Психологическая подготовка исследователя и научная этика

Исследователь должен быть психологически готов к творчеству. Для творчества необходимым условием является психологическое равновесие. Исследователь должен иметь в себе силы противостоять конфликтам и преодолевать драматические ситуации. Творческая личность должна уметь владеть собой. С этой точки зрения весьма полезно овладеть аутотренингом. Жизненная стратегия творческой личности нацеливает на умение бороться и отстаивать свою позицию.

Большое значение имеет самоорганизация творческой личности. Здесь полезными могут казаться советы исследователей и изобретателей, которые явились итогом их длительной борьбы за свои идеи и позиции. Например, «девять заповедей» изобретателя Л.И. Чернышова [8] гласят:

1. Не спеши критиковать недостатки, если не знаешь, как их устранить.

2. Удостоверься в новизне твоего предложения.

3. Убедись в ценности предлагаемой идеи для общества.

4. Убедись в ценности предлагаемой идеи для коллектива.

5. Не падай в обморок, встретив препятствия. Учти, не будь отживащего и борьбы с ним нового, не требовались бы ни идеи, ни новаторы, то есть ты сам.

6. В стратегии будь максималистом, а в тактике - минималистом.

7. Откажись от иллюзий. Никто не обязан делать твое дело за тебя. Идея - твое детище, а своих детей нужно растить самим.

8. Познай самого себя, все свои достоинства и недостатки, чтобы твою оборону никто не мог разрушить, а твои атаки завершались победой.

9. Познай противников своей идеи и их окружение, возьми в расчет их сильные и слабые качества, чтобы противников сделать нейтралами, нейтралов - союзниками, вовлечь свой коллектив в реализацию идеи и усилить этим перестройку коллектива.

Советский исследователь Е.Жариков предложил комплекс установок и правил самоуправления для научного работника, включающий пять пунктов [8]:

1. Динамичность установок. Исследователь должен ставить перед собой не одну, а несколько целей (основная, "запасная" и т.п.). Это уменьшает опасность появления невроза от первой неудачи.

2. Временная переоценка того, чего пока не удалось достичь исследователю.

3. Осмысление возможной неудачи и ее последствий заранее.

4. Заполнение "оценочных карт" возможных отрицательных событий (в левой колонке - предположения до события, в правой - оценка после него и формулирование извлеченного урока).

5. Речевая самокомпенсация (вслух о трудном) и своевременная шутка для разрядки напряжения в коллективе.

Имея определенный уровень психологической подготовки к неудачам, исследователь значительно легче их переносит, избегает депрессивного состояния, а, значит, сохраняет работоспособность, как творческая личность.

Научная этика представляет собой систему норм нравственного поведения, принятых в научной среде, в научном сообществе.

Проблема нарушения научной этики существовала всегда. Неэтичное поведение научных работников имеет место во всем мире.

Однако уровень научной этики в стране зависит от того, насколько национальная наука интегрирована в мировое научное сообщество, насколько она живет по нравственным нормам мирового научного сообщества. Если такой интеграции нет, тот уровень нравственности напрямую связан с уровнем нравственности в обществе, в стране.

Результативность науки также связана с уровнем научной этики. Поэтому рассмотрение некоторых вопросов научной этики представляется весьма полезным.

Формы неэтичного поведения в науке могут быть различными. Наиболее известны следующие [6]:

1. Плагиат - умышленное присвоение чужого авторства полностью или частично, выдача чужого открытия, изобретения, научного результата за собственный.

2. Компиляция - работа, составленная путем заимствования и не содержащая собственных сообщений или интерпретаций. Такая работа может быть вполне этичной, если составитель не претендует на авторство. В этом случае должны быть ссылки на авторов.

3. Неэтичное цитирование - цитирование без ссылок (примыкает по смыслу к плагиату), либо искажение цитаты. Искажение цитаты может быть прямым, когда цитируемому автору присваивают не его высказывание, либо смысловым, когда цитата вырывается из контекста, и при этом искажается ее смысл.

4. Аргументация с помощью цитат. Цитата может быть лишь вспомогательным аргументом. Нельзя в качестве основного аргумента приводить цитату.

5. Ложное соавторство: возможно в нескольких случаях:

- когда соавторы равны по статусу и действуют по принципу: "ты - мне, я-тебе!";

- когда для более успешного внедрения результатов, их публикации привлекается соавтор-таран", обладающий необходимой "пробивной способностью".;

- когда отношения строятся по схеме: "начальник-подчиненный", руководитель-аспирант" и т.п.

6. Подтасовка научных фактов, экспериментальных данных и т.п. Источником этого вида неэтичного поведения может стать нехватка времени, необходимость получить "убийственный аргумент" и т.п.

7. Демагогия. Демагогию можно определить как совокупность методов, позволяющих создать впечатление правоты, не будучи правым. В этом случае демагогия находится между логикой и ложью. Демагогия является неэтичной формой дискуссии.

Нарушения научной этики могут приводить к возникновению квазинауки (лженауки). Квазинаука - некое научное учение, отрицающее аналогичную мировую науку. Возникает квазинаука или лженаука в результате идеологического, финансового, административного давления на ученых. В этой ситуации ученый вынужден либо уйти из науки или научной организации, либо заниматься тем, чем велят, и "получать" те результаты, которые хочет иметь начальство. Поскольку в этом случае происходит насилие над самим духом науки, духом творчества, то и нарушения научной этики обязательно будут [6].

Для того, чтобы не возникало лженаук или квазинаук, национальная наука должна развиваться по законам мировой науки. Прежде всего должен соблюдаться принцип академической свободы. Личный успех ученого должен оцениваться объективно, исходя из успешности его работы, а не из должности этого ученого. Не следует пытаться талант привязать к должности и наоборот. Соблюдая эти принципы наука будет развиваться свободно, а средства, выделяемые на нее, расходоваться более эффективно.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

Апробация (лат. aprobatio - одобрение, утверждение) - вынесение направлений и результатов НИР на суд научной общественности.

Вариационный ряд - выборка, перенумерованная в порядке возрастания (в виде таблицы).

Вероятность - мера возможности наступления события.

Время упреждения (прогнозируемый период) - отрезок времени от момента, для которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента, к которому относится прогноз.

Выборка - 1. статистическая совокупность значений признака объекта исследования, получаемая в результате выборочного исследования; 2. часть генеральной совокупности значений признака объекта исследования, выбранная случайно для исследования.

Генеральная совокупность - совокупность всех возможных значений признака объекта (явления) в каком-либо исследовании.

Гипотеза (научная гипотеза) - это предположение о существовании такой закономерности, которая пока еще наблюдалась наукой, но объясняет определенную совокупность явлений.

Девиация - мера рассеивания значений СВ от своего среднего, которая определяется как сумма квадратов отклонений признака от средней арифметической.

Дедуктивный метод (дедукция) - способ выполнения теоретической работы, которая заключается в выявлении частных положений из общих законов (от общего к частному).

Дискретная СВ - 1. случайная величина, которая принимает отдельные возможные значения с определенными вероятностями, т.е. значения которой являются только отдельные точки числовой прямой; 2. случайная величина, множество возможных значений которой конечно или счетно.

Дисперсия - мера рассеивания значений СВ, которая определяется как среднее значение квадратов отклонений СВ от своей средней арифметической величины.

Закон распределения - соответствие между возможными значениями случайной величины и их вероятностью.

Индуктивный метод (индукция) - способ выполнения теоретической работы, который заключается в выявлении общих законов по частным фактам исследования (от частного к общему).

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на реализацию научных знаний с целью получения нового продукта или улучшения производственного продукта, способа его производства (технологии) и обслуживания.

Интерполяция- (от лат. Interpolatio - подновлять) - математическое нахождение по ряду данных значений функции промежуточных ее значений.

Испытание - соблюдение всей совокупности условий (с точки зрения теории вероятности).

Исход - это результат испытания.

Кибернетика (от греч. kybernetike - искусство управления)- наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, технике и экономике. Та часть кибернетики, которая изучает процессы управления в экономике, называется "экономической кибернетикой".

Корреляционный анализ - это раздел математической статистики, с помощью которого определяется существенная зависимость между двумя или более случайными величинами или отсутствие такового.

Математическая статистика - это раздел математики, посвященный методам сбора, анализа и обработки статистических данных для научных и практических целей.

Медиана случайной величины - это точка на оси абсцисс, которая делит площадь под кривой на две равные части (срединное значение СВ).

Метод наименьших квадратов - способ подбора параметров регрессионной модели исходя из минимизации суммы квадратов отклонений.

Метод прогнозирования - совокупность приемов мышления, позволяющих на основе анализа ретроспективных внешних и внутренних связей, присущих объекту, а также их изменений в рамках рассматриваемого явления вынести суждение определенной достоверности относительно будущего развития объекта.

Мода случайной величины - это точка на оси абсцисс, соответствующая максимальной плотности распределения (наиболее вероятное значение).

Моделирование- изучение свойств и характеристик различного рода процессов или объектов посредством исследования их искусственных или естественных аналогов (моделей).

Модель - 1) такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале; 2) искусственная система, отражающая изучаемые (основные) свойства объекта исследования.

Наука- это непрерывно развивающаяся система объективных знаний о действительности.

Научная деятельность (научные исследования) - интеллектуальная творческая деятельность по получению, анализу, систематизации и обобщению знаний о природе, человеке, обществе, технике и технологиях.

Научные работники (ученые) - это лица, имеющие высшее образование и ведущие НИР или научно-педагогическую работу по плановому утвержденному порядку.

Научный результат - это неизвестные ранее сведения о природе, человеке, обществе, технике и технологиях, ставшие известными вследствие целенаправленной научной деятельности либо в силу случайных обстоятельств, связанных с научной деятельностью (побочный научный результат).

Непрерывная случайная величина (СВ), которая непрерывно заполняет интервал от некоторого минимального до максимального значения (имеет место при измерениях, где нет фиксированного значения).

Отклик - зависимая переменная, значение измеряемого признака, величина результата.

Прогноз - научно-обоснованное описание состояний объектов в будущем, а также альтернативных путей и сроков достижения этого состояния.

Прогнозирование (греч. prognosis - знание наперед) - это вид познавательной деятельности человека, направленной на формирование прогнозов развития объекта на основе анализа тенденций его развития.

Регрессионный анализ - это раздел математической статистики, устанавливающий формы зависимости между случайной величиной и значениями одной или нескольких переменных.

Регрессия (функция регрессии) - статистическая зависимость между значением случайной величины и заданными переменными.

Событие- всякий факт, который может либо произойти, либо не произойти.

Уровень фактора (способ обработки) - конкретная реализация фактора (например, определенный школьный учебник, способствующий получению знаний).

Фактор - то, что оказывает влияние на конечный результат (отклик) (например, "школьный учебник", воздействующий на совокупность знаний ученика).

Эвристика – ("искусство нахождения истины") - 1. система логических приемов и методических правил теоретического исследования; 2. наука, изучающая продуктивное творческое мышление.

Экзогенные переменные - условия и параметры, устанавливаемые вне модели (факторы, внутренние параметры объекта исследования).

Эксперимент - это научно поставленный опыт в точно учитываемых условиях, который можно воссоздать при повторении этих условий.

Экстраполяция- математическое нахождение по ряду данных значений функции других ее значений, находящихся вне этого ряда (противоположное интерполяции).

Эндогенные переменные - параметры, определяемые с помощью модели (зависимые переменные, отклики).

Наши рекомендации