Пути формирования института социального
Страхования
Крупный масштаб проблем формирования института социального страхования обусловлен несистемностью и медленными темпами институциональных преобразований социальной сферы.
Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики — уровень пенсий и других страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся.
В этой связи необходимо разработать среднесрочную программу мер (напри мер, на 3-5 лет) с целью завершения в ближайшие 5-8 лет формирования системы социального страхования в России, в увязке ее с реформами в системе заработной платы и налоговой системе. Такая программа мер позволит обеспечить преемственность и последовательность в работе правительства, министерств, ведомств, сообщества субъектов социального страхования (представителей работников, работодателей и страховщиков).
Много серьезных вопросов в этой связи предстоит решить законодателям, прежде всего. Государственной Думе. В их числе совершенствование законов по социальному страхованию и обеспечению, их гармонизация с другими видами права — трудовым, гражданским, финансовым и административным, снятие существующих законодательных противоречий между ними.
Процесс законотворчества важно направить в конструктивное русло, отказаться от широко распространенной практики законодательного популизма и низкого качества подготовки законопроектов. К типичным недостаткам формирования законодательной основы системы социальной защиты следует отнести недостаточно четкое разграничение правового поля, места и роли видов права, которые призваны определять координаты и характерные особенности «новых» и «старых» институтов социального обеспечения, отсутствие эффективно действующих в новых условиях финансовых механизмов.
Характерным примером правовой «путаницы» и «неразберихи» является Налоговый кодекс (часть II), предусматривающий введение единого социального налога (глава 25. Единый социальный налог, статьи 286-297).
Предлагается ввести особый финансовый механизм сбора страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в виде единого социального налога с дифференциацией его размеров по видам платежей и страхователей. Анализ вопроса свидетельствует, что данная законодательная инициатива «надежно» заблокирует все пути становления института социального страхования в России.
Возникает правомерный вопрос: чем вызван данный шаг — недомыслием (незнанием, непониманием этого сложного вопроса) или авантюрой типа «хотели как лучше, а получилось как всегда»? Ведь Государственная Дума на протяжение последних лет приняла ряд законов по социальному страхованию[62]. При этом уязвимость предлагаемого пути в том, что возврат к жестко регулируемым государством моносубъектным институтам социальной защиты попросту невозможен по причине отсутствия экономической базы. Ликвидация монопольной государственной собственности, которая служила основным источником финансовых средств для социалистической системы социального обеспечения, не позволяет такую антиреформу провести. Кроме того, возврат к государственной системе социальной за щиты неминуемо «переведет стрелки ожиданий» населения (а значит, и весь потенциал претензий) в сторону государства.
Необходимым и определяющим условием формирования институтов социального страхования является легитимизация (узаконение) основных экономических механизмов (по сбору, распределению и перераспределению финансовых ресурсов). Центральный вопрос заключается в определении оптимальных для настоящего этапа пропорций между личным вкладом работника в отдельные государственные фонды социального страхования, увязанным с размером и объемом выплачиваемых пособий (принцип самоответственности), и долей средств, направляемой на перераспределение в пользу лиц с более низкими доходами и периодами страховых взносов.
Данный вопрос удовлетворительном может быть решен в случае решения следующих методологических и правовых задач:
1) Определения уровней доходов (заработной платы) граждан, которые следует считать:
а) достаточными для «самообеспечения» для страховых взносов в системе социального страхования;
б) требующими солидарной взаимопомощи;
в) позволяющими оказывать такую помощь. Для этого требуется провести актуарные расчеты с целью учета особенностей страны — экономических возможностей территорий, различных секторов экономики, профессиональных и половозрастных групп населения, а также средне- и долгосрочной ситуации на рынке труда и демографических прогнозов.
2) Обоснование оптимальной доли ВВП, используемой на финансирование от дельных видов социального страхования и всей системы с учетом прогнозов изменения расходов на заработную плату (в ВВП) и другими элементами социальной политики (механизмами регулирования рынка труда, условиями найма и нормативными характеристиками предоставления права на выплаты (возраст выхода на пенсию, размером выплат и т.д.).
3) Определения круга и качественных характеристик причин, которые приводят к наступлению нестраховых периодов в трудовой деятельности по объективным факторам и которые должны солидарно датироваться страховыми поступлениями всех страхователей.
Вспомогательным, но весьма плодотворным методом организации данной работы может служить метод оценок и международных сопоставлений, включая рекомендации специализированных международных организаций в данной сфере (Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения). Накопленный ими значительный опыт в сфере социальной политики и социального страхования позволяет применить широкий арсенал средств по вы бору и обоснованию целей, функций, социальным нормативам, структурам органов управления.
Формирование системы обязательного социального страхования в стране требует концептуального и законодательного решения ряда крупных задач национального масштаба. Важнейшие среди них:
• разработка доктрины системы социального страхования для России (философии социального страхования и его места в системе социальной защиты населения, роли социальных субъектов в вопросах финансирования и управления);
• разработка методологических основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки, фиксирующие и не допускающие ему смешиваться с правовыми полями личного страхования, с одной стороны, и социальной помощью, с другой:
• разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства), с ролевых их позиций страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
• определение форм, уровней и механизмов реализации социальных гарантий, обеспечиваемых различными видами социального страхования;
• определение 4-5 базовых правовых институтов социального страхования, которые бы включали все возможные виды страховых случаев и обеспечение координации их деятельности с целью плотного правового структурирования всех форм и видов защиты;
• определение финансовых механизмов видов социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политики в стране;
• определение инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.