Теория цен товаров, виды цен
Из сферы производства товар попадает в сферу обмена. Независимо от того, в какой форме представлен товар (вещественной или невещественной), он имеет цену. А чем определяется цена? Определение цены зависит от подхода к определению стоимости товара.
В соответствии с теорией трудовой стоимости К.Маркса величина стоимости определяется общественно необходимыми затратами труда на производство товара, затратами при средних общественно-нормальных условиях производства при условии, что предложение соответствует спросу. Согласно этой теории цена есть денежное выражение стоимости товара. И, следовательно, на нее влияют:
а) стоимость самого товара. Чем больше величина стоимости, тем больше цена. И наоборот;
б) стоимость денег (золота). Чем меньше стоимость денег, тем больше цена товара. И наоборот;
в) рыночная конъюнктура – соотношение спроса и предложения. В каждом отдельном акте купли-продажи цена под влиянием спроса и предложения может отклоняться от стоимости.
В результате цены колеблются вокруг стоимости товара.
В соответствии с теорией предельной полезности цена есть денежное выражение ценности предельного продукта.
В современной экономической теории наибольшие распространения получила концепция цены А.Маршалла. Он отказался от поиска единственного источника стоимости и соединил теорию издержек, теорию предельной полезности, теорию спроса и предложения.
Цена, которую готов заплатить покупатель, определяется полезностью товара.
Цена, которую назначает продавец, определяется издержками производства товара.
Рыночная цена устанавливается покупателями и продавцами в результате столкновения спроса и предложения. Она, в свою очередь, влияет на величину спроса и предложения, а, следовательно, на поведение покупателей и продавцов.
Итак, цена – это форма выражения ценности благ, которая проявляется в процессе их обмена.
Цена выполняет ряд функций: учетную, распределительную, стимулирующую, социальную.
Учетная функция цены позволяет учитывать затраты на производство товара, определять количество денег, которое покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар.
Распределительная функция заключается в возможности цен влиять на величину спроса и предложения, перераспределять их и определять таким образом структуру производства.
Стимулирующая функция цены проявляется в заинтересованности производителей снижать издержки производства, повышать его объемы и качество продукции для увеличения выручки от продаж.
Социальная функция цены обусловлена их влиянием на структуру и объемы потребления благ и услуг, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи.
По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. Рассмотрим основные виды цен.
В зависимости от вида торговли, масштабов торговых операций и вида товара цены делятся на:
· оптовые, по которым реализуются крупные партии то вара в условиях оптовой торговли;
· розничные, по которым продаются отдельные единицы товара индивидуальным покупателям в розничной торговой сети;
· закупочные цены – цены государственных закупок товаров у предприятий, организаций, населения;
· тарифы, по которым производится оплата коммунальных, бытовых услуг, услуг связи и др.
По степени и способу регулирования цены делятся на:
· жесткофиксированные, твердые цены, которые назначаются органами ценообразования или другими государственными органами;
· регулируемые, которые регулируются государственными органами путем установления верхней или нижней границы цены на определенные группы товаров, предельного уровня рентабельности (прибыльности);
· договорные цены, величина которых определяется контрактом между продавцом и покупателями;
· свободные, рыночные цены, освобождены от вмешательства государственных органов, формируются под влиянием конъюнктуры рынка.
Переход от фиксированных цен к свободным называется либерализацией цен.
В зависимости от вида рынка, на котором складываются цены, различают, биржевые, аукционные, комиссионные цены.
Наличие разных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необходимости использования мировых цен, т.е. цен мирового рынка.
Каждая страна имеет свой уровень цен.
Уровень цен – это средневзвешенная величина цен, товаров и услуг, произведенных в стране. Он выражается индексом цен.
Индекс цен– это соотношение между совокупной ценой потребительской корзины данного периода и совокупной ценой потребительской корзины в базисном периоде.