приводит к проти­востоянию между ними, а затем — к противоречивости в действиях субъек­тов бизнеса и во взаимодействии между ними.

Реализуя свои эгоистические притязания, люди выступают как частные лица, преследующие частные интересы, а бизнес - как частное дело этих людей. Напротив, реализуя общественные притязания, люди высту­пают как общественные субъекты, преследующие и отстаивающие общест­венные интересы, а бизнес - как общественно полезное или общественно необходимое дело.

С развитием разделения труда в человеческом обществе, специализации деятельности людей такое несовпадение стало, за исключением натурального хо­зяйства, типичным стимулом предпринимательской активности. «...Человек постоянно нуждается в помо­щи своих ближних, - писал Адам Смит. - Он скорее достигнет своей цели, если обратится к их эгоизму и сумеет показать им, что в их собственных интересах сделать для него то, что он требует от них... Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно, - та­ков смысл всякого подобного предложения. Именно таким путем мы полу­чаем друг от друга большую часть услуг, в которых мы нуждаемся. Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы полу­чить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов».

Следовательно, предпринимательский бизнес, связанный с производством и распределением материальных благ, оказанием услуг, выполнени­ем работ, оказался и продолжает оказываться сегодня подчиненным пот­ребностям разнообразных членов человеческого общества. Поэтому предп­ринимательский бизнес, направленный, на первый взгляд, исключительно на удовлетворение эгоистических интересов самих предпринимателей, всегда имеет значение общественно полезной деятельности.

Мотивация к занятию предпринимательством как общественно полезным делом имеет для активных, энергичных, инициативных и предпри­имчивых людей не менее весомое значение, чем их мотивация, обусловлен­ная наличием эгоистических деловых интересов. В самом общем виде она обусловлена тем, что субъекты современного предпринимательства стре­мятся произвести такую продукцию, выполнить такие работы или оказать такие услуги, которые пользовались бы спросом у других субъектов бизне­са. Фактически при широком разделении труда субъекты современного бизнеса повсеместно работают друг для друга.

Могут ли они при этом игнорировать интересы друг друга? В каждом конкретном случае могут. Так, к примеру, ведут себя продавцы, навязывая покупателям любые товары, независимо от уровня их качества, искусственно создавая ажиотажный спрос, формируя критерии высокой моды исходя из собственных интересов, связанных с максимизацией предпринимательского дохода. Однако ни один из предпринимателей не может позволить се­бе игнорировать объективные тенденции развития потребностей людей и потребительских ожиданий рынка. Каждый из субъектов бизнеса обязан подстраивать свою деловую деятельность к проявлениям закона возвыше­ния потребностей и к закономерностям потребительского поведения.

Ни один предприниматель не может регулярно, в широком масштабе, игнорировать и законные интересы своих контрагентов, поставляющих ему сырье, материалы, запасные части либо оказывающих складские, транспортные и иные производственные услуги, а также наемных работни­ков, хотя при случае, не систематически, предприниматели могут, конечно, манипулировать своим партнерским окружением и даже обманывать его. Постоянное забвение интересов контрагентов, партнеров, наемных работ­ников со стороны того или иного предпринимателя чревато, как минимум, прекращением деловых отношений с ним, а, как максимум, - исключением его из системы постоянного делового сотрудничества по сути изгнанием его из экономической среды бизнеса.

Должны учитываться - и это самое примечательное - также и законные интересы конкурентов. Мы уже знаем, что все предприниматели, действующие в странах с рыночно ориентированной экономикой, обязыва­ются обществом в лице государственных органов антимонопольного регу­лирования уважать законные права собственных соперников. Наряду с этим, при определенных условиях конкуренты, оставаясь таковыми, могут вполне превратиться даже во временных партнеров по бизнесу, объединяя усилия в борьбе с общими противниками.

Противодействие недобросовестной конкуренции, монополизации рынков и монополистической практике, в совокупности составляющее антимонопольное регулирование деловых отношений, представляют собой исключительно важное явление, имеющее место в экономической среде современного бизнеса. Поддержание конкуренции между субъектами биз­неса становится в этих условиях не только задачей, решение которой нап­равлено на сохранение рынка, но фактически - и объектом общественного согласия в деловом сообществе.

Наличие эффективной конкуренции ока­зывается выгодным всем без исключения субъек­там бизнеса, но за это каждому из них приходит­ся идти на компромисс и частично отказываться от реализации собственных интересов, связанных со стремлением сделаться монополистом. Более того, каждый предприниматель вынужден согла­ситься с тем, что современный рынок - это такая арена соперничества между субъектами бизнеса, где каждому из добросо­вестных соперников должно быть гарантировано сохранение потенциала его предпринимательской конкурентоспособности. Это значит, что субъек­ты деловых отношений, поддерживая стремление к взаимному соперниче­ству, вместе с тем, оказываются совместно заинтересованными в противо­действии монополизации рынков кем-либо из них.

Противоречия деловых отношений, конфликты деловых интересов современных предпринимателей имеют диалектический характер. Данное определение означает следующее: разрешение противоречий в предп­ринимательском бизнесе постоянно приводит к тому, что конкурентное со­перничество каждого из предпринимателей с представителями своего внешнего окружения порождает объективную необходимость постоянного учета законных интересов почти всех тех, с кем, казалось бы, возможна лишь война до победного конца.

Несовпадение деловых интересов предпринимателей обусловливает неизбежность конфликта каждого из них со своим окружением. Каждый из субъектов предпринимательства, приступая к делу, всякий раз стремится утвердить себя во взаимном соперничестве с другими субъектами бизнеса. Но вместе с тем он также стремится учесть потребности и законные интересы этого окружения. Ведь данное окружение может отвергнуть его по­пытки добиться успеха и стать источником его неудач. Вот и получается, что конфликт деловых интересов оборачивается необходимостью достиже­ния согласия интересов в масштабах экономики, всего человеческого об­щества как единого целого.

Учитывая, добровольно или вынужденно, деловые интересы своего окружения, каждый из субъектов предпринимательского бизнеса, тем самым, оказывается перед объективной естественной необходимостью интег­рации собственной деловой деятельности в единую систему деловой дея­тельности, осуществляемую людьми, - в единую систему бизнеса. Таким образом, конкуренция предпринимателей дополняется в современном предпринимательском бизнесе тенденцией системной интеграции деловой деятельности каждого из них в общую систему.

Системная интеграция предпринимательскогобизнесапредставляет собой включение деловой деятельности каждого добросовестного предпринимателя в единую, постоянно воспроизводимую систему деловой деятельности людей, происходящую во всем мире. Она базируется на общественных интересах каждого из субъектов бизнеса. Именно на ее основе становится возможным появление этической, социальной и гуманистичес­кой мотивации людей к занятию предпринимательством, к которой мы обращались во второй главе учебника «Основы бизнеса».

В системной интеграции предпринимательского бизнеса не следует видеть некое механическое соединение деловых усилий предпринимателей. Субъекты бизнеса всегда разделены конфликтами интересов и стремлением каждого из них в отдельности получить доступ к материальным благам, количество которых всегда остает­ся ограниченным. Но вместе с тем в этом стремлении сов­ременные предприниматели повинуются не только собственному эгоизму. Они научились понимать, что дос­тижение конечного успеха удается лишь в результате со­четания эгоизма каждого из субъектов деловых отноше­ний и согласия в обществе.

Именно поэтому противоречия интересов субъектов деловых отношений обусловливают двойственность положения на рынке каждого из них. В действиях субъектов предпринимательского бизнеса содержатся проявления двух противоположных тенденций развития современной системы бизнеса, а именно:

- тенденции конкуренциипредпринимателей, стремящихся к достижению успеха за счет создания конкурентных преимуществ и обеспечения
победы над своим окружением;

- тенденции системной интеграциичастного бизнеса субъектов деловых отношений в единый процесс общественно полезной деятельности
на основе взаимного признания и учета интересов всей совокупности
представителей этого окружения.

С тенденцией конкуренции связаны эгоистические интересы современных предпринимателей, с тенденцией интеграции - их общественные интересы. Поэтому тенденция конкуренции выражает центробежный ха­рактер развития современной системы бизнеса, тенденция интеграции -центростремительный характерразвития данной системы. Современный бизнес развивается потому, что субъекты бизнеса постоянно стремят­ся добиться собственного успеха и делать счастливым свое окружение.

Системный характер современного бизнеса, его целостность и устойчивость обусловлены тем, что данные тенденции уравновешивают друг друга. Субъекты бизнеса конкурируют между собой; они стремятся моно­полизировать рынок, но понимают, что монополизация рынка приведет к краху рынка, а, следовательно, в конечном счете, и их бизнеса. Целостность и устойчивость современной системы бизнеса обеспечиваются на основе не механического объединения субъектов бизнеса и принудительного со­подчинения их деловых интересов, а интеграции их связей в результате взаимного учета интересов.

Одновременное действие центробежной и центростремительной тенденций развития системы бизнеса приводит к формированию основных системных (интегративных) качеств современной системы бизнеса, связанных с каждой из данных тенденций. Таковыми являются:

- деловой суверенитет всех субъектов деловых отношений независимо от их функциональной роли в системе бизнеса;

- согласие (консенсус) интересов всех субъектов деловых отношений.

Под деловым суверенитетом субъектов дело­вых отношений понимается постоянное воспроизведе­ние естественного права каждого из них на участие в бизнесе и на обретение успеха в нем сообразно потенциалу собственной конкурентоспособности. Каждый че­ловек, следовательно, обладает естественным правом на ведение предпринимательского бизнеса и на достиже­ние успеха в нем, а также правом на уклонение от учас­тия в ведении предпринимательства. Деловой суверенитет предпринимателей является обязательным ус­ловием их участия в бизнесе. Его наличие позволяет предпринимателям идти на самостоятельный выбор приемлемых видов предпринимательства, принимать инициативные решения, проводить сделки, рисковать собственным достоянием, вести непрерывную конкурентную борьбу, нести экономическую и юридическую ответственность за результаты деловой деятельности. Обладая деловым суверенитетом, каждый предприниматель получает возможность проявлять свои деловые интересы и отстаивать их в соперничестве с другими предпринимателями.

Поддержание и воспроизведение в обществе предпринимательского суверенитета свидетельствует о том, что законная деятельность субъектов предпринимательского бизнеса находится под защитой органов власти и управления, и что никакой иной субъект бизнеса не вправе вмешиваться в нее, принудительно навязывая всем свои деловые интересы.

Деловой суверенитет предпринимателей сочетается с согласием интересов всех добросовестных субъектов современного бизнеса. Противоречия между «деловыми людьми» не должны с силой неизбежности выводить их за рамки существующего общественного согласия интере­сов, становиться общегосударственной проблемой и приобретать безыс­ходный характер.

Согласие интересовв современной системе бизнеса базируется на принятии всеми субъектами деловых отношений долговременных взаимных обязательств по соблюдению делового суверенитета друг друга. Все стороны соглашаются с правом каждого добросовестного предпринимате­ля на отстаивание собственных интересов и на их реализацию. Соглашаясь на признание права каждого добросовестного субъекта деловых отноше­ний на реализацию своих деловых интересов, современные предпринима­тели вольно или невольно интегрируют собственную деловую деятель­ность в единую систему бизнеса.

Наши рекомендации